Израильские эксперты анализируют ситуацию в Ливане. Часть 2

По мнению экспертов Института исследования национальной безопасности (Institute for national security studies, INSS) Тель-Авивского университета, демонстрации на всей территории Ливана вспыхнули стихийно. Непосредственным поводом для протеста стало решение о введении налога на звонки в WhatsApp, однако в основе народного негодования лежит ухудшающаяся экономическая ситуация и паралич «правительства единства», которому трудно принять решения, которые могли бы улучшить ситуацию в стране. Массовый протест отражает отчаяние и раздражение в народе коррумпированными властями. С другой стороны, часть руководства страны, включая шиитскую проиранскую организацию «Хизбалла», не заинтересована в изменении нынешней политической системы и поэтому поддержала «план восстановления», который был спешно разработан и предложен ливанским правительством[i].

Беспрецедентные за последние годы протесты в Ливане, начавшиеся 17 октября 2019 года, усиливались и насчитывали от десятков до сотен тысяч участников, которые вышли на улицы не только в Бейруте, но и в других крупных городах страны. «Соломинкой, сломавшей спину верблюда» стало необычное решение (сразу же отменено после начала протестов) обложить налогом звонки в WhatsApp. Этот налог должен был стать одним из компонентов в структуре нового налогообложения в рамках бюджета на 2020 год, который правительство пыталось утвердить по рекомендации Всемирного банка. Дело в том, что правительство С.Харири пошло на непопулярные меры – сократило социальные выплаты и пенсионные пособия работникам госсектора и военнослужащим в расчете получить крупную финансовую помощь и избежать дефолта. На международной конференции Париж-4 («Кедр») в 2018 году страны-доноры пообещали выделить Ливану свыше 11 млрд долларов в качестве льготных кредитов и безвозмездных субсидий для реализации программы стабилизации экономики и осуществления крупных инфраструктурных проектов.

Отмечается особенность нынешнего протеста: беспорядки вспыхнули стихийно, не было привязки к той или иной конфессии, что способствовало сплочению граждан всех слоев общества, всех религиозных направлений и политических предпочтений в общем требовании отставки кабинета и смены существующего порядка в стране. Демонстранты предъявили претензии всему руководству страны: президенту-христианину Мишелю Ауну, спикеру парламента мусульманину-шииту Набиху Берри и премьер-министру мусульманину-сунниту Сааду Харири. Звучали также лозунги против «Хизбаллы».

Массовый протест отражает отчаяние ливанского общества по поводу сложной экономической ситуации и низкого уровня жизни; недовольство коррумпированным руководством, состоящим из представителей старых элит всех конфессиональных групп, которые озабочены исключительно собственными интересами; и отсутствие доверия к способности нынешнего правительства найти решения для улучшения ситуации. Уличные протесты не обошлись без насилия, как со стороны демонстрантов (жгли покрышки и нарушали общественный порядок), так и со стороны сил безопасности (использовали слезоточивый газ и арестовывали демонстрантов), однако масштабы протестных акций только возрастали. Они стали своего рода национальным подъемом, символизирующим надежду на лучшую жизнь. Суть протеста, по мнению экспертов INSS, была выражена на плакате, которым размахивал один из участников демонстраций: «Я сражаюсь, чтобы жить».

Тем временем в основе народных протестов в Ливане лежит ряд причин.

За последнее десятилетие граждане Ливана на себе почувствовали падение уровня жизни на фоне ухудшения экономической ситуации. Ливан оказался в глубоком экономическом кризисе: его внешний долг составляет около 85 млрд долларов, и страна находится на грани банкротства. Агентство Fitch Ratings понизило оценку кредитоспособности Byblos Bank и Bank Audi, которые являются крупнейшими кредиторами Ливана, объяснив такой шаг сложностью условий операционной деятельности и общим экономическим спадом в стране. Долгосрочные рейтинги дефолта обоих банков были понижены с B – до CCC, что означает, что оба кредитора в настоящее время уязвимы и исполнение ими своих долговых обязательств зависит от наличия благоприятных экономических условий в стране[ii].

Уровень безработицы в Ливане высок (молодые люди составляют около 36% от всех безработных). Инфраструктура разрушена, и существует серьезная нехватка электроэнергии и воды. Национальные институты, включая систему правосудия и аппарат безопасности, заражены хронической коррупцией. Ливан также пострадал от последствий гражданской войны в Сирии, в основном в связи с приемом около 1,5 млн сирийских беженцев, которые вместе с «официально установленными» палестинскими беженцами составляют около четверти населения.

При всем при этом работа правительства парализована. С.Харири, премьер-министр суннит, после затяжного (восьмимесячного) политического кризиса по результатам прошедших в стране выборов преуспел в формировании «правительства единства» в начале 2019 года. Однако в нынешнем составе кабинету министров трудно функционировать и принимать решения. В правительстве представлен оппозиционный блок, состоящий из его соперников – М.Ауна, который объединил усилия с представителями шиитов из движения «Амаль», и «Хизбаллы». Еще одним фактором, способствующим этому, является влияние «Хизбаллы» на ливанскую политическую систему и способность организации парализовать процесс принятия решений в соответствии со своими интересами. Вхождение представителей «Хизбаллы» в правительство Ливана также привело к экономическим последствиям. С одной стороны, это позволяет им перенаправлять бюджеты находящихся под их контролем правительственных министерств на нужды организации, когда расходы несет население страны, а с другой стороны, воздействие санкций против «Хизбаллы», которые были значительно расширены и ужесточены по сравнению с прошлым годом, сказываются и на ливанской экономике. Тем не менее, по мнению экспертов INSS, ливанские демонстранты не хотят обвинять организацию, которая в настоящее время представляет собой мощную  полувоенную силу в стране.

Спонтанная вспышка народного протеста вызвала быструю реакцию руководства, которое, похоже, было напугано потенциальными последствиями событий. Предварительные заявления представителей различных партий предполагают, что нынешние лидеры стремятся сохранить существующий порядок, чтобы сохранить свои имеющиеся активы. Премьер-министр С.Харири публично отреагировал первым: 18 октября, на следующий день после демонстраций, он призвал своих партнеров в правительстве помочь ему исправить ситуацию, намекая на его возможную отставку в течение 72 часов, если они откажутся сотрудничать. Х.Насралла, в свою очередь, выступил в качестве государственника, призвав демонстрантов в речи от 19 октября действовать ответственно. Он объяснил, что отставка кабинета только ухудшит ситуацию, а не решит проблемы Ливана, и призвал исправить экономическое положение. На этом этапе он избегал отправки своих сторонников на улицы, чтобы подавить демонстрации (за исключением одного инцидента 21 октября, когда сторонники «Хизбаллы» столкнулись с ливанскими сотрудниками безопасности). Со своей стороны, министр иностранных дел Деебран Басиль (зять президента М.Ауна) утверждал, что нынешняя система представляет собой политическое согласие и что любое изменение приведет к анархии.

Это сходство интересов по сохранению существующей политической системы позволило премьер-министру С.Харири 20 октября обеспечить быстрое прохождение в кабинете министров далеко идущего «плана восстановления», который свидетельствует о том, что правительство прислушивалось к требованиям демонстрантов. План был основан на переносе налогового бремени с более слабых слоев общества на более зажиточные и продвижению мер по повышению уровня благосостояния населения. План предусматривал 50-процентное сокращение заработной платы высокопоставленных должностных лиц, включая бывших и нынешних министров и законодателей; 25-процентный тариф на доходы банков и страховых компаний; направление 3 млрд долларов из финансового сектора на общественные проекты; ликвидация ненужных правительственных министерств; модернизация электросетей; отмена запланированного налогообложения обездоленной части населения; и продвижение плана обеспечения пожилых людей гарантированным доходом. С.Харири назвал этот план «экономической революцией», однако, несмотря на то, что это действительно амбициозный план, изначально было очевидно, что правительство столкнется с серьезными трудностями в его реализации.

Эксперты INSS до заявления С.Харири об отставке, сделанного 29 октября с.г., в условиях, когда продолжались демонстрации, затруднялись дать точный прогноз дальнейшего развития ситуации в стране. Тем не менее, они предположили, что либо правительству удастся своими обещаниями о глубокой реформе остудить горячие головы протестующих, либо этого окажется «слишком мало и слишком поздно», а продолжающиеся протесты вынудят кабинет министров уйти в отставку. В случае отставки кабинета министров они не видят возможности осуществления серьезных перемен, а скорее создание тупиковой ситуации и нестабильности в политической системе. Более пессимистический взгляд заключается в том, что Ливан даже может оказаться в состоянии анархии. Возможность развития событий в этом направлении ставит «Хизбаллу», которая стремится сохранить текущую ситуацию, позволяющую ей, поддерживаемой Ираном, сосредоточиться на «сопротивлении»  Израилю, перед дилеммой, стоит ли прибегнуть к силе в сдерживании демонстраций. Такой шаг может стать для организации причиной многих проблем внутри Ливана, поэтому Х.Насралла всячески пытается этого избежать.

По мнению израильских экспертов, Ливан может быть спасен только в том случае, если он получит щедрую иностранную помощь для стабилизации своей экономики. Предпочтительно она должна поступить от стран Запада и Персидского залива, чтобы помешать «Хизбалле» и ее покровителю Ирану установить полный контроль над страной.

Что касается Израиля, эксперты ожидают, что в ближайшем будущем Х.Насралла будет озабочен внутренними ливанскими проблемами и, следовательно, ему будет не до действий против еврейского государства. Но в долгосрочной перспективе подрыв внутренней стабильности в Ливане создает риски для Израиля, особенно если «Хизбалла» продолжит наращивать силы.

[i] The Mass Demonstrations in Lebanon: What Do They Portend? // INSS. 25.10.2019 — https://www.inss.org.il/publication/the-mass-demonstrations-in-lebanon-what-do-they-portend/

[ii] Агентство Fitch понизило рейтинги крупнейших банков Ливана // Regnum. 19.09.2019 -https://regnum.ru/news/economy/2723759.html

 

52.24MB | MySQL:103 | 0,542sec