Политический аспект израильских транспортных проектов в Иудее и Самарии

Буквально накануне состоявшихся в сентябре внеочередных выборов в Кнессет премьер-министр Израиля и лидер крупнейшей правой израильской партии Ликуд Биньямин Нетаньяху пообещал избирателям сразу же после выборов провести в Кнессете закон о распространении суверенитета Государства Израиль на Иорданскую долину. Речь идет о граничащей с Иорданией, а потому имеющей огромное стратегическое значение в качестве «восточного щита» еврейского государства, и к тому же сравнительно малонаселенной (около 10 тысяч еврейских и еще меньше арабских жителей) восточной части Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией). Однако, поскольку выборы привели к патовой ситуации в израильской политике и новое правительство так и не сформировано, никаких продвижений в этом направлении пока не было. Что же касается распространения суверенитета Государства Израиль на всю территорию Иудеи и Самарии или, хотя бы на зоны С (районы Иудеи и Самарии, находящиеся, согласно Норвежским соглашениям середины 90-х годов, под полным контролем Израиля, в отличие от находящихся под полным контролем Палестинской национальной администрации зон А и находящихся под ее гражданским контролем, но военным контролем Израиля зон В), как это предлагал целый ряд правых израильских политиков, то она выглядит пока отдаленной и даже отчасти абстрактной возможностью.

Вот уже полгода, с середины мая находящееся у власти в Израиле правительство лишено поддержки большинства в Кнессете и имеет статус «переходного». На практике это означает, что оно ограничено в своих возможностях принятия решений. Тем не менее, это правое правительство, что в израильской терминологии означает не склонное к территориальным уступкам арабам, и оно продолжает осуществлять определенные шаги – пусть не такие масштабные, как распространение израильского суверенитета на те или иные территории, направленные на усиления израильского присутствия в Иудее и Самарии (сейчас в этих районах проживают около полумиллиона израильских граждан-евреев и от полутора до двух миллионов арабов, не являющихся гражданами Израиля). Пожалуй, наиболее ярким примером таких шагов может служить деятельность министра транспорта Бецалеля Смотрича, лидера правой религиозно-сионистской партии «Ихуд леуми» (объединена в парламентский блок с религиозно-сионистской партией «Еврейский дом») и житель поселения Кдумим, расположенного в Центральной Самари.

В течение всех 4 месяцев, прошедших после его вступления в должность министра транспорта, Бецалель Смотрич ускоренными темпами воплощает в жизнь свою концепцию «транспортного суверенитета в Иудее и Самарии». В среду на этой неделе Гражданская администрация (структурное подразделение ЦАХАЛа, отвечающее за управление гражданской жизнью в Иудее и Самарии) окончательно утвердила программу расширения «шоссе тоннелей» («квиш мингарот» – ведущее из Иерусалима на юг шоссе, именующееся так из за того, что на нем есть два беспрецедентно длинных по израильским масштабам тоннеля, проложенных под горой), соединяющего Иерусалим с районом Гуш-Эцион, которое страдает от тяжелейших пробок. На этот проект Министерством транспорта выделяется 1 млрд шекелей (около 290 млн долларов США). В дополнение к этому следует отметить, что уже в начале следующей недели начнутся работы по прокладке шоссе, огибающем с запада лагерь беженцев Аль-Аруб, от Гуш-Эциона на юг — к поселению к Кармей-Цур и далее к Хеврону. Реализация этого проекта обойдется в 800 млн шекелей (около 230 млн долларов США). После завершения реализации двух этих проектов, то есть уже в ближайшие годы дорога из Иерусалим в Кирьят-Арбу, еврейских пригород Хеврона, будет, как минимум, двухполосной в обоих направлениях на всем своем протяжении.

И это лишь два из проектов, которые министр Бецалель Смотрич инициировал и двинул вперед после своего прихода в министерство транспорта с целью – как он это формулирует – «прекратить ситуацию, при которой районы Иудеи и Самарии остаются пасынками во всем, что касается всеизраильских планов развития транспортной сети, и превратить их в такой же округ, как любой другой округ в Государстве Израиль».

Первым символическим и одновременно практическим шагом, который министр транспорта Бецалель Смотрич предпринял в данном направлении, стало то, что в здании Министерства транспорта появилась канцелярия Исраэля Африата, который до недавнего времени именовался «штабным офицером по транспорту Иудеи и Самарии» и имел кабинет в офисе Гражданской администрации, подчиненной командующему Центральным военным округом. Министр транспорта отменил название должности «штабной офицер» и назвал ее «начальник округа Иудеи и Самарии». Одновременно министр транспорта официально обратился в Министерство обороны с просьбой передать в ведение его министерства все аспекты деятельности, касающиеся планирования и реализации проектов в сфере транспорта.

Вторым шагом, осуществленным Бецалелем Смотричем на посту министра транспорта и имеющем в потенциале далеко идущие последствия, стало включение районов Иудеи и Самарии в систему перспективных планов развития транспорта в Государстве Израиль. Отныне долгосрочное планирование транспортных сетей Иудеи и Самарии будет включено в общеизраильские планы. Транспортные проблемы этих районов больше не будут решаться обособлено и частично, как это было до сих пор.

Помимо продвижения своих собственных инициатив, министр транспорта Бецалель Смотрич ускорил реализацию целого ряда других проектов, находившихся на различных этапах осуществления. Речь идет, среди прочего, о расширении постоянно загруженного шоссе, соединяющего поселение Нили в юго-западной Самарии с перекрестком Шилат на окраине израильского города Модиин. Еще один его проект – расширение шоссе от мошава Неве-Ямин, расположенного непосредственно к востоку от города Кфар-Саба, до поселения Цофим в Западной Самарии. Реализация этого проекта обойдется в 250 млн шекелей. Начало работ по этим двум проектам назначено уже на январь 2020 года. По решению министра Бецалеля Смотрича, ветка железной дороги, которая соединит Рош га-Аин с Ариэлем, решение о строительстве которой было принято еще Исраэлем Кацем в его бытность министром транспорта (член Ликуда, занимал пост министра транспорта с марта 2009 по июнь 2019 года, сейчас занимает пост министра иностранных дел), будет продолжена до расположенного в десятке км к востоку от Ариэля еврейского поселения Кфар-Тапуах. Этот список проектов может быть продолжен. Проживая в Иудее и Самарии на протяжении почти 30 лет, автор берется утверждать, что реализация транспортных проектов инициированных и продвигаемых министром Бецалелем Смотричем, станет настоящей мини-революцией, которая серьезнейшим образом поднимет качество жизни в еврейских поселениях Иудеи и Самарии, будет способствовать их привлекательности и дальнейшему росту числа еврейских жителей Иудеи и Самарии.

«В Иудее и Самарии есть накопившееся за многие годы отставание в планировании и реализации проектов, — заявил министр Бецалель Смотрич, объясняя свою позицию по данной проблему, корреспонденту ежедневной израильской газеты «Исраэль гайом», — Есть очень тяжелые транспортные пробки во многих местах, от которых страдает как израильское, так и палестинское население. Вместе с тем уже многие годы шоссе (в Иудее и Самарии – В.Ч.) прокладываются только благодаря коалиционным деньгам (речь идет об одноразовых инвестициях в те или иные конкретные проекты, гарантированных коалиционными соглашениями входящим в правящую коалицию партиям – В.Ч.). Эта ситуация должна измениться. В Иудее и Самарии живут люди, израильтяне и палестинцы, которые никуда не денутся, и надо найти для этих проблем упорядоченные решение, а не накладывать заплату на заплату. (…) Я не оказываю предпочтения Иудее и Самарии, но в то же время я не готов, чтобы продолжалась дискриминация (их жителей – В.Ч.). Эти районы будут получать такое же отношение, как и любое другое место в стране. Мы стираем транспортную «зеленую линию» (имеется в виду линия прекращения огня между Израилем и Иорданией, существовавшая в 1949-1967 гг., а ныне служащая административной границей между суверенной территорией Государства Израиль и территориями Иудеи и Самарии, политический статус которых остается неопределенным – В.Ч.) в соответствии с моей концепцией, согласно которой надо распространить (израильский – В.Ч.) суверенитет на Иудею и Самарию. Речь, конечно, идет только о шоссе и о железных дорогах, но и они имеют политическое значение».

52.2MB | MySQL:103 | 0,478sec