Риски для Израиля в свете подготовки всеобщих выборов на палестинских территориях

Тема выборов волнует Израиль не только вследствие политической неопределенности, сохранившейся в стране несмотря на сразу два досрочных голосования за депутатов Кнессета, но и в связи с продолжающимися попытками обеспечить проведение всеобщих выборов на палестинских территориях, которое готовит Израилю немало сюрпризов. Связаны они как с кандидатурой будущего преемника М.Аббаса, так и с географическими рамками голосования.

Так, прогнозируется попытка трансформации ХАМАСа, которому необходимо избавиться от имиджа террористической структуры. В связи с этим не исключается либо дробление движения с тем, чтобы они смогло представить некое легальное политическое крыло, либо поддержка им нейтрального лидера, не ассоциирующегося напрямую с радикальной идеологией сопротивления. В таком качестве не исключается появление на политической сцене бывшего премьер-министра в составе Палестинской национальной администрации (ПНА) С.Файяда. Он некогда уже пытался начать самостоятельную борьбу за власть, создав партию «Третий путь». Однако на выборах в Палестинский законодательный совет в 2006 г. она не пользовалась большим успехом, получив менее 2,5% голосов. Вместе с тем, нейтральные отношения с ХАМАСом и ФАТХом при позиционировании собственной партии как своего рода символа отказа от системы, в которой реальный вес имеют только два конкурирующих блока, создало ему имидж компромиссной политической фигуры, что могло бы пригодиться не только в реалиях середины 2000-х гг., но и сейчас.

Еще одной личностью, заинтересованной в том, чтобы заменить М.Аббаса, называется, разумеется, М.Баргути, пусть и приговоренный Израилем к пяти пожизненным заключениям. В этом контексте необходимо вспомнить, что после его задержания в 2002 г. именно ХАМАС обещал мстить Израилю и лично А.Шарону за своего идеологического союзника, как раз разделяющего в рядах ФАТХа принципы террористической борьбы. Альянс с ним не позволит выйти за рамки восприятия активности ХАМАСа, а вот С.Файяд вполне способен на это, тем более, что после назначения М.Штайе премьер-министром в составе ПНА аналитики в целом стали говорить о тренде на укрепление экономистов в палестинской системе власти. А к таковым С.Файяда также можно отнести.

Есть еще один традиционный претендент на ключевой пост – М.Дахлан. Судя по его последним заявлениям, он намерен принять участие в выборах, однако, возможности его ограничены в силу физического отсутствия на палестинских территориях. В результате ему для достижения цели нужна опора на месте. При этом, судя по тем же комментариям в СМИ, он нацелен на реформирование ФАТХа, что подорвет влияние М.Аббаса изнутри.

Впрочем, основным фактором, имеющим значение для Израиля на нынешнем этапе, является Иерусалим, что объясняется несколькими причинами. Во-первых, во вторник многолетний палестинский переговорщик и генеральный секретарь Исполкома ООП С.Эрикат призвал международное сообщество надавить на Израиль с тем, чтобы он гарантировал участие в голосовании для жителей Восточного Иерусалима. Соответствующие письма были направлены им властям государств Латинской Америки, Африканского союза, Индии, Пакистана, Австралии, Новой Зеландии, т.е. тем, кто традиционно привлекается Израилем для того, чтобы переломить т.н. «арабское большинство» в ООН. Помимо этого аналогичная просьба прозвучала и в адрес ЕС. Подобная ситуация для Израиля крайне неблагоприятна по нескольким причинам. С одной стороны, внутриполитическая неопределенность блокирует внешнеполитическую работу. С другой стороны, в самом МИДе ближневосточного государства возникли проблемы с финансированием, что привело в конце октября к новым забастовочным санкциям.

Во-вторых, Иерусалим – это еще и реальная возможность заблокировать выборы. Вот только возникает вопрос, кто именно пытается ею воспользоваться. В целом, израильские эксперты склоняются к версии, что государству не выгодно голосование в городе. Однако это знают не только аналитики, но и ХАМАС с ФАТХом. Более того, в Израиле понимают, что при таком раскладе ответственность за провал выборов и как следствие национального примирения, а значит, и создания полноценного палестинского государства вновь возложат на израильскую сторону, что в целом нежелательно. А вот ХАМАСу и ФАТХу такое развитие событий сыграло бы на руку. Власти Газы таким образом могут демонстрировать, что демократический процесс блокировали не они. А ФАТХ получает шанс не проводить выборы, которые важны только на словах, в то время как на деле рискуют полностью лишить М.Аббаса легитимности даже на международной арене.

Наконец, Иерусалим – это еще и сложный вопрос в контексте израильских голосований, что продемонстрировали досрочные парламентские, а также последние муниципальные выборы. Если говорить о первом случае, то город традиционно считался центром поддержки ультраортодоксальных партий, однако в последний раз у экспертов существовала серьезная озабоченность, что общий кризис доверия к секторальным партиям распространиться и на названный сегмент электората. Соответственно, проведение палестинского голосования в Восточном Иерусалиме может усугубить негативные тенденции, что чревато в связи с внутриполитическими проблемами в Израиле.

На муниципальных выборах, прошедших прошлой осенью, со стороны палестинских лидеров была организована кампания, нацеленная на то, чтобы блокировать любое участие жителей имеющих на это право, под предлогом того, что таким образом они поддерживают «сионистскую оккупацию». Теперь же используется противоположный лозунг, утверждающий, что «израильские оккупанты» пытаются блокировать выборы в Восточном Иерусалиме.

Таким образом, в свете развития идеи о возможности действительного проведения всеобщих палестинских выборов, значение в настоящий момент имеют два фактора. С одной стороны, риск частичной легализации ХАМАСа по образцу, к примеру, «Хизбаллы», что с новой силой может обострить для Израиля проблему противостояния с группировкой, признанной в стране террористической. С другой стороны, огромное значение в свете обсуждающегося голосования приобретает статус Иерусалима, являющийся принципиальным не только для участников конфликта, но и для международных посредников. Последнее важно в контексте американской ближневосточной политики,  а также попыток Рамаллы добиться активизации России и ЕС на данном направлении.

52.17MB | MySQL:103 | 0,462sec