О проекте строительства железной дороги между Египтом и Суданом

5 ноября с. г. газета «Аль-Ахрам» сообщила о том,  что министр транспорта АРЕ Камель аль-Вазир заявил, что Каир в настоящее время работает над созданием новой железнодорожной линии, соединяющей Египет с Суданом, которая будет использоваться в качестве платформы для экспорта египетской продукции в Судан, Центральную Африку и другие страны африканского континента[i]. Камель аль-Вазир отметил, что «600-километровая железная дорога из Абу-Симбела на юге Египта свяжет Асуан (Aswan) с суданским городом Абу-Хамад (Abu Hamad), а также будет использоваться для переправления сырья из Африки в Египет»[ii]. Ранее в этом году заместитель председателя Управления египетских железных дорог (Тhe Egyptian Railways Authority)  Магди аль-Саббах  заявил, что египетско-суданские переговоры о железнодорожном сообщении продолжаются, добавив, что проект может получить импульс в предстоящий период, учитывая председательство Египта в Африканском союзе в 2019 году. М.аль-Саббах сообщил, что обе страны договорились провести новые технико-экономические обоснования для проверки линии и определения нужд строительства, стоимость которого, по предварительным данным, составит 500 млн долларов. Он также добавил, что предлагаются варианты решения проблемы различной ширины железнодорожных путей между двумя странами, поскольку железнодорожная линия в Судане уже, чем в Египте[iii].

Египет и Судан учредили первый совместный железнодорожный комитет (А joint railway committee) для развития железнодорожных связей между этими двумя странами в 2008 году. В 2010 году предложение о строительстве железной дороги между Египтом и Суданом было вынесено на обсуждение на заседании министров транспорта арабских стран, однако этим планам помешали события «арабской весны». Затем переговоры по этому поводу были возобновлены в октябре 2018 года, после того, как египетская транспортная делегация посетила Хартум. По итогам этого визита был сформирован Координационный комитет высокого уровня по транспорту (А high-level transport coordination committee) между Египтом и Суданом для принятия последующих мер в связи с осуществлением линии, строительство которой может занять порядка 36 месяцев. Глава египетской делегации Мухаммед Фуад Салит отметил тогда, что железнодорожные пути между двумя странами откроют новый период в сфере пассажирских и грузовых перевозок[iv]. Абдул-Рахман Шариф, заместитель генерального директора железнодорожного управления Судана, напомнил также, что  «будущие планы суданских железных дорог предусматривают увязку проектов с Эфиопией, Чадом и Южным Суданом, что открывает широкие коммерческие и инвестиционные возможности для этих стран»[v].

 Для справки:

 В Египте одна из старейших железных дорог в мире. По словам заместителя министра транспорта АРЕ Амра Шаата, «протяженность железных дорог в Египте составляет порядка пяти тысяч километров». В настоящее время в стране проводится  модернизация ж/д инфраструктуры в рамках специальной государственной программы.

В октябре с. г. ОАО «РЖД» и «Египетские национальные железные дороги» сообщили в совместном заявлении о том, что они изучат возможность сотрудничества по ряду инфраструктурных проектов в Египте, в том числе строительству железнодорожных линий. Соответствующий протокол о намерениях компании подписали в среду в Сочи в рамках экономического форума Россия – Африка. Согласно документу, стороны намерены предметно изучить возможности сотрудничества по таким потенциальным совместным проектам, как строительство новой линии Манаши – 6 Октября, второго пути на участках Калиуп – Менуф – Танта, Имбаба – Манаши – Итад – Александрия и Танта – Зефта – Загазиг, а также установка современных систем сигнализации, централизации и блокировки на этих участках[vi]. Кроме того, стороны рассмотрят возможность сотрудничества в создании единого диспетчерского центра для нужд «Египетских национальных железных дорог». Компании также подтвердили заинтересованность в совместной реализации комплексных проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры Египта, а также в обучении и повышении квалификации сотрудников египетской компании с привлечением российских высших железнодорожных учебных заведений.

 Железнодорожная инфраструктура Судана на данный момент находится в крайне плачевном состоянии. Уровень развития авто- и железнодорожной сети не соответствует экономическим потребностям самого большого государства Африки. Низкий уровень развития производительных сил в стране, отсутствие квалифицированных кадров наряду с продолжавшейся много лет гражданской войной обусловили хроническое невнимание суданских властей к проблеме дорожного строительства, а также нехватку бюджетных средств на осуществление проектов по развитию инфраструктуры[vii]. Именно поэтому сотрудничество в транспортной сфере с Египтом очень поможет Судану в его развитии.

[i]                      https://www.middleeastmonitor.com/20191105-egypt-to-build-6000km-sudan-egypt-railway/

[ii]                     http://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/64/355332/Egypt/Politics-/Cairo-working-on-first-railway-line-between-Egypt-.aspx

[iii]                   https://ww.egyptindependent.com/egypt-sudan-agree-on-609-km-railway-route-linking-both-countries/

[iv]                    http://islam.ru/node/53845

[v]                     http://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/64/313051/Egypt/Politics-/Egyptian-delegation-concludes-visit-to-Khartoum-on.aspx

[vi]                    http://press.rzd.ru/smi/public/ru/json?STRUCTURE_ID=2&layer_id=5050&refererLayerId=5049&id=310138

[vii]                  http://www.iimes.ru/?p=5541 «Состояние транспортной инфраструктуры Судана» Хмелинин М.А.

52.24MB | MySQL:103 | 0,462sec