Американские эксперты об усилении санкционного давления на Иран и его последствиях

Вашингтон расширил санкционный список в отношении Тегерана, внеся туда Генштаб ВС Ирана, а также девятерых граждан страны, среди которых сын духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи Моджтаба Хаменеи и другие представители иранских властей высокого ранга. Об этом сообщила в понедельник 4 ноября пресс-служба Министерства финансов США.  В списке, в частности, фигурирует начальник Генштаба ВС Ирана Мохаммад Хосейн Багери, его заместитель Голям Али Рашид, советник по международным вопросам руководителя Ирана Али Акбар Велаяти, председатель верховного суда Ирана Эбрахим Раиси, бывший министр обороны страны Хосейн Дехган, а также ряд военных, священнослужителей, политиков и представителей правительства. «Сегодня Министерство финансов вводит санкции против никем не избранных чиновников, которые входят в окружение верховного лидера Ирана аятоллы Хаменеи и проводят дестабилизирующую политику», — заявил министр финансов США Стивен Мнучин. «Вы, вероятно, также обратили внимание на тот факт, что мы сегодня вводим санкции в отношении Моджтабы Хаменеи — второго сына руководителя и духовного лидера [Ирана]», — подчеркнул в свою очередь на телефонном брифинге для журналистов представитель американской администрации высокого ранга. «Он тесно работает с командующий силами специального назначения «Аль-Кудс» [Корпуса стражей исламской революции Ирана — элитных частей ВС генералом] Касемом Сулеймани, а также с [полувоенным ополчением] «Басидж», продвигая дестабилизирующую повестку своего отца во всем регионе», — утверждал он. Попадание в санкционный список означает заморозку активов в США и запрет для американских граждан или компаний вести бизнес с его фигурантами.

В этой связи американские эксперты отмечают, что, несмотря на то, что Соединенные Штаты пытаются сохранить определенный уровень приверженности правилу исключения из санкций некоторых субъектов  гуманитарной торговли с Ираном, расширение сферы действия санкций в значительной степени закрыло окно, через которое Тегеран мог бы легко импортировать продовольствие и медикаменты. Недавние санкции США в отношении Центрального банка Ирана и перевод иранских банковских транзакций под обозначение «отмывания денег» в соответствии с Патриотическим актом США ставят под большой риск  еще больше осложнить любые будущие переговоры, которые в теории могут возникнуть между двумя странами в рамках урегулирования кризиса в двусторонних отношениях. Иран, вероятно, продолжит свою практику отвечать ударом на удар в ответ  на расширение санкционного давления США, и следующие шесть недель предоставят Ирану несколько возможных вариантов для проведения атак против Саудовской Аравии и других союзников США на Ближнем Востоке. Хотя в отношении Ирана не было получено реально  серьезных улик о его непосредственной причастности к  крупному нападению на нефтегазовую инфраструктуру в КСА, риск дальнейшей эскалации сохраняется, поскольку Соединенные Штаты продолжают свою кампанию санкций «максимального давления» против Ирана, что делает такие шаги крайне вероятными. На самом деле, в течение следующих шести недель можно будет наблюдать постепенное ухудшение ситуации, начиная с объявления Тегераном 5 ноября  дополнительных шагов к отказу от своих обязательств в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по ядерной сделке 2015 года.  Госдепартамент США считает решение Ирана о начале обогащения урана до 5% на объекте в Фордо «большим шагом в неверном направлении». Об этом сообщило во вторник 6 ноября агентство Рейтер со ссылкой на представителя внешнеполитического ведомства. «Мы полностью поддерживаем Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в проведении независимых проверок в Иране и ждем от МАГАТЭ сообщений о любых событиях», — заявил он. В Госдепартаменте также отметили, что США продолжат проводить политику максимального давления в отношении Исламской Республики до тех пор, пока она не прекратит свое «дестабилизирующее поведение». 5 ноября президент Ирана Хасан Роухани объявил, что Тегеран 6 ноября приступит к четвертому этапу сокращения обязательств по ядерной программе с запуска центрифуг на объекте в Фордо. В мае 2019 года Иран проинформировал о первом этапе приостановки выполнения части обязательств по ядерной сделке — о прекращении на 60 суток продаж обогащенного урана. В июле Тегеран перешел ко второму этапу, объявив об обогащении урана свыше 3,67%. В сентябре республика сообщила, что на третьем этапе отказалась от ограничений на исследовательскую деятельность.

Таким образом, основная задача Вашингтона на иранском направлении остается прежней: максимально дискредитировать СВПД путем вынуждения Тегерана сокращать свои обязательства в ответ на все новые и новые пакеты санкций. Таким образом, пассивное сопротивление ЕС американской стратегии так и останется чисто формальной фигурой речи, что даст возможность Вашингтону более активно проводить свою основную линию поведения — попытки обнулить нефтяной экспорт Ирана в максимальной степени с привлечением к этому процессу европейцев. Собственно это четко подтвердил госсекретарь США Майкл Помпео. Он полагает, что американские санкции нанесли серьезный ущерб Ирану и вынуждают его руководство сокращать расходы. Об этом шеф американской дипломатии заявил в понедельник 5 ноября в интервью телеканалу «Фокс бизнес». По мнению госсекретаря, санкции «по-настоящему оказывают влияние» на Тегеран. Как отметил Помпео, США «следует продолжать оказывать давление» на Иран. «Меньше ресурсов стало у [ливанской шиитской партии] «Хизбалла», у некоторых шиитских формирований, мусульманским лидерам в Иране приходится принимать все более трудные решения относительно своего бюджета», — сказал он. Госсекретарь США выразил надежду на то, что европейские союзники Вашингтона ужесточат политику в отношении Ирана. «Думаю, европейцам придется понять, что иранцы идут в неверном направлении», — сказал он. Помпео выступил с утверждением, что Тегеран пытается «вымогать средства у Европы и Запада». По его словам, «это вызывает озабоченность» у европейских союзников Вашингтона.

Год назад Соединенные Штаты усилили санкции в отношении экспорта иранской нефти в рамках своего выхода из Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерной сделке. С тех пор администрация Трампа только продолжает усиливать давление. В ответ Иран принял агрессивную стратегию повышения стоимости американской санкционной кампании, нацеленной на экспорт нефти и объекты ближайших ближневосточных союзников Вашингтона. Начиная с 14 сентября, Соединенные Штаты значительно усилили санкционное давление на Иран, что еще больше затруднило его способность импортировать продовольствие, медикаменты и другие гуманитарные товары. Во-первых, 20 сентября Соединенные Штаты в ответ на нападения на объекты нефтяной инфраструктуры КСА ввели санкции в отношении   Центрального банка Ирана и Национального фонда развития Ирана в соответствии с исполнительным указом 13224 за оказание финансовой поддержки «Хизбалле» и силам «Аль-Кудс»  КСИР, которые оба обозначены как террористические группы в соответствии с тем же исполнительным указом. Это не первые санкции США в отношении Центрального банка Ирана. Ранее против него были внесены второстепенные санкции, но Соединенные Штаты делали исключения через лицензии на гуманитарную торговлю с участием банка. Новый уровень санкций в соответствии с исполнительным указом 13224 не имеет четких границ.  В соответствующем пресс-релизе американского Минфина утверждается, что: «Этот механизм поможет международному сообществу более внимательно отслеживать гуманитарную торговлю [с Ираном] для предотвращения использования иранским режимом средств, выделенных на разрешенную торговлю с целью поддержки иранского народа, на развитие программы по разработке баллистических ракет, поддержку терроризма и другую зловредную финансовую деятельность», — говорится в тексте. Отмечается, что новый платежный механизм предотвратит передачу любых доходов или платежей иранскому режиму. Иностранные правительства, которые примут решение о присоединении к механизму, как указывается в релизе, должны будут ежемесячно предоставлять в Минфин США значительный объем информации о процессе гуманитарной торговли с Ираном. Таким образом, американские власти   предоставили Управлению по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) право самим определять границы процесса, который позволяет осуществлять такую торговлю. В результате иностранные финансовые учреждения были фактически отрезаны от обработки гуманитарной торговли через Центральный банк Ирана, который является важной частью банковского сектора Ирана, учитывая доминирующее положение государства в экономике страны. Во-вторых, Департамент по борьбе с финансовыми преступлениями Министерства финансов (FinCEN) объявил 25 октября, что он определил Иран как «юрисдикцию в рамках основной проблемы по отмыванию денег» в соответствии со статьей 311 Патриотического акта США. Что еще более важно, FinCEN издал окончательное правило по этому вопросу, которое было предложено администрацией бывшего президента Барака Обамы, но застопорилось в ходе переговорного процесса по СВПД. Это решение потребует от американских банков усиления контроля при работе с иностранными финансовыми учреждениями, которые также имеют иранские счета. Из-за дополнительных расходов на соблюдение требований американская финансовая система и иностранные банки обычно закрывают счета, затронутые требованиями раздела 311. Таким образом, Европейские финансовые учреждения  оперативно закроют большинство, если не все, свои иранские корреспондентские  счета в ответ на действия США, отрезав тем самым Ирану возможность проводить финансовые операции для гуманитарной торговли даже через те иранские банки, которые официально не аффилированы с Центральным банком Ирана,  даже когда иранский экспортер имеет счета в другой стране. Этот эффект уже стал политическим вопросом в других странах. Например, малазийские банки, обеспокоенные тем, что американские банки закроют их счета, если они не будут соблюдать санкционные требования США, начали закрывать счета иранских физических и юридических лиц. Каждый санкционный шаг увеличивает внутреннее воздействие на Иран. Например, в докладе Human Rights Watch подробно описаны некоторые трудности с доступом к продовольствию и лекарствам в Иране, хотя Соединенные Штаты утверждают, что их санкции не охватывают такие операции. И теперь неправительственные организации, действующие в Иране, изо всех сил работают над поставками  продовольствия в Иран в новых условиях.

Подобно тому, как в апреле КСИР был объявлен террористической группой по разделу 311, США добавляют сейчас еще один уровень сложности к любым будущим переговорам между Ираном и Соединенными Штатами об отмене санкций. Теперь, когда Министерство финансов выпустило окончательное правило в этом отношении, ожидается, что Иран проведет значительные реформы, включая принятие застопорившихся законопроектов о соблюдении руководящих принципов Целевой группы по финансовым мероприятиям (ФАТФ) по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма для того, чтобы FinCEN отменил свое решение. Что еще более важно, этого решения  может быть недостаточно для того, чтобы убедить иностранные финансовые учреждения быстро вновь открыть иранские счета. Новые шаги США сделают еще более трудным для европейцев создание гуманитарных финансовых механизмов, ориентированных на торговлю, таких как инструмент поддержки торговых обменов (INSTEX). При этом иранские чиновники сами осложнили ситуацию и, возможно, нанесли INSTEX смертельный удар, когда заявили, что, вероятно, не будут принимать больше законопроектов в области иранской финансовой системы  в рамках соответствия правил ФАТФ, что было главным  требованием ЕС  для создания INSTEX, хотя европейцы и осуществляли ряд шагов  в рамках  первоначальных транзакций с иранскими банками независимо от INSTEX. Иран должен до середины февраля соблюсти необходимые стандарты ФАТФ по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Если он этого не сделает, ФАТФ почти наверняка позволит своим контрмерам в отношении Ирана, которые он приостановил с 2016 года, вступить в силу. Такой сценарий наиболее вероятен, тем более, что   по утверждению главы Минфина США Стивена Мнучина, «наибольшую озабоченность вызывает деятельность Ирана по отмыванию денег, что свидетельствует об отсутствии прозрачности в экономике страны, в связи с чем они могут поддерживать терроризм по всему миру».

В этой связи американские эксперты считают, что имеющиеся признаки указывают на то, что Иран, вероятно, продолжит свою агрессивную стратегию реагирования на это санкционной давление, и несколько событий в течение следующих шести недель могут спровоцировать новые вспышки иранской воинственности.  Во-первых, четвертый 60-дневный срок, отведенный Ирану европейцам для защиты интересов Тегерана в СВПД, заканчивается 7 ноября. Как мы видим,    надежды на внятную позицию Брюсселя в данном случае не оправдались. Отметим, что такая реакция ЕС на иранские требования в общем и целом только четко показывает нам  то, что СВПД осталось жить не боле нескольких месяцев. Это осознанная позиция Брюсселя, которую он занял ее в силу разных соображений. Прежде всего, по причине чистой экономики  просто в силу того, что американский рынок имеет для европейцев несравненно более весомое значение, чем иранский.

Иранские сторонники жесткой линии высказывали предположения, что Тегеран может попытаться ограничить доступ Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) к ядерным объектам Ирана. Такой агрессивный шаг может спровоцировать значительный отклик со стороны Соединенных Штатов и МАГАТЭ, которое с декабря возглавит более проамерикански настроенный генеральный директор. В качестве альтернативы такому решению, которое пока маловероятно в силу репутационных рисков для самого Ирана, Тегеран, скорее всего, займет менее агрессивную позицию, установив больше центрифуг, используемых для обогащения урана, но при этом постарается быть осторожным, чтобы не достичь уровня или скорости обогащения выше точки, которая могла бы инициировать процесс урегулирования споров СВПД. Процесс урегулирования, в свою очередь, может привести к санкциям Совета Безопасности ООН в отношении Ирана, на которые ни Россия, ни Китай не смогут наложить вето. В данном случае отметим, что последнее предположение американских экспертов базируется на том предположении, что КНР и Россия не смогут наложить вето в силу общей позиции Совета Безопасности в рамках ранее принятых резолюций. Но это далеко не факт, и правильнее для интересов Москвы было бы наложение вето на такие проекты резолюций вне позиции Пекина и ранее принятые решения.

На сегодня это обстоятельство беспокоит  Соединенные Штаты, Европу и Саудовскую Аравию во вторую очередь. Приоритетная озабоченность этих стран в том,  что Иран может попытаться осуществить еще одно нападение на саудовские нефтяные объекты (или другую цель в регионе). Декабрьские заседания ОПЕК или первичное публичное предложение Саудовской Аравией государственной нефтяной компании Saudi Arabian Oil Co. который, как ожидается, начнет торги на внутреннем фондовом рынке королевства в декабре, может предоставить Ирану благоприятный момент для атаки на региональную нефтегазовую инфраструктуру. Конечно, Саудовская Аравия и Соединенные Штаты усиливают оборону вокруг саудовских объектов, и крупномасштабная атака, подобная сентябрьской, может провалиться. А нападения Ирана на Саудовскую Аравию побудили несколько европейских стран занять более жесткий подход к иранской ракетной программе. Тегеран может оценить эти риски и пока воздержаться от дальнейших нападений, которые, возможно, подталкивают Европу ближе к позиции США. От себя отметим, что позиция Брюсселя уже в принципе определена, и он более не полагает реальным сохранить СВПД в прежней редакции. В этой связи заставить европейцев шевелиться могут только новые инциденты.   Тем не менее, поскольку Саудовская Аравия определилось с размещением IPO Saudi Aramco, а Соединенные Штаты продолжают усиливать свое санкционное давление на Иран, риск эскалации сохраняется. И этот риск, безусловно, заставляет Саудовскую Аравию и ее соседей нервничать. Исходить опасность в этой связи может прежде всего из того же Йемена, где хоуситы в состоянии достаточно подпортить КСА его репутацию в рамках безопасности саудовской нефтяной инфраструктуры. И тот факт, что Эр-Рияд решил все-таки после долгих колебаний начать процедуру размещения IPO Saudi Aramco именно на внутренней бирже, свидетельствуют о том, что первоначальные варианты (лондонская и нью-йоркская биржи) в настоящее время не актуальны. И прежде всего в силу весомых репутационных рисков и издержек.

52.24MB | MySQL:103 | 0,542sec