К вопросу о развитии торговли Египта с африканскими странами

24 октября в Египте была запущена новая  судоходная линия от порта Айн эс-Сохна до порта Момбаса в Кении, которая является частью проекта Gosour Министерства государственного делового сектора Египта (Egypt’s Ministry of Public Business Sector) по развитию внутренней торговли Каира с африканскими странами[i].

Первый груз, который был отправлен из Айн эс-Сухны (провинция Суэц), насчитывал 52 контейнера, что составляет более 50% от целевого показателя за первые три месяца, начиная с запуска проекта в октябре, как говорится в официальном сообщении Министерства государственного делового сектора Египта[ii]. Последнее  предоставило полный спектр транспортно-логистических услуг в рамках проекта Gosour, который реализуется Государственной холдинговой компанией морского и сухопутного транспорта (Holding Company for Maritime and Land Transport, или HCMLT) и Египетской страховой холдинговой компанией (Тhe Misr Insurance Holding Company) в целях открытия новых рынков для внешней торговли и упрощения взаимодействия с экспортерами и импортерами.

20 октября с. г., выступая на конференции Египетского центра экономических исследований (Тhe Egyptian Center for Economic Studies), министр государственного сектора бизнеса (Minister of Public Business) Хишам Тауфик сказал, что «в рамках проекта Gosour правительство стремится создать маркетинговую и брокерскую компанию с предполагаемым капиталом в размере 10 млн долларов при участии местных банков и частного сектора» [iii]. Х.Тауфик пояснил, что, согласно их плану, государственному бизнес-сектору будет принадлежать около 24% акций этой компании, а 20% будут разделены между Национальным банком Египта (Тhe National Bank of Egypt), Банком Миср (Banque Misr) и Банком Каира (Bank of Cairo). На долю частных компаний и египетских инвесторов будет приходиться 56%[iv]. Министр государственного сектора бизнеса АРЕ отметил, что первый этап проекта предусматривает запуск еженедельных перевозок по низким тарифам из Айн эс-Сохны в порт Момбаса, что позволит обеспечить доступ примерно в 10 африканских стран. Он также подчеркнул, что “проект Gosour направлен на содействие развитию внешней торговли между Египтом и странами Центральной и Восточной Африки. Он также включает в себя транспортно-логистические услуги для наших клиентов через дочерние компании, работающие в области морского и наземного транспорта, страхования и логистики”.

Напомним, что о начале претворения в жизнь самого проекта Gosour египетские СМИ сообщили в мае с. г., причем его основной целью была названа не только торговля с африканскими странами, но и был сделан особый акцент на роли Каира как «хаба» для торговли Европы с Африкой[v]. Было упомянуто, что создание судоходных линий для транспортировки товаров и  оказание логистических услуг экспортерам и импортерам в рамках данного проекта расширит взаимодействие Египта в сфере бизнеса с африканскими и европейскими странами и поможет ему выйти на новые рынки для поддержки национальной экономики[vi].

Председатель «Ассоциации инвесторов 6 октября»  (Тhe 6th of October Investors Association) Хамис Шаабан высоко оценил оперативную реализацию проекта правительством АРЕ. Он подчеркнул, что «проект Gosour соответствует видению этой организации по увеличению египетского экспорта на африканский рынок». Х.Шаабан также отметил важность проекта в облегчении процедур судоходства и сухопутных и морских перевозок на африканский континент, а также в предоставлении транспортных услуг и логистики для клиентов внешней торговли через дочерние компании, работающие в области морского и наземного транспорта, страхования и логистики. Он добавил, что «проект был высоко оценен членами совета директоров Ассоциации, некоторые из которых выразили намерение вложить свою лепту в  его создание».

В заявлении для Al-Monitor Хамис Шаабан сказал, что «”Ассоциация инвесторов 6 октября” обратилась к Министерству государственного делового сектора (Тhe Ministry of Public Business Sector) с просьбой уделять больше внимания внутреннему автомобильному транспорту в африканских странах, тем более что многие из них не имеют морских портов[vii]. Кроме того, египетские инвесторы хотят извлечь выгоду из офисов государственной компании El-Nasr по импорту и экспорту, которые открыты в ряде африканских стран, чтобы иметь возможность организовывать там выставки египетской продукции».

Президент «Ассоциации инвесторов Асьюта» (Тhe Assiut Investors Association) Али Хамза сообщил агентству Al-Monitor, что «проект Gosour позволит добиться качественного скачка для египетских компаний-экспортеров в провинциях (мухафазах) Верхнего Египта для облегчения доставки товаров на целевые рынки, а также возможности организации выставок для демонстрации египетской продукции».  Он добавил, что «создание структуры с участием правительства и частного сектора для перевозки грузов вызывает больше доверия среди владельцев фабрик, желающих экспортировать свои товары на Африканский континент». А.Хамза призвал к скорейшему завершению строительства порта Сафага, который считается самым близким к верхним мухафазам Египта, а также выразил надежду, что он будет коммерческим портом, поскольку «это дало бы прекрасную возможность облегчить создание египетских  промышленных зон в Африке (где будут представлены товары из Верхнего Египта)  и импорт сырья и производственного оборудования для таких зон.

Магди Салах, профессор кафедры автомобильных дорог и транспорта в Каирском университете  отметил в своем комментарии Al-Monitor, что «проект Gosour предоставит Египту возможность импортировать сырье из Африки и экспортировать египетские товары, которые пока не представлены на африканских рынках». Он отметил, что «это будет способствовать повышению темпов экономического роста на всем Африканском континенте». М.Салах подчеркнул, что Египетской страховой холдинговой компанией осуществляет страхование грузов, что придает больше уверенности всем компаниям, участвующим в проекте».

Второй этап реализации проекта Gosour, включающий в себя наземные грузовые перевозки, таможенное оформление и хранение грузов, планируется запустить во втором квартале 2020 года. Он также будет подразумевать создание брокерской и маркетинговой компании в сотрудничестве с частным сектором. Также было запущено мобильное приложение Gosour, позволяющее пользователям сохранять данные о клиентах, отгрузках и получать заказы.

[i] https://almalnews.com/تعرف-على-تفاصيل-أول-رحلة-فى-مشروع-جسو/

[ii] http://gate.ahram.org.eg/News/2316822.aspx

انطلاق أولى الرحلات البحرية بمشروع «جسور» من ميناء العين السخنة إلى ميناء مومباسا في كينيا

[iii] https://alborsaanews.com/2019/10/20/1256453

منطقة إعلانيةتوفيق: ندرس تأسيس شركة تسويق لمشروع جسور برأسمال 10 مليون دولار

[iv] https://www.almasryalyoum.com/news/details/1436017

«توفيق»: إطلاق «جسور» لتعزيز التجارة مع أفريقيا.. وخط ملاحي من السخنة لمومباسا بأسعار مخفضة

[v] http://english.ahram.org.eg/NewsContent/1/64/337092/Egypt/Politics-/Egypts-public-business-enterprise-ministry-to-kick.aspx

Egypt’s public business enterprise ministry to kick off forum on trade to eastern, central Africa on Tuesday

[vi] https://www.youm7.com/story/2019/5/19/بدء-تدشين-خط-ملاحى-يربط-العين-السخنة-بشرق-أفريقيا- والتشغيل/4247830  بدء تدشين خط ملاحى يربط العين السخنة بشرق أفريقيا.. والتشغيل فى أكتوبر

[vii] https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2019/11/gosour-project-egypt-kenya-shipping-exports-kenya.html  Egypt launches first shipment to Kenya as part of Gosour project

52.48MB | MySQL:104 | 0,319sec