Турция или ЕС: где окажутся воевавшие в Сирии террористы

Теперь, когда активные военные действия в Сирии практически закончились и главные акторы заявляют о победе над «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России), многогранные и чрезвычайно важные вопросы как вопрос беженцев и возвращение террористов в страны их гражданства вновь вышел на первый план. Эти проблемы особенно остро стоят в отношениях ЕС и Турции. В этой статье рассмотрим вопрос возвращения иностранных боевиков ИГ, тем более что уже 11 ноября пресс-секретарь МВД Исмаил Чатаклы заявил, что Турция приступила к депортации ранее взятых в плен боевиков ИГ в страны, гражданство которых они имеют.

Ранее министр внутренних дел Турции Сулейман Сойлу заявил, что Турция не является гостиницей для террористов и в скором времени они будут возвращены.

Об этой проблеме в начале ноября напомнил так же руководитель пресс-службы президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана Фахреттин Алтун. В интервью немецкой газете Stuttgarter Zeitung он заявил, что Анкара намеревается депортировать 20 сторонников ИГ, которые являются гражданами ФРГ.

До начала военной операции «Источник мира» курдские представители заявляли о 12 000 бойцов ИГ, находящихся в их тюрьмах, среди которых около 800 из Европы. Общее число европейских боевиков ИГ, находящихся под контролем СНС, можно оценить примерно в 1200 человек, причем более половины из них не имеют гражданства. Именно вопрос этих людей, около 700 человек без гражданства, скоро превратится в еще одну сложных проблем, усиливающую напряженность между Анкарой и европейскими столицами, так как многие из них являлись или являются гражданами Бельгии, Великобритании, Германии, Франции и Нидерландов. Это число может быть на несколько раз высшее, так как террористы за это время уже успели создать семьи, имеют детей, что еще более усложняет решение этого вопроса.

Турция, кажется, готовится к резкому увеличению числа боевиков ИГ, находящихся под ее контролем. В приграничном городе Акчакале уже строится большая тюрьма. Ожидается, что данный объект будет готов через восемь месяцев. Помимо захваченных в Сирии, около 800 иностранных боевиков ИГ остаются под стражей в Турции.

Многие европейские страны объявили, что они откажутся от гражданства этих террористов и никогда не позволят им вернуться в страны своего происхождения. Некоторые страны утверждают, что их суды не обладают юрисдикцией в отношении преступлений, совершенных за рубежом. Даже если они примут и будут преследовать в судебном порядке этих людей, отсутствие достаточных доказательств создаст проблему для содержания этих людей в заключении. Еще одной проблемой будет реинтеграция этих террористов и их семей в общество.

Глава  немецкой разведки Бруно Каль в ходе слушаний в Бундестаге предупредил о возрастающей угрозе для Германии, если будет увеличиваться число боевиков ИГ, которым удалось бежать из лагерей и тюрем на севере Сирии. По словам Каля, из-за военной операции Турции на севере Сирии тщательность и интенсивность охраны тюрем, в которых находятся мужчины-боевики ИГ, и лагерей, где содержатся женщины-сторонницы ИГ, ослабла.

В то время, когда турецкие СМИ пишут о моральной стороне вопроса, что репатриация является лучшим эффективным и моральным способом решения этой ситуации, европейские страны ссылаются на иные тезисы международного права.

Хилал Каплан, журналистка газеты «Сабах», которая принадлежит брату зятя Р.Т.Эрдогана Берата Албайрака, в своей колонке пишет. «Несправедливо лишать их гражданства и возлагать всю ответственность на Турцию. Это вредит политическим отношениям и неэффективно с точки зрения сдерживания проблемы. Государства-члены ЕС должны забрать членов ИГ вместе со своими детьми, привлечь к ответственности виновных и реабилитировать невинных детей, возвращая их на путь здоровой жизни. Играть роль посредника в процессе экстрадиции вместо обвинения Турции, которая уже несет бремя почти 5 миллионов беженцев, было бы лучшим вариантом и для будущего Европы».

Отметим, что в соответствии с Конвенцией ООН 1961 года, оставление лица без гражданства является незаконным, но некоторые страны, включая Великобританию и Францию, не ратифицировали Конвенцию, и некоторые недавние случаи в этих странах привели к длительным судебным баталиям.

Именно исходя из этого, Метин Гюрджан, эксперт по внешней политики Турции, бывший военный, считает, что остается неясным, удастся ли Анкаре депортировать лиц без гражданства.

По мнению специалиста по внешней политике Серкана Демирташа, если не предпринять никаких действий сейчас, все иностранные боевики перейдут под контроль сирийского правительства. «Очевидно, что Европе будет гораздо сложнее справиться с ситуацией, поскольку сирийский лидер Башар Асад получит против нее важный козырь. То есть европейцам пора принять решение по этому очень многогранному и сложному вопросу»,- отмечает Демирташ.

Одна из идей состоит в том, чтобы привлечь террористов к ответственности в Ираке, где смертная казнь запрещена законом.

Тем не менее, отметим, что создание международного трибунала в Сирии маловероятно, учитывая нестабильную ситуацию с безопасностью в стране. Именно поэтому европейские страны пытаются создать суд в Ираке. Но и тут они сталкиваются с рядом проблем. Во-первых, согласно иракскому законодательству, человеку можно предъявить обвинение в терроризме, если тот совершил это преступление на территории Ирака. Во-вторых, иракское законодательство запрещает создание специальных трибуналов.

Единственной страной Евросоюза, которая после, так называемой,  победы над ИГ приняла обратно и только одного своего гражданина из числа боевиков ИГ, была Италия.

Франция, из которой выехало самое большое число граждан, примкнувших к ИГ, заботится, прежде всего, о возвращении детей, чьи родители являются сторонниками ИГ. На данный момент 100 из них уже находятся во Франции.

В Нидерландах министр юстиции Фердинанд Грапперхаус, выступая в парламенте, заявил, что Нидерланды не примут предложения США, которые изъявили готовность переправить в страну 10 женщин-сторонниц ИГ с их детьми. Их возвращение, пояснил министр, представляет прямую угрозу безопасности не только Нидерландов, но и других европейских стран. А ведь за полгода до этого правительство страны заявляло, что ищет возможности сотрудничества с курдской администрацией на севере Сирии для возвращения жен боевиков ИГ на родину в Нидерланды.

Многие из этих иностранных боевиков родились и радикализировались в своих странах происхождения и поскольку идеологическая война против экстремистов еще не закончилась, все еще существует риск возрождения джихада во всем мире.

Противоположным примером является Косово. Из этого балканского государства выехали на территорию Ирака и Сирии, которая находилась под контролем ИГ, в пересчете на душу населения больше граждан, чем из всех других стран ЕС. Тем не менее, в апреле власти Косово вернули с севера Сирии 110 человек, большинство из них — женщины и дети.

Если в вопросе беженцев Турция и ЕС имеют уже конкретную договоренность, хотя и время от времени стороны делают опрометчивые заявления, то вопрос европейских террористов пока остается открытым.

52.23MB | MySQL:103 | 0,565sec