Президентские выборы в Пакистане: предварительные результаты

6 октября в Пакистане состоялись президентские выборы. Предшествовавшие выборам события не оставляли надежды на легкое исполнение демократической процедуры. Действительно, предварительные итоги свидетельствуют о нелегкой победе президента (1):

Законодательное собрание Кол-во членов Кол-во голосов (число/процент от кол-ва членов) Распределение голосов между кандидатами
Маджлис е Шура (Сенат и Национальное Законодательное собрание) 442 (100 + 342) 255 (1 голос недействителен) / 58,14% П.Мушарраф: 252
В.Ахмед: 2
М.Фахим: 0
Ф.Талпур: 0
Законодательное собрание Панджаба 371 255 / 68,73% П.Мушарраф: 252
В.Ахмед: 3
М.Фахим: 0
Ф.Талпур: 0
Законодательное собрание Синда 168 104 / 61,90% П.Мушарраф: 102
В.Ахмед: 2
М.Фахим: 0
Ф.Талпур: 0
Законодательное собрание СЗПП 124 34 (2 голоса недействительны) / 27,42% П.Мушарраф: 31
В.Ахмед: 1
М.Фахим: 0
Ф.Талпур: 0
Законодательное собрание Белуджистана 65 33 / 50,77% П.Мушарраф: 33
В.Ахмед: 0
М.Фахим: 0
Ф.Талпур: 0
Итог (кол-венное распределение голосов): П.Мушарраф: 670 Итог

(расчет голосов в соответствии со 2-м Приложением к Конституции ):

П.Мушарраф: 384,86
В.Ахмед: 8 В.Ахмед: 3,81
М.Фахим: 0 М.Фахим: 0
Ф.Талпур: 0 Ф.Талпур: 0

В приведенных данных обращает на себя внимание низкая активность членов коллегии выборщиков – в среднем проголосовало 58,20% избирателей. При этом необходимо учитывать, что к 41,80% относятся не только депутаты, бойкотировавшие или воздержавшиеся от участия в голосовании, но и те случаи, когда депутатское место является не занятым. Например, к выборам в Национальном законодательном собрании вакантными были 14,62% мест. Большая часть избирателей отдала свои голоса за кандидатуру нынешнего президента Первеза Мушаррафа – 98,38% (из всего количества голосов за него отдано 57,26% (2)). Только 1,17% голосов удалось получить его противнику – Ваджихуддинну Ахмеду. Это означает, что противники П. Мушаррафа просто не участвовали в выборах, а переизбрание нынешнего президента обеспечили только члены правящей партии Пакистанской мусульманской лиги Кайид-и-Азама (далее ПМЛ(КА)). При необходимом простом большинстве их голосов оказалось достаточно для победы, о которой, в действительности, говорить пока нельзя.

В предыдущей статье мы привели список кандидатов в президенты Пакистана: 1. Первез Мушарраф; 2. Мухаммедмиян Сумро; 3. Чаудхури Амир Хуссейн; 4. Ваджихуддин Ахмед; 5. Макхдум Мохаммед Амин Фахим; 6. Фарьял Талпур (3). Ко дню выборов два кандидата, дублирующие П. Мушаррафа, сняли свои кандидатуры: Чаудхури Амир Хуссейн (1 октября) и Мухаммедмиян Сумро (5 октября). Поочередный уход из списка кандидатов свидетельствовал о росте уверенности среди сторонников президента в том, что ему ничто не помешает участвовать в выборах.

Президентские выборы были запланированы на субботу, 6 октября. С 10:00 до 15:00, в течение специальной сессии, национальные и провинциальные законодатели должны были изъявить свою волю. Выборы прошли успешно несмотря на их фактический бойкот оппозиционными партиями, объединенными во Всепартийное демократическое движение (создано в августе с.г.; далее ВДД). Члены этих партий ушли в отставку из законодательных собраний Пакистана: 87 – из Маджлис е Шуры и 113 – из провинциальных собраний (всего около 200 человек, или 17,09% членов легислатур) (4). Таким образом была реализована угроза бойкота выборов блоком исламистских партий «Муттахида Маджлис е Амаль» («Объединенный комитет действия», далее ММА), которая является ключевой силой в ВВД.

Но на общепакистанском уровне такой бойкот оказался неэффективен. Потому что к нему не присоединилась Партия пакистанского народа (далее ППН), глава которой, Беназир Бхутто, 4 октября на пресс-конференции в Лондоне обозначила позицию своей партии: «Мы верим, что если мы примем участие в выборах, мы обеспечим их легитимность… Мы не можем голосовать за генерала Мушаррафа, и он это понимает. Потому что ППН стоит за демократию, а демократия означает разграничение гражданского и военного. Поскольку генерал Мушарраф остается начальником штаба сухопутных войск, мы не будем за него голосовать. Но мы и не уйдем в отставку»(5). Эти слова объясняют тот факт, что за кандидатов от ППН не было подано ни одного голоса. Позиция ППН на президентских выборах не исключает возможность соглашения между Б. Бхутто и П. Мушаррафом, несмотря даже на заявления представителей двух лагерей об отсутствии сделки (6). В то же время Б. Бхутто переоценила значение своей партии: статистика показывает, что простое большинство было обеспечено членами ПМЛ(КА) и ее союзных партий, без ППН. Присоединение 194 представителей ППН, являющихся членами всех легислатур Пакистана, увеличило бы количество отставников до 394 человек (33,67%), что не помешало бы сторонникам П. Мушаррафа обеспечить его переизбрание. Хотя ясно, что в этом случае победа генерала-президента у многих бы вызвала большие сомнения.

Опаснее ситуация сложилась на провинциальном уровне, а именно в Северо-западной пограничной провинции (далее СЗПП). Это единственная провинция Пакистана, в легислатуре которой проправительственные партии обладают меньшинством мест: за ПМЛ(КА) 10 мест, а за Партией пакистанского народа Шерпао (далее ППН(Ш)) 13 мест (всего за ними 18,55% мест). В то время, как ММА имеет здесь 69 мест (55,64%). Поэтому угроза бойкота выборов членами ВВД в этой провинции была наиболее опасна, поскольку она была чревата неучастием законодательного собрания СЗПП в президентских выборах. Исключение одной провинции из электорального процесса, нарушающее принцип федерализма, поставило бы все выборы под угрозу срыва. Однако выборы здесь все же состоялись, благодаря позиции «Джамаат е ислами и улама» Фазлура Рахмана («Общество исламских богословов»; далее ДИУ(Ф)). Эта партия, являющаяся одной из центральных в ММА, не поддержала призыв оппозиционеров покинуть легислатуру. Из-за этого количество отставников в СЗПП составило всего 36 человек, представляющих «Джамаат е ислами» («Исламское общество»; далее ДИ), МЛ(Н) и Национальную народную партию (далее ННП). Президентские выборы выявили внутренний раскол в казавшемся монолитном блоке ММА, о существовании которого уже говорили в начале этого года (7). Дальнейшая судьба ММА будет решаться 22 октября, когда будет созван Высший совет этого блока. Кстати, следует заметить, что позиция оппозиционеров обладает некой долей лукавства. Парламентские выборы в Пакистане планируются провести в январе. По Конституции, законодательные собрания распускаются за три месяца до выборов, т.е., в данном случае, во второй половине ноября. Таким образом, отставники практически ничем не жертвовали, покидая легислатуры, из которых они бы и так ушли спустя полтора месяца. Что касается президентских выборов, то в них приняли участие всего 34 депутатов легислатуры СЗПП: 9 депутатов ПМЛ(КА), 15 – ППН(Ш), 6 – ММА и 4 независимых. 54 законодателя СЗПП воздержались от голосования, но и не подали в отставку.

Следующим этапом президентских выборов является подсчет голосов и официальная публикация результатов выборов. Победитель определяется путем складывания голосов двух категорий. К первой категории относятся голоса членов Маджлис е Шуры (один депутат – один голос). Ко второй категории относятся голоса членов провинциальных легислатур. С целью минимизировать влияние количественной разницы между провинциальными легислатурами на исход выборов, голоса этой категории считаются следующим образом: голоса, поданные за каждого кандидата, умножаются на общее количество мест в той провинциальной магистратуре, где на данный момент наименьшее количество депутатов, и умножаются на общее количество мест в той провинциальной магистратуре, где проходило голосование (8). Например, подсчет голосов, поданных в Панджабе за П. Мушаррафа, выглядит следующим образом: 252 умножается на 65 и делится на 371. Число, получившееся в результате этих подсчетов – 44,15, – прибавляется к голосам первой категории. Вероятно, Избирательная комиссия Пакистана была готова опубликовать официальные данные уже в день выборов, но Верховный суд запретил ей это делать до рассмотрения петиций, поданных против участия генерала-президента в выборах, т.е., как минимум, до 17 октября, когда соберется весь состав высшего судебного органа.

В сложной политической ситуации Пакистана крайне трудно делать прогнозы. Однако, решение коллегии судей Верховного суда от 28 сентября об отсутствии необходимости рассматривать петиции против П. Мушаррафа в Верховном суде дает право предполагать, что сейчас Верховный суд не заинтересован в раскачивании «политической лодки». Пересмотр результатов выборов, которое может быть спровоцировано негативным решением Верховного суда, вызовет обострение противоречий между судебной, гражданской, военной и законодательной властями. Итогом развития событий по такому сценарию будет административно-организационный обвал. Этого в истеблишменте не хочет никто. Поэтому все основные политические силы пытаются найти компромиссы, свидетельством чего является отказ П. Мушаррафа и Б. Бхутто от некоторых принципиальных позиций и трансформации в стане оппозиции.

1. Поскольку официальная информация об итогах выборов еще не обнародована, в публикуемых пакистанской прессой данных существуют различия, которые не носят принципиального характера.

2. 6 октября премьер-министр Пакистана Шаукат Азиз объявил, что П. Мушарраф получил более 55% голосов (President Musharraf secures over 55% votes in elections: PM // Associated Press of Pakistan. Islamabad, 06.10.2007).

3. Москаленко В.Н., Топычканов П.В. Список кандидатов в президенты Пакистана: информация для размышления // Институт Ближнего Востока. Москва, 02.10.2007 (электр. версия: http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/02-10-07.htm).

4. Raja Asghar. Candidates’ lawyers split on vote count // Dawn. Karachi, 06.10.2007.

5. Bhutto will not join vote boycott // CNN. London, 04.10.2007; Ziauddin M. It’s a done deal. PPP legislators not to resign. 58-2(b), third time premiership issues to be addressed later // Dawn. Karachi, 04.10.2007.

6. Ahmed Hassan. It’s understanding, not deal: Aziz // Dawn. Karachi, 06.10.2007.

7. Топычканов П.В. Политическая жизнь Пакистана в преддверии выборов // Институт Ближнего Востока. Москва, 02.10.2007 (электр. версия: http://www.iimes.ru/rus/stat/2007/26-01-07.htm).

8. Second Schedule: Election of President, Article 18 // The Constitution of Pakistan.

52.25MB | MySQL:103 | 0,748sec