Риски для отношений Израиля с ЕС в свете решения Европейского суда об особой маркировке израильской продукции

Во вторник Суд ЕС в Люксембурге, в рамках разбирательства о статусе товаров, произведенных на территории Иудеи, Самарии, Восточного Иерусалима и Голан, постановил, что в целях обеспечения должного уровня информированности потребителей необходимо в обязательном порядке указывать точное место ее происхождения. При этом в отношении палестинской и израильской продукции была утверждена различная практика. Так, применительно к первым производители могут использовать маркировки «продукт из Палестины», «Продукт с Западного берега» или «продукт из Газы». В то время как в случае с Израилем не достаточно упоминания «продукт с Голанских высот» или «продукт с Западного берега», в скобках должен быть отмечен статус территории («израильское поселение»). Простая маркировка «продукт из Израиля» в данном случае, с точки зрения европейской судебной инстанции, неприемлема.

Принимая решение, Суд ЕС ссылался на то, что покупатели, совершая «осознанный выбор» между теми или иными товарами, руководствуются не только соображениями пользы для здоровья, экономическими или экологическими причинами, но также этическими нормами. В таком случае статус «сделано в Израиле» дезинформирует потребителей о том, чем именно, цитируя постановление, «известны» названные территории. Помимо этого Суд ЕС также основывал свою позицию на нормах международного гуманитарного права, согласно которым, названные территории находятся под «ограниченной юрисдикцией Израиля», что подразумевает под собой «статус, отличный от статуса государства». Более того, отказ от возможности использования термина «государства», с точки зрения решения суда, призван показать то, что Израиль в данном случае выступает как «оккупирующая держава».

Ситуация имеет большое значение для отношений ближневосточной страны с Европейским союзом и двумя его лидерами в лице Германии и Франции. Так, принятое постановление во многом отражает позицию последней, где еще в 2016 г. появилось «Уведомление экономических операторов об указании происхождения товаров, произведенных на территориях, оккупированных Государством Израиль с июня 1967 г.». Во Франции данная норма появилась как отражение позиции Еврокомиссии, озвученной в ноябре 2015 г. Частично закон реализовывался и в Германии, что было заметно на примере винодельческой отрасли, где под пристальное внимание СМИ попал берлинский универмаг KaDeWe и дистрибьютор алкогольной продукции CWD. Теперь же, принимая во внимание особую щепетильность Берлина в вопросах, касающихся ЕС и ООН, обстановка стала еще более сложной, что во многом продиктовано тем, что как в Израиле, так и в самой Германии многие видят в этом решении главным образом не экономический, а политический эффект.

Для Израиля ситуация предельно ясна, поскольку статус товаров, который призывает обозначать Суд ЕС, имеет прямую отсылку к движению по бойкоту государства (BDS-Movement). Кроме того, уж слишком бурную реакцию постановление вызвало в Палестине. Так, генеральный секретарь ООП, а также многолетний «главный переговорщик» С.Эрикат подчеркнул, что выполнение предписания суда в Люксембурге призвано стать дополнительным элементом в процессе осуществления задачи по привлечению Израиля к ответственности за нарушение норм международного права. По словам палестинского представителя, исполнение данного решения станет свидетельством выполнения европейцами «правовых и политических обязательств». Наконец, не может не вызывать возражений и то, что в отличие от израильских поселений, которые якобы «знамениты оккупацией», в отношении палестинских территорий по решению Суда ЕС не должно вводиться никаких дополнительных маркировок, хотя с точки зрения нарушения международно-правовых норм они также далеко не идеальны.

Посол Израиля в Германии Дж.Иссахаров и экс-депутат партии «Зеленых», а ныне преподаватель Рурского университета в Бохуме Ф.Бек считают, что таким образом Брюссель переносит политические вопросы в экономическую плоскость. Более того, как отмечает Ф.Бек, Евросоюз игнорирует другие конфликты, из чего можно сделать вывод, что организация идет по пути ООН и ее специализированных учреждений, где израильским «нарушениям» посвящен отдельный пункт постоянной повестки дня. Наконец, по словам немецкого эксперта, это еще и нарушение принципов, установленных т.н. рабочим определением антисемитизма International Holocaust Remembrance Alliance, которое, кстати сказать, было одобрено ЕС.

Впрочем, у этого решения все же есть и более широкий контекст, объясняющий политику ЕС не только ближневосточными реалиями и традиционной финансовой поддержкой палестинской стороны из Брюсселя. Аналогичный спор о статусе продукции в судебных инстанциях ЕС связан с товарами, произведенными в Западной Сахаре, которые маркировались как «сделано в Марокко». Об этом свидетельствует заявление бывшего министра сельского хозяйства ФРГ, члена ХСС К.Шмидта в беседе со Spiegel по поводу нынешней ситуации. Еще в 2014 г. Фронт ПОЛИСАРИО подал иск в Европейский суд для изменения названной практики, одержав победу. В январе текущего года Европарламент поддержал уже идею льготных тарифов для Западной Сахары в ЕС, что было продиктовано, согласно данным того же Европарламента, соображениями необходимости дать территории развиваться несмотря на конфликтогенность и спорный правовой статус. Впрочем, ситуации в полной мере не тождественны, т.к. в 2016 г. суд ЕС принял решение, в соответствии с которым соглашения о преференциальной торговле между Евросоюзом и Марокко все же могло распространяться на Западную Сахару, но лишь в том случае, если местное населении выразило свое согласие, а территория внесена в договор. В том, что касается Иудеи, Самарии, Восточного Иерусалима или Голан возможность учета позиции жителей не выносилась на обсуждение.

Таким образом, Европейский союз идет по пути поддержки односторонних действий палестинцев, направленных на легитимизацию без урегулирования конфликта с Израилем, одновременно  повторяя негативный опыт ООН, связанный с предвзятым отношением к государству. Частично такая активность может объясняться уже традиционным стремлением закрепить за собой роль в мирном процессе, используя экономические рычаги воздействия. Вместе с тем имеет место и более широкий контекст, связанный с Марокко и Западной Сахарой. При этом последнее, пожалуй, должно вызывать наибольшую озабоченность в Иерусалиме, поскольку Берлин, а точнее ХСС в целом склонно поддерживать особый статус товаров из Западной Сахары, а следовательно, будет пропагандировать распространение новых принципов на другие территории для их универсализации. Исходя из этого партия может воздействовать на старшего коалиционного партнера – ХДС, что рискует привести к сознательному снижению представления в обществе об опасности постановления суда ЕС с точки зрения связей с BDS-Movement и антисемитизмом.

62.84MB | MySQL:102 | 0,669sec