Китайские военные специалисты о людских ресурсах Ирана, степени и возможности их использования в военных целях

Известно, что военно-политическое руководство Исламской Республики Иран (ИРИ) понимает важность сохранения и увеличения людских резервов, как важнейшей составляющей обеспечения национальной безопасности госу­дарства. Китайские военные специалисты в свою очередь пристально наблюдают за модернизацией вооруженных сил ИРИ, а также возможностями по мобилизации людских ресурсов иранского государства. Изучение иранских подходов к данному аспекту безусловно имеет практическую направленность для китайских специалистов Народно-освободительной армии Китая (НОАК), в первую очередь для внедрения передового иностранного опыта в свое военное строительство. По мнению специалистов НОАК особое значение иранским руководством придается работе с населением ИРИ для комплектования национальных вооруженных сил, а также созданием необходимого резерва для быстрого и качественного развертывания дополнительных иррегулярных подразделений подразделения Сил сопротивления «Басидж» (ССБ) в угрожаемый период, а также непосредственно во время ведения боевых действий.

Достоверно известно, что по численности населения Иран занимает первое место в регионе Ближнего Востока и относится к государствам с высокой степенью урбанизации: городское население составляет 71 % общей численности населения стран. По данным переписи населения, прошедшей в 2016 году, общая его численность составила более 80 млн человек, в декабре 2017 года — 81 650 000 человек. Естественный прирост составил более 1,2 млн человек. За год родилось около 1,5 млн детей, а умерло более 300 тыс. человек. Специалисты НОАК отмечают, что из-за миграционных процессов данные прироста населения могут измениться, в зависимости от прибывающих и покидающих страну эмигрантов. По данным китайских статистических изданий продолжительность жизни для обоих полов составляет около 70 лет. Средняя плотность населения составляет около 48,9 человека на кв. км. Наибольшая плотность населения составляет в северных районах ИРИ, где проживает более 130 человек на кв. км, а наименьшая в юго-восточных провинциях — 0,5-2 человека на кв. км.

Эксперты Академии военных наук (АВН) НОАК отмечают, что население страны оценивается по ряду показателей. Одним из них является коэффициент демографической нагрузки, определяющий отношение между нетрудоспособной (младше 15 лет и старше 65 лет) и трудоспособной (от 15 до 65 лет) частью населения. По данным китайских источников, по состоянию на конец 2018 года он достаточно низкий и составляет около 40 %. Данный показатель напрямую отражает расходы государства на социальную политику и при повышении данного коэффициента значительно увеличиваются затраты на строительство образовательных заведений, социальную защиту, здравоохранение, выплаты пенсий и т.д. Кроме того, рассчитывается коэффициент пенсионной нагрузки, который определяет отношение численности населения старше 65 лет к трудоспособному. По состоянию на декабрь 2018 года этот показатель составляет около 7,1 %, указывая на то, что большая часть иранского общества является трудоспособной.

Отмечается, что важной характеристикой населения является грамотность. В настоящее время в Иране более 53 млн человек старше пятнадцати­летнего возраста могут читать и писать, что составляет 87% от всего взрослого населения. Уровень грамотности среди мужского населения составляет 91 % (29 млн человек), безграмотных 9 % (8,2 млн человек). Среди женщин 82,5% (25 млн человек) умеют читать и писать, 17,5% (5,2 млн человек) — безграмотны. По языковому признаку население Ирана делится на несколько основных групп: ираноязычная — персы (56% всего населения), курды (7%), ги- лянцы и мазендеранцы (7%), луры (6%), белуджи (2%), а также талыши, таджики и афганцы; тюркоязычная — азербайджанцы (18%), туркмены (2%), узбеки и кашкайцы; арабоязычная — арабы (2%). В ИРИ проживают армяне (около 180 тыс. чел.), ассирийцы (80 тыс.), евреи (50 тыс.), несколько тысяч этнических грузин, несколько сот русских, а также представители практически всех народностей Кавказа и Центральной Азии. Однако, китайские специалисты говорят о том, что они не достигли степени национальной консолидации, не имеют атрибутов национальных объединений и общин. В целом их влияние в Иране несущественно.

Возрастная структура населения характеризуется следующими пока­зателями: 0-14 лет-24%; 15-64 лет-71%; свыше 65 лет — 5%. По половому признаку население ИРИ разделяется практически равным образом: мужчины — 49,8%, женщины — 50,2%. Средняя продолжительность жизни составляет для мужчин — 69 лет, для женщин — 72 года. Уровень грамотности среди мужского населения — 91%, среди женского — 82,5%. Для молодежи от 15 до 24 лет данный показатель находится на отметке 98,1%. Известно, что большинство иранцев являются мусульманами: 89% исповедуют ислам шиитского толка, 9% — суннитского. Оставшаяся часть населения исповедует христианство, зороастризм и иудаизм. Хотя все эти религии признаны Конституцией ИРИ, мусульмане имеют законодательно закрепленные преимущества, в первую очередь, касающиеся поступления на военную и государственную службу.

Отмечается, что порядок комплектования, подготовки и прохождения службы различными категориями военнослужащих определяется Законом о всеобщей воинской обязанности, Законом об Армии ВС ПРИ, Законом о порядке прохождения службы личным составом Корпуса стражей исламской революции (КСИР) ВС ПРИ, Законом о Силах охраны правопорядка МВД и отдельными законодательными актами. Численность личного состава воору­женных сил составляет 1,185 млн человек. В соответствии с действующим законодательством призыву на действительную военную службу подлежат все граждане ИРИ мужского пола, достигшие девятнадцатилетнего возраста и соответствующие следующим требованиям: гражданство ИРИ; приверженность исламу, вера в Исламскую революцию, строй ис­ламской республики, готовность пожертвовать собой ради достижения их целей; отсутствие судимостей, неучастие в незаконных политических партиях и группах, отсутствие партийной принадлежности; наличие диплома об образовании требуемого уровня; отсутствие психических отклонений и наркотической зависимости, психическое и физическое здоровье.

Китайские специалисты отмечают, что общий срок воинской обязанности составляет 30 лет и включает следующие этапы: срочная служба — до 24 месяцев; нахождение в резерве — 8 лет; нахождение в запасе 1 очереди — 10 лет; нахождение в запасе 2 очереди — 10 лет. Срок воинской повинности для военнослужащих срочной службы ВС Ирана может варьироваться. Так, для военнослужащих соединений и частей, дислоцированных в приграничных районах, он составляет 18 месяцев, в районах ведения боевых действий — 17 месяцев, в удаленных районах — 19 месяцев и 20 месяцев в обычных условиях.

В заключении представляется уместным отметить, что в условиях сохраняющейся напряженной обстановки на Ближнем востоке, а также возникновение новых угроз, в первую очередь международного терроризма и экстремизма, военно-политическое руководство ИРИ уделяет серьезное внимание повышению боевой и мобилизационной готовности вооруженных сил. Кроме того, по мнению китайских специалистов отсутствие надежных союзников в регионе вынуждает Тегеран активно развивать систему иррегулярных военизированных формирований. Наиболее подготовленной частью мобилизационного резерва государства являются подразделения Сил сопротивления «Басидж». По данным китайских военно-политических изданий основной боевой единицей Сил сопротивления являются батальоны «Ашура» (мужского состава) и «Аль-Зохра» (женского состава), насчиты­вающие в среднем по 400 человек, прошедших подготовку в системе ССБ.

52.24MB | MySQL:103 | 0,472sec