К вопросу о российском участии в модернизации верфей Суэцкого канала

11 ноября пресс-служба Минпромторга РФ сообщила о том, что Россия предложила Египту модернизировать верфи Суэцкого канала и обозначила возможности строительства одной новой верфи. Замглавы Минпромторга Олег Рязанцев посетил с рабочей поездкой Египет. В рамках поездки состоялась встреча российской делегации с руководителем администрации Суэцкого канала — вице-адмиралом Усамой Рабиа. В состав российской делегации вошли представители ведущих отечественных организаций судостроительной отрасли: судостроительная корпорация «АК Барс» (или СКАБ, республика Татарстан, входит в группу компаний АО «Холдинговая компания “АК Барс”» Ивана Егорова) и Центр технологии судостроения и судоремонта (ЦТСС)[i]. В сообщении компании говорится, что «российская сторона представила проекты по модернизации существующих верфей Суэцкого канала, а также обозначила возможности строительства новой верфи. Египетские коллеги в свою очередь отметили, что совместное сотрудничество между администрацией Суэцкого канала и российской компанией АО Судостроительная корпорация «АК Барс» «приведёт к желаемым результатам в свете стремления обеих сторон превратить условия соглашения в исполнительные шаги»[ii]. Отметим, что ряд поручений о необходимости модернизации и повышения производительности верфей и компаний Суэцкого канала дал президент Абдель Фаттах ас-Сиси. Насколько можно понять из сообщений египетской прессы, речь идет в основном о модернизации двух морских верфей — в Порт-Саиде (отметим, что неподалеку от этого города будет создана Российская промышленная зона) и Суэце, а также о строительстве совместной верфи в районе Эль-Гуна[iii]. Дело  в том, что нынешние верфи построены, для обслуживания небольших судов (не длиннее 25 метров), а вот большая верфь позволит обслуживать корабли длиной 250–350 метров.

Для справки:

АО Судостроительная корпорация «АК Барс», созданное по инициативе АО «Холдинговая компания “АК Барс”», при поддержке президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, объединило промышленные предприятия и организации с численностью работающих более 10 тыс. человек. Корпорация включает в себя ведущие промышленные предприятия, основными видами деятельности которых является судостроение, проектирование, судоремонт, машиностроение, производство сложного электротехнического оборудования для различных отраслей промышленности.

Напомним, что 9 октября с. г. в рамках в рамках заседания 12-ой Совместной российско-египетской комиссии в Каире (которое прошло во время Международной выставки и форума «Большая промышленная неделя») администрация Суэцкого канала и АО Судостроительная корпорация «АК Барс» подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу дальнейшего стратегического сотрудничества в области модернизации судостроительных доков и совместного строительства судов различного типа и назначения. Кроме того, в рамках поездки состоялась встреча с советником президента по развитию морских портов и Суэцкого канала Мохабом Мамишем, в ходе которой стороны обсудили приоритетные направления сотрудничества России и Египта в сфере судостроения и судоремонта и обозначили основные векторы дальнейшей работы. Подписанию данного меморандума о взаимопонимании предшествовала ранее проделанная работа. В апреле 2019 года, по приглашению египетской стороны, рабочая группа в составе технических специалистов АО Судостроительная Корпорация «АК Барс» и АО ЦТСС посетила верфи на территории Суэцкого канала в целях их оценки и перспектив развития[iv]. По результатам обследования верфей египетской стороне был направлен отчет и сформировано предложение с дальнейшими перспективами развития.

В сообщении компании отмечается, что в течение многих лет Египет был одним из ведущих торгово-экономических партнеров СССР и России на Ближнем Востоке и в Африке, российские компании активно сотрудничают с Египтом. Правительство Республики Татарстан также заинтересовано в более активном развитии отношений с Арабской Республикой Египет. Так согласно перечню поручений Президента РТ Рустама Минниханова по итогам поездки в АРЕ в октября 2018 года АО Судостроительная корпорация «АК Барс» провела совместную работу с торгово-экономическим представительством РФ в АРЕ по организации ряда адресных встреч с целью реализации гражданских судов и других проектов для нужд АРЕ. Дело в том, что еще в 2018 году с египетской стороной не раз и достаточно предметно обсуждались вопросы сотрудничества со СКАБ в области проектирования и поставки рыбопромысловых судов траулерного типа для Национальной компании по рыболовству, развития суэцких верфей, поставки танкеров для нефтяных компаний Misr Petroleum Company и Egyptian General Petroleum.  Все эти наметки были сделаны после визита в октябре 2018 года в Египет президента РТ Рустама Минниханова и, как сообщает СКАБ, сотрудничество предполагается по четырем направлениям[v]:

С национальной компанией по рыболовству и рыбным ресурсам АРЕ были проведены первые переговоры, на которых она заявила о необходимости строительства крупной серии рыболовецких судов. Зеленодольцы получили  техзадания на суда длиной 38 и 50 м, через некоторое время презентовали их проекты, обрисовали стоимость, указали срок строительства и передали потенциальному заказчику коммерческие предложения. Египтяне даже побывали на флагмане корпорации — Заводе им. Горького с целью оценки его возможностей.

АСК проявила интерес к строительству серии буксиров, а также модернизации ряда верфей.

Вышеупомянутым государственным нефтяным компаниям презентовали проект танкера (разработан совместно с АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»), и сделали предложение по строительству морских и речных плавучих заправочных станций.

Еще в декабре 2018 года на международной оборонной выставке EDEX 2018 руководство ВМС Египта заинтересовалось малыми ракетными кораблями (по всей видимости, имеются в виду МРК проекта 22800 «Каракурт»), которые строит Завод им. Горького. В марте 2019 года представители СКАБ встретились в Александрии с начальником управления вооружения ВМС Министерства обороны Египта командором Мухамедом Ибрагимом Шелани. От потенциальных покупателей было получено ряд предложений (предусмотреть размещение беспилотников, возможность обучения экипажей и так далее). В кратчайшие сроки вопросы, полученные от египетской стороны, были отработаны корпорацией совместно с проектным бюро АО ЦМКБ «Алмаз». В апреле 2019 года корпорация в рамках подготовки 6-го заседания российско-египетской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству подтвердила готовность предоставить коммерческое предложение на строительство МРК.

Почему же Египет заинтересован в этих проектах? Дело в том, что руководство страны весьма обеспокоено повышением цен на топливо и большой загруженностью автодорог, а потому поставило задачу возрождения речного судоходства (сегодня речной транспорт обеспечивает всего 2% грузооборота Египта) и реконструкции портовой инфраструктуры на Ниле. В стратегии развития Египта Vision 2030 есть раздел о морской логистике и судостроении, где особым пунктом упоминается вопрос модернизации портов, создании сухих доков для ремонта и строительства кораблей. Много говорится о большом государственном плане по превращению Суэцкого канала и прилегающих к нему территорий в жизненно важный стратегический центр мировой торговли. Необходимо отметить также, что при рассмотрении проектов поставки морских и речных транспортных средств Египет делает принципиальный акцент на необходимости локализации производства в стране с передачей технологий на уровне не менее 40% и обучением персонала. Российские компании готовы принять эти условия, в то время, как корейские компании (вариант с их привлечением уже рассматривался Каиром) такого предложить не смогли.  Конечно, есть и другие конкуренты, такие, как США, Нидерланды, Германия, Франция, а в последнее время еще и Китай, но не будем забывать, что у вопроса модернизации верфи Суэцкого канала есть не только экономическая и техническая, но и политическая подоплека. Каир старается укреплять отношения с Москвой, поскольку надеется, что авиасообщение между странами будет возобновлено как можно скорее, что будет значить очень много для туристической отрасли Египта.

Для справки:

 Суэцкий канал, соединяющий Средиземное и Красное моря, имеет протяженность 163 км и является одной из крупнейших искусственных водных артерией мира. На его долю приходится 10-12% мирового морского грузооборота. Каналом ежедневно пользуются десятки судов, которые следуют из Европы в Азию и обратно, не совершая при этом длительного плавания вокруг Африки.

[i] https://tass.com/economy/1088181

[ii] https://nangs.org/news/authorities/rf-predlozhila-egiptu-modernizirovaty-verfi-suetskogo-kanala-i-postroity-novuyu

[iii] https://ww.egyptindependent.com/russias-ak-bars-to-develop-suez-canal-authoritys-shipyards/

[iv] https://news.myseldon.com/ru/news/index/217435337

[v] https://www.business-gazeta.ru/article/442103

52.74MB | MySQL:104 | 0,322sec