Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (11 — 17 ноября 2019 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе были связаны с турецко-американскими переговорами в Вашингтоне и обострением обстановки в зоне палестино-израильского конфликта.

13 ноября президент Турции Р. Т. Эрдоган нанес визит в Вашингтон, где провел переговоры с президентом США Д. Трампом и встретился с некоторыми американскими сенаторами. Основными темами переговоров стали покупка Турцией российских ЗРС С-400, ситуация в Сирии, особен6но в свете турецкой военной операции «Источник мира» на северо-востоке САР и связанный с этим курдский вопрос. По итогам переговоров Эрдоган заявил, что он указал Трампу на то, что курдские формирования «Силы народной самообороны» (СНС) являются «террористической организацией», а также заверил его, что Анкара продолжит придерживаться режима прекращения огня в Сирии. Р. Т. Эрдоган отметил, что Турция и США могут работать вместе для полного уничтожения «Исламского государства» (запрещено в РФ) и сообщил Д. Трампу о готовности приобрести американские ЗРС «Пэтриот», если Вашингтон согласится предоставить туркам выгодные условия. В целом, по словам Р. Т. Эрдогана, Турция готова «открыть новую страницу» в отношениях с США. Эрдоган осудил решение Палаты представителей Конгресса США признать геноцид армян в Османской Империи в 1915 г. и поддержать законопроект о санкциях в отношении Турции и ее финансового сектора в связи с проведением военной операции в Сирии» и покупкой у России ЗРС С-400.

Со своей стороны Д. Трамп рассказал о хороших дружеских отношениях с Р. Т Эрдоганом, отметил, что США установили хорошие отношения с курдами и считают, что у турецкого президента с ними также хорошие отношения. В Белом доме заявили, что для достижения прогресса на других направлениях американо-турецких отношений крайне необходимо решить проблему, касающуюся покупки Турцией российских ЗРС С-400, «что укрепит наши партнерские отношения в области обороны». Было объявлено, что Д. Трамп и Р. Т. Эрдоган поручили своим ключевым министрам провести работу по урегулированию ситуации вокруг покупки Анкарой С-400.

Как отмечают эксперты, «встреча [Трампа с Эрдоганом] длилась немного больше часа, что само по себе означает по факту, что серьезных прорывов на этой встрече не произошло», так как за столь короткое время нельзя было серьезно проработать несколько ключевых тем, в том числе С-400 и курдский вопрос. «За это время можно только сверить часы и договориться начать проработку этих тем на уровне экспертов. Собственно это и произошло: на этой встрече президенты прояснили позиции и определились со своими предпочтениями». На обратном пути в Турцию Р. Т. Эрдоган сказал, что «круги, противостоящие Трампу, активно работают над тем, чтобы подорвать отношения» с США.

Председатель юридического комитета Сената Конгресса США Л. Грэм 14 ноября заблокировал рассмотрение в верхней палате законодательного органа резолюцию, признающую геноцид армян в Османской Империи, после встречи в Белом доме с Р. Т. Эрдоганом.

Турция не откажется от С-400, даже если США продадут ей свои ЗРС «Пэтриот», заявил Р. Т. Эрдоган 14 ноября по возвращении из Вашингтона. При этом он считает, что, позиция Д. Трампа по вопросу реализации контракта на поставку Анкаре американских истребителей F-35 на фоне конфликта с С-400 стала более позитивной. «Нам важно, что в нашей системе безопасности есть С-400. Мы купим и С-400, и «Пэтриоты», поскольку диверсифицировано развиваем нашу систему обороны. Такая стратегия у наших вооруженных сил», — сказал турецкий лидер.

Анкара и Вашингтон приступили к оценке потенциального влияния ЗРС С-400 на самолеты F-35, заявил 15 ноября пресс-секретарь президента Турции И. Калын. В Вашингтоне же сообщили, что американские сенаторы ожидают, что «относительно скоро» Турция примет некие решения по покупке у России С-400, и готовятся остановить свой законопроект об антитурецких санкциях, «если вопрос С-400 будет и правда решен».

На минувшей неделе вновь обострилась военная ситуация в зоне палестино-израильского конфликта. 12 ноября стороны начали обмениваться ударами после того, как в результате израильской бомбардировки в секторе Газа был убит командир вооруженного крыла палестинской экстремистской группировки «Исламский джихад» — «Сарая Аль-Кудс» — Б. Абу аль-Ата. Вместе ним погибла его супруга, еще пять человек, в том числе четверо их детей получили ранения. Кабинет министров и армия Израиля единогласно приняли решение о ликвидации главаря «Исламского джихада» 10 дней назад, заявил 12 ноября премьер-министр еврейского государства Б. Нетаньяху, так как «этот человек был генератором терроризма».

Всего 12-13 ноября палестинские боевики из «Исламского джихада» выпустили по израильской территории около 460 ракет, а израильские военные наносили удары по различным объектам экстремистов. Сообщается, что система ПРО «Железный купол» перехватила до 90% снарядов, которые могли нести угрозу мирным жителям. Израиль ввел морскую блокаду сектора Газа, что означает запрет на рыболовство у побережья. Отмечалось, что 12-13 ноября палестинское радикальное движение ХАМАС не принимало участие в новом витке напряженности в палестино-израильском конфликте. ЦАХАЛ  в свою очередь не вел огонь по объектам ХАМАСа. По информации палестинских источников, жертвами израильских обстрелов сектора Газа со стали 34 палестинца, 111 получили ранения. На территории Израиля отмечены отдельные разрушения.

14 ноября представители Израиля и «Исламского джихада» при посредничестве Египта и ООН достигли соглашения о прекращении огня, которое вступило в силу в 05:30 по местному времени 14 ноября. Однако 14-16 ноября отмечались нарушения перемирия со стороны палестинских боевиков, выпускавших ракеты по израильской территории, а ЦАХАЛ наносил ответные удары по объектам противника, в том числе ХАМАСа, в секторе Газа. 17 ноября ситуация относительно стабилизировалась.

На северо-востоке Сирии на ряде участков, примыкающих к границе с Турцией, продолжались вооруженные столкновения турецкой армии и протурецкой сирийской вооруженной оппозиции с курдскими отрядами и подразделениями ВС САР. Курдские отряды СНС пока не выполнили в полном объеме решений об отводе сил из 30-километровой зоны вдоль турецкой границы. В то же время поддерживаемые Турцией сирийские оппозиционные формирования пытаются расширить зону контроля и овладеть районами, которые находятся за пределами 30-километровой буферной зоны. Тем временем вертолеты российской авиагруппы расширили район воздушного патрулирования в приграничной зоне на северо-востоке Сирии, начав облёт ключевых дорог и приграничных селений в провинции Хасеке. Группа российских вертолетов размещена вблизи города Камышлы. С земли их прикрывают системы ПВО «Панцирь». Продолжается совместное российско-турецкое патрулирование 10-километровой приграничной полосы на севере Сирии.

США надеются, что партнеры в сирийской оппозиции сохранят контроль над нефтью в Сирии, и не хотят вмешиваться в этот процесс, заявили в американском Госдепартаменте. При этом США не собираются отказываться от сотрудничества с сирийскими курдами, несмотря на требования Турции. 13 ноября президент Д. Трамп вновь подтвердил, что США сохраняют свое военное присутствие в Сирии только для защиты нефтяных месторождений.

Вашингтон препятствует нормализации отношений между Дамаском и курдами, в которых наметился прогресс после проведения турецкой стороной военной операции «Источник мира», заявил Б. Асад. По его словам власти Сирии готовы принять в свою армию курдские отряды, чтобы дать отпор Турции на севере Сирии, однако курды пока не готовы к этому. Асад считает, что война в Сирии не может быть закончена только лишь посредством деятельности Конституционного комитета, который работает над формированием нового основного закона страны, так как вооруженный конфликт в САР «начался из-за усиления влияния террористических группировок и завершится только с уничтожением террора в стране».

15 ноября президент России В. Путин заявил, что Д. Трамп внес свой вклад в борьбу с терроризмом в Сирии, «но нейтральным наблюдателям очевидна роль России в этом процессе». «Что касается интересов собственно России, то они заключались прежде всего в том, чтобы избавить Россию от инфильтрации на территорию РФ большого количества обученных и подготовленных боевиков с опытом боевых действий. В этом смысле нельзя утверждать, что мы решили 100% задач, но в целом да. Ту задачу, которую мы перед собой ставили, начиная операцию в Сирии, мы выполнили». В. Путин рассчитывает, что при политическом процессе урегулирования в Сирии удастся наладить отношения между властью и оппозицией, а также рассчитывает, что политический диалог сможет «полностью восстановить территориальную целостность» Сирии. Москва не считает американское военное присутствие в Сирии легитимным, заявил российский президент.

Самолеты израильских ВВС нанесли 12 ноября ракетный удар по Дамаску. Сирийские средства ПВО поразили одну из ракет. Две другие ракеты попали в дом одно из руководителей «Исламского джихада» А. аль-Аджури на западе Дамаска, убив его сына.

Обстановка в Иране осложнилась после введения с 15 ноября квот на розничные продажи бензина и повышения цены на него. Протестные акции против этого решения прошли примерно в 100 населенных пунктах страны. В ряде случаев протестующие поджигали банки, офисы и магазины, повредили несколько автозаправок. Власти Ирана 16 ноября на сутки отключили интернет в стране в связи с протестами. Сообщается о погибших и пострадавших ходе столкновений полиции с участниками протестных акций. Более 1000 человек задержаны полицией. Президент ИРИ Х. Роухани 17 ноября издал указ о выплате материальных компенсаций пострадавшим от повышения цен на топливо. В то же время верховный лидер Ирана А. Хаменеи заявил, что «решение трех ветвей власти о повышении цен на топливо было продуманным».

Массовые акции протеста продолжаются в Ливане. 15 ноября бывший министр финансов Ливана М. Сафади первоначально дал согласие на назначение его премьер-министром республики, но вскоре отозвал свою кандидатуру, поскольку считает «слишком сложной миссию по созданию правительства, которое бы пользовалось поддержкой всех политических сил и предотвратило экономический и финансовый коллапс Ливана». Он выразил надежду, что ушедший 29 октября в отставку с поста премьер-министра С. Харири снова возглавит кабинет министров. Известие о том, что кабинет министров может возглавить М. Сафади стало причиной новой волны массовых демонстраций. Их участники категорически отвергли его кандидатуру.

Масштабные антиправительственные протесты не прекращаются в Ираке. Действия властей по стабилизации обстановки успеха пока не имеют. 17 декабря в стране по призыву шиитского лидера М. ас-Садра и профсоюзов прошла всеобщая забастовка в поддержку требований протестующих.

Египет нацелен на укрепление отношений с Россией в рамках стратегического партнерства между двумя странами, особенно в военной сфере, в свете стоящих перед Ближним Востоком вызовов, заявил 12 ноября президент АРЕ А. Ф. ас-Сиси в Каире на встрече с министром обороны РФ С. Шойгу. В Каире С. Шойгу участвовал в пленарном заседании совместной российско-египетской комиссии по ВТС. На нем он заявил, что Россия настроена на продолжение активного взаимодействия с Египтом в вопросах укрепления безопасности и стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке, а повышение обороноспособности республики — приоритетная задача Москвы и Каира в сфере ВТС.

США предупредили Египет о возможных негативных последствиях приобретения Каиром российских истребителей Су-35. Об этом говорится в письме, направленном 13 ноября министру обороны и военной промышленности Египта генералу М. Заки госсекретарем США М. Помпео и главой Пентагона М. Эспером.

 

Приложение

О военном и военно-техническом сотрудничестве Франции с арабскими странами

Руководство Франции уделяет повышенное внимание развитию военного и военно-технического сотрудничества с арабскими странами, рассматривая его в качестве одного из основополагающих элементов в деле упрочения французских позиций в этом стратегически и экономически важном районе мира. На сегодняшний день Франция остается одним из ведущих партнеров ряда арабских стран в сфере военного и военно-технического сотрудничества. Так, за период с 2010 г. по 2017 г. по фактическому экспорту продукции военного назначения (ПВН) в страны Ближнего Востока (в основном арабские) Франция заняла второе место после США – 15,721 млрд долларов (9,17% рынка). За этот же период Франция также заняла второе место (опять же после США) по пакету заказов на экспорт ПВН в страны региона — 28,2635 млрд долларов или 9,5% рынка. В целом страны Ближнего и Среднего Востока занимают порядка 40% французского военного экспорта.

Военное и военно-техническое сотрудничество Франции с рядом арабских государств оформлено в виде соответствующих договоров, соглашений, протоколов и др. Высшие должностные лица страны во время встреч и переговоров с арабскими руководителями постоянно в числе наиболее важных затрагивают вопросы военного сотрудничества. В настоящее время крупнейшими партнерами Франции в сфере ВТС в арабском мире являются Египет, Катар и Саудовская Аравия. Основными конкурентами Франции на арабском рынке вооружений являются США, Россия, Китай, Италия, Германия и Великобритания.

Военное сотрудничество с Египтом началось в середине 1970-х гг. Франция занимает первое место среди крупнейших экспортеров ПВН Египту в период 2011-2018 гг. – 9,187 млрд. долларов. Портфель заказов, сформированный за тот же период, составил 10,5 млрд долларов. Однако, согласно прогнозу на 2019-2022 гг., Франция переместится на третье место (1,312 млрд. долларов.) в египетском военном импорте, уступив России и США.

За последние годы Франция заключила с Египтом ряд контрактов преимущественно на поставки военно-морского и авиационного вооружения и техники. Так, в 2014 г. был подписан контракт на постройку для ВМС АРЕ четырех корветов «Говинд». Первый корабль, построенный во Франции, прибыл в Египет в 2017 г. остальные три строятся в АРЕ, причем последний из них должен вступить в строй в 2020 г. Французская сторона также поставляет для этих корветов зенитные управляемые ракеты (ЗУР) «Мика-ВЛ». В 2015 г. ВМС АРЕ получили фрегат «Аквитания» (один из серии строящихся для французского флота), вооруженные противокорабельными ракетами (ПКР) «Экзосет» ММ-40 и ЗУР «Астер-15». В 2016 г. египтянам передали два десантно-вертолетоносных корабля-дока типа «Мистраль», которые первоначально строились для России, и шесть десантных катеров.

В 2016 г. ВВС АРЕ начали получать новейшие французские тактические истребители «Рафаль» (заказано 24 самолета). Египет также получает модульные высокоточные авиабомбы ААSM, тактические авиационные ракеты «Скалп-ЕГ» класса «воздух-земля» и «Мика» класса» «воздух-воздух». В 2016 г. Франция решила безвозмездно передать Египту четыре многоцелевых вертолета SА-342 «Газель», а шесть ударных вертолетов типа «Тигр» египтяне получают по лизингу.

В Средиземном море регулярно проводятся совместные египетско-французские учения ВМС «Клеопатра» (последний раз в 2018 г.). Франция оказывает АРЕ содействие в подготовке военных кадров.

После США и Великобритании Франция является третьим по значимости партнером Саудовской Аравии в военной области. Наиболее крупные контракты на поставку В и ВТ, подписанные в последние несколько лет, предусматривают получение саудовцами более 770 единиц легкой бронетехники (БМП, БТР, БРА), 30 транспортно-десантных вертолетов AS-332С1, трех ракетных катеров типа «Комбатант» FS-56 и 39 патрульных катеров, из которых 19 будут построены во Франции, а 20 – в КСА.

Катар с 1970-х гг. традиционно является одним из главных покупателей французского оружия в арабском мире. В 1994 г. Париж и Доха заключили военное соглашение. Оно предусматривает направление французских военных советников и специалистов, проведение совместных учений.

В последние годы Катар приобретает во Франции главным образом авиационную технику и ракеты различных типов. В 2016 г. был подписан контракт на поставку ВВС эмирата 24 истребителей «Рафаль» на сумму 6,8 млрд евро, а в 2017 г. в рамках реализации опциона подписывается соглашение на приобретение еще 12 самолетов этого типа. Поставка всех истребителей должна быть завершена в 2022 г. Для «Рафалей» будут поставлены авиационные тактические и противокорабельные ракеты, а также модульные высокоточные авиабомбы ААSM. Для вооружения боевых кораблей, заказанных в Италии, у французских фирм закупаются ПКР ММ-40 «Экзосет» и ЗУР «Астер-30» и «Мика-ВЛ» на сумму свыше 1 млрд евро. В 2018 г. подписан контракт на приобретение французских многоцелевых вертолетов Н-125. В 2017 г. достигнута договоренность на закупку во Франции 490 бронемашин.

Франция в 1994 г. подписала с ОАЭ соглашение по вопросам обороны и безопасности. Оно предусматривает проведение незамедлительных консультаций в случае возникновения внешней угрозы Эмиратам и оказание им военной помощи. Предусмотрены также поставки оружия, участие в подготовке местных военных кадров, проведение совместных учений и др. Франция на протяжении многих лет была в числе крупнейших поставщиков В и ВТ в Эмираты, однако в последние годы был подписан лишь один крупный контракт на постройку для ВМС ОАЭ двух корветов типа «Говинд». Контрактом предусмотрен опцион на дополнительные два корвета. Франция разместила в 2009 г. на территории ОАЭ свою постоянную военную базу (500-700 военнослужащих) в районе Ормузского пролива. Периодически проводятся учения вооруженных сил двух стран.

Франция в 1992 г. подписала с Кувейтом соглашение о совместной обороне, которое предусматривает оказание французской помощи эмирату, если он станет объектом нападения извне. Предусматривается также поставки оружия, оказание помощи в подготовке местных военных кадров, обмен экспертными оценками о ситуации в зоне Персидского залива, обмен развединформацией, проведение совместных военных учений. ВС Франции при необходимости будут предоставляться льготы по использованию кувейтских военных объектов. В 2015 г. подписано пакетное соглашение на сумму 2,5 млрд евро на приобретение 30 французских вертолетов «Каракал» (начало поставок – 2019 г.), ремонт и модернизацию ранее поставленной техники.

В последние годы Марокко резко сократило закупки В и ВТ во Франции, предпочитая приобретать их в США. Продолжается сотрудничество по линии подготовки марокканских военных кадров.

Трудно развиваются ВТС Франции с Алжиром. Как полагают эксперты, «в неудачах немалую роль играет «историческая память» и франкофобия действующего алжирского руководства, старшие представители которого в той или иной роли успели поучаствовать в Войне за независимость 1954-62 гг. Серьезные перспективы имеют лишь французские компании, способные предложить Алжиру эксклюзивную продукцию, например, как это наблюдается в случае с Thales Group, радиоэлектронное оборудование».

Тесные военные связи поддерживаются между Тунисом и Францией, которая оказывает содействие в подготовке кадров, поставляет небольшие партии вооружения.

В декабре 2013 г. Саудовская Аравия объявила о намерении выделить Ливану грант на сумму 3 млрд долларов на приобретение оружия во Франции. В ноябре 2014 г. КСА и Франция подписали соглашение о финансировании французских военных поставок Ливану на эту сумму. В 2015 г. в рамках соглашения Ливан получил 48 ПТРК «Милан». В 2016 г. Эр-Рияд заявил о прекращении финансирования французских военных поставок из-за позиции ливанского МИД в отношении саудовско-иранского конфликта.

Французские военные советники и инструкторы (до 300 человек) оказывают помощь в подготовке военнослужащих армии Ирака.

Париж остается важным партнером Джибути в области ВТС. В 2012 г. Франция и Джибути подписали новое соглашение о военном сотрудничестве, которое подтвердило «приверженность обеих стран к тесному сотрудничеству в сфере безопасности». В местной армии находятся французские советники, периодически проводятся совместные учения, оказывается помощь в подготовке военных кадров. На территории республики находится крупнейшая в Африке французская военная база.

Как отмечают эксперты, после подъема в 2014-2018 гг. в последующие годы французский военный экспорт в арабские страны сократится. Будут осуществляться поставки по ранее заключенным соглашениям, в то же время подписание новых крупных контрактов маловероятно.

52.27MB | MySQL:103 | 0,802sec