Документированные заметки о об одном скандале в Саудовской Аравии

В середине ноября 2019 г. в Саудовской Аравии произошли события, на которые отреагировали все главные саудовские СМИ, например, авторитетная всеарабская газета «Аш-Шарк аль-Аусат»[i] и официальное государственное Саудовское новостное агентство (SPA). В этих сообщениях говорилось, что не соответствуют действительности утверждения саудовской газеты «Аль-Ватан» (главным редактором которой в своё время два периода был убитый Джамаль Хашогги, являвшийся на момент убийства колумнистом американской «Вашингтон Пост») о том, что женщины в Саудовской Аравии подвергаются «жестоким наказаниям, вплоть до тюрьмы и [публичной] порки»:

Газета в этой статье, удалённой в настоящее время с сайта «Аль-Ватан», в доказательство своего утверждения, вынесенного в заголовок статьи, ссылалась на видеоклип, размещённый на сайте Генерального управления противодействия экстремизму Руководства безопасности государства (араб. аль-Идара аль-амма ли-мукафаха ат-татарруф би-Риʼаса амн ад-дауля):

В настоящее время этот видеоклип удалён с учётной записи Генерального управления противодействия экстремизму (ГУПЭ), но он разошёлся по социальным сетям, где вполне доступен:

«Аль-Ватан» утверждала, что саудовские власти уравнивают «бабизм» (араб.-сауд. ан-нисвийя, слово имеет уничижительный оттенок; подразумевается феминизм) с экстремизмом, и на этом основании преследуют женщин, которые борются за свои права. В этом своём утверждении «Аль-Ватан» опиралась на один кадр в очень кратком видеоклипе из серии видеоклипов под названием «Задержись на минутку», в которых саудовские борцы с экстремизмом из ГУПЭ разъясняют опасность экстремизма и то, каким должно быть отношение саудовцев к разным аспектам жизни, тем или иным образом с экстремизмом соприкасающимся:

В кадре изображён саудовец, находящийся между двух крайностей. Справа – такфиризм в его различных формах, т.е. обвинение в «неверии» (араб. куфр) мусульман, главная примета ваххабитского салафизма. Слева – другие крайности: атеизм (араб. ильхад), «бабизм» (араб.-сауд. нисвийя), половые извращения (араб. шузуз джинси), разнузданность (араб. ибахийя). В социальные сети был вброшен этот видеоклип с комментарием: «Саудовская безопасность ставит знак равенства между мужским и женским гомосексуализмом (араб. аль-мислийя) и экстремизмом!» (данный комментарий — надпись вверху приведённой выше странички из учётной записи, на которой воспроизведён пресловутый клип).

Клип был убран с учётной записи Генерального управления противодействия экстремизму (ГУПЭ). Упомянутые и неупомянутые в начале статьи СМИ воспроизвели покаянное заявление ГУПЭ, в котором оно утверждает, что в видео-клипе были «многочисленные ошибки» (это – на 45-ти секундах!) в определении экстремизма. Оно сообщает, что изготовление и публикация видеоклипа были чьей-то личной инициативой, которая была ошибочной. Что будет проведено расследование и будут приняты меры, исключающие повторение подобных ошибок.

Не может не вызвать удивления это покаянное посыпание головы пеплом. В видеоклипе нет того, что ему приписывается. ГУПЭ в рассматриваемом видеоклипе не приравнивает к экстремизму ни женщин, ни гомосексуалистов. Буквально в следующих кадрах этого короткого видеоклипа ситуация с указанными крайностями полностью проясняется. Саудовец из видеоклипа оказывается между этих двух крайностей, одна из которых – экстремизм (справа, здесь ташаддуд, синоним слова татарруф), а вторая – не экстремизм, а распущенность (араб. инхиляль), в разряд которой и зачисляются (на каком основании и с какими предполагаемыми качествами – другой вопрос) и атеизм, и феминизм, и половые извращения, и разнузданность. Балансируя между этими двумя крайностями (в клипе есть соответствующие кадры), саудовец оказывается перед опасностью сползания либо к экстремизму, либо к распущенности. И правильной, утверждает ГУПЭ, является позиция равноудалённости от этих двух крайностей, которая представляет собой истинный патриотизм (араб. аль-ватанийя), так нужный саудовскому обществу:

Такой патриотизм через размещение саудовца на равном удалении от двух крайностей ассоциируется с проповедуемыми младоаравийцами, возглавляемыми наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом, с внедряемыми ими фундаментальными для их реформаторского курса ценностями – срединностью (араб. аль-васатийя) и умеренностью (араб. аль-иʻтидаль) в религии, теми срединностью и умеренностью, которые должны стать альтернативой религиозному экстремизму в форме такфиризма.

Но скандал протекал так, как это было описано выше. Причина покаянных действий ГУПЭ заключается в том, что идейная (идеологическая, духовная, религиозно-политическая и т.п.) и практическая политико-идеологическая составляющие реформаторского курса младоаравийцев находятся под плотным контролем и давлением американцев. Для последних срединность и умеренность должны дополняться, а то и возглавляться феминизмом вплоть до борьбы против мужского «сексизма» и принятием «различия» (араб. ихтиляф) и «разнообразия» (араб. танаввуʻ), или обязательным принятием «другого», под чем подразумевается признание всех и любых форм нетрадиционных сексуальных отношений между полами и внутри полов.

По мере сил и возможностей саудовские реформаторы подыгрывают этим американским директивам. Чему документальным свидетельством может быть этот коллаж:

Эта фотокомпозиция появилась впервые летом 2019 г. на сайте и учётных записях в соцсетях «Центра национального диалога короля Абдель Азиза» (араб. Марказ аль-малик Абд-аль-Азиз ли-ль-Хивар аль-Ватани):

Женщины в хиджабах и без них, по-видимому, олицетворяют феминисток («бабисток» в терминологии рассматривавшегося выше клипа), а мужчина с веночком из цветов на голове (в центре) – точно олицетворяет гомосексуалистов. Не берёмся указывать, кто в этой композиции олицетворяет лесбиянок.

«Картинка» очень широко разошлась в соцсетях:

Были такие комментарии — «Все они – саудовцы. Наша Родина на протяжении веков была киблой для людей, полюсом для всего человечества – всех рас и культур. Саудия – не деревня, а континент. Саудовцы – народ, сильный своим многообразием»:

Правда, были и те, кто давал такие комментарии – «Это – самая лживая и самая лицемерная картина Саудии»:

Этот комментарий имеет тот смысл, что саудовские власти в недостаточной степени следуют провозглашаемому принципу «многообразия». Характерно, что этот комментарий размещён в учётной записи в Твиттере человека, который обозначил себя в адресе как «@сын___» (араб. «@ибн___»), а дал в качестве своего фото изображение женщины, тем самым, вероятно, желая сказать всем содержанием твита, что он – трансгендер, недовольный тем, что трансгендер на картинке не представлен среди саудовского человеческого «многообразия». С другой стороны, как его изобразить…

Саудовские власти не ограничились описанными выше заявлениями ГУПЭ. В США был срочно откомандирован глава «Лиги исламского мира» (араб. Рабита аль-алям аль-ислами») Мухаммад аль-Айси. Там он отправился прямиком в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, где после посещения мормонского храма встретился с руководством мормонов, чтобы уверить их, а через них – всю американскую общественность, что Саудовская Аравия остаётся верной принципам «различия» (араб. ихтиляф) и «разнообразия» (араб танаввуʻ)[ii].

[i] https://aawsat.com/home/article/1988581/%C2%AB%D8%A3%D9%85%D9%86-%D8%A7%D9%84%D8%AF%D9%88%D9%84%D8%A9%C2%BB-%D8%A7%D9%84%D8%B3%D8%B9%D9%88%D8%AF%D9%8A%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D9%81%D9%8A%D8%AF%D9%8A%D9%88-%D8%A7%D9%84%D8%AA%D8%B1%D9%88%D9%8A%D8%AC%D9%8A-%D8%B9%D9%86-%D8%A7%D9%84%D8%AA%D8%B7%D8%B1%D9%81-%D9%85%D9%84%D9%8A%D8%A1-%D8%A8%D8%A7%D9%84%D8%A3%D8%AE%D8%B7%D8%A7%D8%A1

[ii] https://aawsat.com/home/article/1995271/%D8%B1%D8%A7%D8%A8%D8%B7%D8%A9-%D8%A7%D9%84%D8%B9%D8%A7%D9%84%D9%85-%D8%A7%D9%84%D8%A5%D8%B3%D9%84%D8%A7%D9%85%D9%8A-%D8%AA%D9%82%D9%88%D8%AF-%D9%85%D8%A8%D8%A7%D8%AD%D8%AB%D8%A7%D8%AA-%D9%81%D9%8A-%D8%A3%D9%85%D9%8A%D8%B1%D9%83%D8%A7-%D9%84%D8%AA%D8%B9%D8%B2%D9%8A%D8%B2-%D8%A7%D9%84%D9%88%D8%B9%D9%8A-%D8%A8%D9%82%D9%8A%D9%85-%D8%A7%D9%84%D8%A7%D8%AE%D8%AA%D9%84%D8%A7%D9%81

47.6MB | MySQL:112 | 0,838sec