Китайские военные аналитики о влиянии ракетной программы Ирана на региональный баланс сил

Как известно, Исламская Республика Иран, являясь одной из основных стран такого стратегически важного района мира, как Персидский залив, занимает центральное место в ближневосточном регионе. Выгодное геополитическое положения, которое занимает страна, ее значительная военная мощь вызывают серьезный интерес и опасения не только ее соседей, но и ведущих государств мира. Китайские специалисты отмечают, что вместе с тем, налицо различные подходы к оценке деятельности  Ирана со стороны лидеров ведущих мировых держав. Например, 6 февраля 2017 года, в ходе интервью телеканалу Fox News президент США Дональд Трамп, назвал Иран террористическим государством №1 раздающим повсюду деньги и оружие, при этом пожалев о заключенном соглашении по ядерной программе ИРИ. С другой стороны, диаметрально противоположная оценка Ирана звучит со стороны российского руководства. Так, 28 марта 2017 года, в ходе пресс-конференции по итогам встречи с президентом Ирана Хасаном Роухани, Президент России Владимир Владимирович Путин заявил: «Россию и Иран связывают многие годы, если не сказать столетия сотрудничества. Мы уже более 500 лет поддерживаем дипломатические отношения. Иран – наш добрый сосед и надежный, стабильный партнер». Очевидно, что разница в оценках деятельности Ирана обусловлена не только его позицией, политическими и военными шагами в борьбе с терроризмом в Сирии, но и тем, что длительное время иранская ракетная программа и стремление к обладанию ЯО служили благоприятным предлогом и прикрытием для развертывания элементов американской ПРО в Европе.

Как отмечают военные аналитики Народно-освободительной армии Китая (НОАК), с точки зрения военно-политического руководства США и государств Западной и Восточной Европы, в итоге реализации иранской ракетной программы в течение ближайших 10 лет возникнет реальная ракетная угроза не только странам региона, но и США. С другой стороны, масштабы т.н. иранского ракетного вызова оцениваются российской стороной как незначительные.

Достоверно известно, что Иран приступил к ракетным разработкам в 1980-х годах прошлого столетия в строжайшей тайне от США, Израиля и арабских государств. По оценке китайских специалистов основным поводом для начала активных работ в этом направлении стали итоги войны с Ираком. Стоит учитывать, что при этом были активно использованы наработки таких стран, как Северная Корея, Китай и Индия, передавших Ирану необходимые технологии. По данным китайских военно-технических изданий в настоящее время на вооружении Ирана имеются несколько типов ракет, различающихся как по дальности пуска (малая, средняя и большая), так и по типам ракетных двигателей (твердотопливные, жидкостные). Основные характеристика иранских ракет малой, средней и большой дальности представлены в следующей таблице. При этом Тегеран продолжает научно-исследовательские и опытно-конструкторские изыскания в области ракетостроения по следующим четырем основным направлениям:

– усовершенствование ракет малой дальности;

– развитие баллистических ракет средней и большой дальности;

– совершенствование имеющихся и создание более эффективных крылатых ракет;

– строительство космических ракет.

 

Основные характеристика иранских ракет
малой, средней и большой дальности

Наименование
ракет
Дальность пуска, км Боевая нагрузка,

кг

Тип
двигателя
Ракеты малой дальности
«Фаджр-3» 45 45 твердотопливный
«Фаджр-5» 75 75 твердотопливный
«Зильзаль-1» 150 600 твердотопливный
«Зильзаль-2» 200 600 твердотопливный
«Зильзаль-3» 250
Баллистические ракеты средней дальности
«Фатех-110» 200-300 500 твердотопливный
«Шехаб-1» 350 1000 жидкостный
«Шехаб-2» 700 750 жидкостный
«Шехаб-3» 1300-2000 760 жидкостный
«Кыям» 700-800 750
Ракеты большой дальности
«Шехаб-4» 2000-3000 1100 жидкостный
«Шехаб-5» 5000 1500-2000 жидкостный
«Кадер-1» 1600 750 жидкостный

Иран разработал и принял на вооружение несколько типов ракет малой дальности. Их использование позволяет в значительной степени увеличить боевые возможности частей и подразделений по нанесению поражения технике и живой силе противника в ближней тактической зоне, в том числе в условиях, когда применение боевой авиации ограничено или невозможно из-за мощной системы ПВО противника. В настоящее время ВС Ирана располагают четырьмя видами ракет малой дальности – «Назеат-6, -10», «Зельзаль-1, -2». Они перекрывают зоны поражения от 45 км до 200 км. При размещении их у западных границ Иран имеет потенциал для нанесения ракетных ударов по целям, расположенным как на территории Ирака и Кувейта, так и в арабских государствах Персидского залива. Следует отметить, что указанные ракеты имеют ряд недостатков, основными из которых являются низкая точность попадания (из-за отсутствия системы рулевого управления) и недостаточная поражающая способность. В связи с этим иранцы намерены усовершенствовать их, в том числе путем установки на них современных систем наведения.

Во время войны с Ираком (1980–1988 гг.) Ирану удалось приобрести ракету «Скад-Б» с дальностью пуска до 300 км и начать ее боевое применение под названием «Шехаб». В последующем, в Северной Корее был закуплен завод по производству ракетного вооружения, на котором иранцы организовали производство баллистических ракет средней дальности «Шехаб-1», «Шехаб-2» и «Шехаб-3».  Необходимо отметить, что семейство баллистических ракет «Шехаб» началось с небольшой дальности, но в ходе модернизации этих ракет иранским конструкторам удалось довести их дальность пуска до 350 км («Шехаб-1») и 700 км («Шехаб-2»).  По имеющимся данным, проект «Шехаб-3» («Гадр-1») является иранской переработкой северокорейской ракеты «Нодон-1». За последние годы иранские конструкторы создали несколько модификаций ракеты «Шехаб-3», отличающихся друг от друга некоторыми узлами, агрегатами и характеристиками. Эта ракета способна поражать цели, расположенные на территории Саудовской Аравии, Израиля и стран Закавказья. Характерной чертой этой части иранской ракетной программы является упор на использование жидкостных двигателей. До этого подавляющее большинство ракет были твердотопливными и не оснащались какими-либо системами управления. Они предназначались для стрельбы по площадным целям без точного наведения.

В течение достаточно долгого времени неуправляемые ракеты и комплексы «Шехаб-1» или «Шехаб-2» предполагалось использовать для нанесения ударов по целям, расположенным на расстоянии не более 1000 км. Ввиду недостаточных характеристик устаревающих ракетных комплексов в конце 90-х годов прошлого века Иран развернул новый проект, целью которого было создание новых баллистических ракет оперативно-тактического назначения. В сентябре 2002 года прошли успешные испытания ракеты «Фатех-110» с дальностью полета 200 километров. Ракета первой версии оснащалась инерционной системой наведения и могла доставлять к цели моноблочную боевую часть весом около 650 кг. В дальнейшем была создана новая модификация данной ракеты «Фатех-110А» с более высокими характеристиками. Благодаря использованию инерциальной и оптико-электронной систем наведения ракета последней модели по своим показателям точности превосходит все предыдущие разработки. Кроме того, «Фатех-110» стала основой для противокорабельной баллистической ракеты «Халидж-е-Фарс» особенностью которой является инерциальная система управления с самонаведением на конечном участке траектории. Другой ракетой, призванной прийти на смену старым ракетам средней дальности, является «Кайам-1». По имеющимся данным, эта ракета способна доставлять боевую часть весом 500 кг на расстояние до 800 километров. В настоящее время, вероятно, идет их полномасштабное производство с целью замены в войсках ракет аналогичного назначения.

На основе использования технологий твердотопливных оперативно-актических ракет (ОТР), освоенных при активной помощи Китая, Иран разработал первую двухступенчатую твердотопливную БРСД «Седжиль», которая имеет несколько модификаций и является самой дальнобойной. В настоящее время на вооружении АКС КСИР находится не менее 12 ракет «Седжиль-1, -2». Кроме того в войска активно поступают усовершенствованные БРСД «Гадр-1Н» с дальностью полета до 2 000 км. Китайские специалисты утверждают, что по неподтвержденным данным Иран разрабатывает ракету большой дальности под наименованием «Шехаб-5». Данная информация, якобы, подтверждалась разведывательными сведениями Израиля. Ракеты данного типа способны нести боевую нагрузку 2000 кг на дальность до 5000 км, т.е. уже поражать цели на территории Западной Европы. При этом отмечалось, что такие достижения иранских специалистов были бы невозможны без иностранной технической помощи, в том числе возможно со стороны России. Иран опроверг данные заявления и сообщил, что действительно осуществляется разработку подобных ракет, однако они являются частью космической программы. Анализ имеющихся в настоящее время у Ирана ракет средней и большой дальности весьма затруднен по причине серьезной закрытости иранской ракетной программы. Вместе с тем проведенные Ираном испытания дают основание полагать, что он обладает данным типом оружия, способным поражать цели в Израиле, на Аравийском полуострове, в Центральной Азии, на юге России и в некоторых странах Западной Европы.

Китайские специалисты отмечают, что Иран является первой страной на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, которая стремится к обладанию технологий по производству крылатых ракет. Препятствием этому является отсутствие необходимой научной базы, прежде всего в области аэродинамики и термодинамики. Данный недостаток Иран стремится исправить закупкой в других странах (прежде всего в Китае) необходимого оборудования двойного назначения. При этом Иран стремится обладать крылатыми ракетами, которые можно применять как с земли, так и с летательных аппаратов и подводных лодок.

Иранское руководство неоднократно подтверждало наличие на вооружении национальных ВС крылатых ракет собственного производства. Так, 29 ноября 2015 года, в ходе официальной церемонии, было заявлено о принятии на вооружение военно-морских сил большого количества крылатых ракет морского базирования «Кадир», которые были спроектированы и произведены специалистами и учеными Организации аэрокосмической промышленности министерства обороны Ирана. 4 февраля 2017 года, в рамках двухдневных учений в Персидском заливе иранские военно-морские силы испытали последнюю модификацию крылатой ракеты «Наср». Это произошло на следующий день после того, как администрация президента США ввела санкции в отношении Тегерана за последние испытания баллистической ракеты.

Как отмечают китайские военные аналитики, использование крылатых ракет с дальностью 2500 км на Ближнем Востоке определяет очень большие оперативно-стратегические возможности для ВС Ирана. Запущенные с северных участков страны ракеты «Соумар» способны менее чем за час достигнуть стратегических объектов НАТО в Турции, за 3 часа достигать юго-западного побережья Италии, границ Польши и стран Прибалтики; при запуске с южных регионов Ирана в зоне поражения оказывается около 2000 км Арабского моря и Индийского океана и вся территория Саудовской Аравии, которая является одной большой военной базой США. Руководство страны, еще в 1998 году, объявило о запуске своей космической программы, одновременно с успешными испытаниями ракеты «Шехаб-3». Затем 4 февраля 2008 года было объявлено о намерении самостоятельных запусков космических аппаратов к 2015 году, для чего планировалось приступить к строительству пусковой площадки. Понималось, что в случае успешной реализации данных планов Иран будет обладать возможность по нанесению ударов, в том числе ракетами с ядерными боеголовками, в любой точке мира. Вместе с тем, по оценкам китайских военных аналитиков специалистов, в настоящее время в Иране нет научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы для создания межконтинентальных баллистических ракет.

Опираясь на данные китайских военно-технических и военно-политических изданий представляется возможным выделить следующие направления влияния ракетной программы Ирана на региональный баланс сил:

  1. Испытание баллистических ракет, способных нести ядерные боеголовки. 12 октября 2015 года Иран осуществил первый запуск баллистической ракеты «Имад» большой дальности, способной нести ядерную боеголовку. Иран заявил, что испытание ракеты было осуществлено в интересах защиты государства, не требовало запроса разрешения у третьих стран и привело к увеличению возможностей Ирана по стратегическому ракетному сдерживанию. При этом дальность пуска составила 1700 км, боевая часть массой 750 кг взорвалась в 500 м от учебной цели. Следовательно, в настоящее время Иран добился устойчивого прогресса в области ракетных технологий, в первую очередь, в улучшении маршрутизаторов ракет, и способен производить данный вид вооружения.
  2. Фактическое игнорирование Ираном резолюции Совбеза ООН.

В июле 2015 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию №2231, запрещающую Ирану в течение восьми лет осуществлять разработки в области ядерного оружия, в том числе производить ракетное вооружение, способное нести ядерные боеголовки. Несмотря на это, Иран продолжает испытания баллистических и крылатых ракет.

  1. Реальная опасность иранских ракет средней и большой дальности. Есть основание полагать, что Иран в настоящее время действительно обладает ракетами средней и большой дальности. Но они способны представлять угрозу только Израилю и арабским государствам Персидского залива. Этому есть несколько оснований:

– периодичность испытаний ракетного вооружения Ирана очень низкая и не позволяет в полной мере подтвердить объявляемые иранскими специалистами характеристики;

– Иран не обладает достаточными технологиями для улучшения управляемости баллистических ракет и увеличения точности их попадания в цель;

– разработка иранскими специалистами разделяющихся боеголовок ракет до настоящего времени не принесла ожидаемых результатов.

  1. Ракеты как фактор шантажа в психологической войне. Анализ состояния вооруженных сил и экономики Ирана дают основание полагать, что иранские ВС, даже в случае разработки ядерного оружия, не смогут обеспечить достаточную точность его боевой доставки к назначенным целям, прежде всего по причине устаревания военной техники. В данной связи, публикуемые Тегераном результаты проведенных испытательных пусков и другой деятельности в данной сфере, следует рассматривать в качестве одного из способов шантажа на мировое сообщество. Однако не следует исключать и определенных успехов иранских специалистов в разработке стратегических видов вооружения и военной техники.
  2. Борьба за лидерство в регионе. Развитие ракетного вооружения Ирана и его деятельность в области разработки ядерного оружия свидетельствуют о его намерениях занять место регионального лидера. Этому имеется также несколько других предпосылок, одной из которых стала реализация контракта с Россией на поставку Тегерану ЗРК С-300. В настоящее время стратегия Ирана основана на трех основных принципах: создание системы ракетного вооружения, способного вести наступательные и оборонительные операции против всех стран региона; cоздание военно-морских сил, способных доминировать во всем Персидском заливе; налаживание союзнических отношений со странами, способными оказывать Ирану всестороннюю помощь.
  3. Оценка ракетной иранской угрозы в будущем. После окончания в 2023 году действия резолюции ООН №2231 Иран будет способен продолжить разработки в области ядерного оружия и средств его доставки, что, с учетом имеющихся в настоящее время у Тегерана наработок, не займет много времени. При этом руководство страны будет заявлять о необходимости владения данным видом оружия как фактором стратегического сдерживания. Следует понимать, что Саудовская Аравия и Израиль будут также вынуждены продолжить усиление своего военного потенциала, что способно привести к региональной гонке вооружения.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.

  1. Имеющиеся у Ирана баллистические и крылатые ракеты обеспечивают возможность поражения большей части территории Ближневосточного региона. Владея подобным вооружением, Иран уже сейчас претендует на статус регионального лидера.
  2. При успешной реализации всех компонентов ракетной программы Иран становится одной из самых мощных по военному потенциалу стран региона. Вместе с тем, Иран не имеет научно-исследовательской и опытно-конструкторской базы для создания межконтинентальных баллистических ракет, что исключает наличие ракетной угрозы со стороны Ирана странам Западной Европы и США.
  3. Учитывая обстановку на Ближнем Востоке, можно утверждать, что иранские баллистические и крылатые ракеты становятся одним из инструментов сохранения военной стабильности в регионе. В случае обострения военно-политической обстановки, именно подобное вооружение способно предотвратить агрессию по отношению к Ирану со стороны США и их союзников.
52.28MB | MySQL:103 | 0,556sec