Военно-политическая обстановка в Ираке (сентябрь 2007 года)

В сентябре 2007 года военно-политическая обстановка в Ираке оставалась сложной, противоречивой и с заметными элементами напряженности. С одной стороны, в сфере безопасности продолжал происходить ряд позитивных изменений. В то же время не произошло реальных подвижек в деле продвижения политического процесса по достижению в стране национального согласия, преодолению наиболее серьезных, принципиальных разногласий между ведущими иракскими политическими силами. На внешнеполитической арене правительство Ирака наибольшее внимание уделяло отношениям с США и соседними государствами.

По оценке главного контрольно-ревизионного управления Конгресса США, правительство Ирака не выполнило 11 из 18 ключевых задач по восстановлению политической стабильности и безопасности в стране. Причем полностью удалось выполнить лишь четыре задачи: создание совместных с многонациональными силами (главным образом с ВС США) постов безопасности и соответствующих комитетов в Багдаде, а также обеспечение прав политических меньшинств в законодательной ветви власти. Еще четыре задачи оцениваются как выполненные частично.

Со своей стороны, администрация Белого дома считает, что «удовлетворительный прогресс» достигнут в выполнении 9 из 18 задач, при этом семь задач оценены как «неудовлетворительные», а двум оценку дать оказалось затруднительным. По заявлению президента США Дж. Буша, правительству Ирака предстоит многое сделать, чтобы добиться политического примирения в стране. Причем «примирению должны предшествовать изменения в ситуации с безопасностью», а также принятие законов: о распределении доходов от нефти, о провинциальных выборах, об отмене запрета на принятие на государственную службу бывших членов правившей при С. Хусейне партии Баас.

Посол США в Багдаде Р. Крокер считает Ирак «травмированным обществом. По его мнению, улучшение положения дел в этой стране потребует времени и значительных усилий со стороны Соединенных Штатов.

В целом же вашингтонская администрация вынуждена признать, что нынешнее иракское руководство достигло «небольшого прогресса» как в улучшении ситуации в сфере безопасности, так и особенно в вопросах достижения политического примирения в стране.

В сентябре положение дел в сфере безопасности в Ираке, несмотря на известные положительные изменения, продолжало оставаться сложным, в отдельных районах страны – напряженным. Произошло заметное уменьшение числа крупных терактов с многочисленными человеческими жертвами. Значительно снизилось число погибших от насилия иракцев – с 1809 чел. в августе до 848 в сентябре. Войска США при участии иракских правительственных сил продолжали проводить в различных районах страны войсковые операции против боевиков-сторонников «Аль-Каиды», шиитских и суннитских вооруженных группировок. Большая часть операций осуществлялась на севере и в центре Ирака. Однако далеко не всегда эти мероприятия приводят к решительному успеху и в различных районах Ирака продолжают действовать многочисленные вооруженные группировки, что не позволяет нормализовать обстановку как в отдельных регионах, так и по стране в целом. И, как говорится в докладе, подготовленном для Конгресса США, Ирак в области безопасности «все еще сталкивается с обескураживающими вызовами и борьбой за власть и ресурсы между шиитским большинством и суннитами, курдами и другими меньшинствами».

В своем сентябрьском докладе на слушаниях в Конгрессе США командующий американскими войсками в Ираке генерал Д. Петрэус сообщил, что «военные задачи операции (в Ираке, — В. Ю.) в большей степени решены». В то же время необходимо подчеркнуть, что нынешнее состояние дел в сфере безопасности в стране все еще не дает очень веских оснований для оптимистических оценок.

Правительство Ирака в сентябре утвердило концепцию национальной безопасности страны на период 2007-2010 гг. – «Ирак в первую очередь». Ее цель – достижение национального примирения и восстановление экономической стабильности и безопасности в стране. Предусматривается поддержание прочных дружественных отношений с США и установление добрососедских отношений со всеми странами региона. Подчеркивается, что основными врагами современного Ирака являются «терроризм, организованная преступность и незаконные вооруженные формирования». Намечено продолжать укрепление национальных вооруженных сил и подготовку «компетентных кадров для работы в силах безопасности» страны. В сфере экономики планируется провести «серьезные реформы».

В сентябре 2007 г. в центре, на севере и западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Синджар, Эль-Хадита, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Байджи, Тикрит, Самарра, Эль-Микдадия, Талль-Афар, Балад, Хувейджа, Туз-Хурмату, Эт-Тармия, Эд-Дуджайль, Эт-Таджи, Бани Саад, Рамади, Эш-Шаркат, Рашидия и в ряде других мест. Наиболее сложная и нестабильная ситуация продолжала сохраняться в Багдаде и прилегающих к столице районах. Сложная обстановка сохранялась также в провинциях Дияла (административный центр г. Баакуба), Таамим (Киркук), Салах-эд-Дин (Тикрит) и Найнава (Мосул).

Ситуация в Багдаде стала более стабильной, Но все же, несмотря на все усилия, прилагаемые американским командованием и иракскими властями, город продолжает оставаться главным источником нестабильности в стране. Именно в столице и прилегающих к ней районах происходит большая часть терактов, вооруженных нападений, других насильственных действий. По официальной информации, войска США и иракские правительственные силы контролируют лишь 46 проц городских кварталов (в апреле – 19 проц), причем на собственно иракские силы приходится только 8,2 проц. Относительная стабильность во многих районах Багдада поддерживается лишь благодаря присутствию там крупных сил ВС США, иракской армии и полиции. Тем не менее, рейды вооруженных милиций (в основном шиитских боевиков) на территории, населенные людьми «враждебной» веры, продолжаются, а МВД Ирака фактически признает свое бессилие их прекратить. Причем, по нашему мнению, во многом это обусловлено нежелание шиитизированных силовиков бороться со своими единоверцами.

На сегодняшний день Багдад во многом превратился в город, разделенный по конфессиональному признаку на шиитские и суннитские районы, между которыми возведены заградительные стены. При этом шиитские вооруженные формирования в значительной степени контролируют районы совместного проживания приверженцев обеих конфессий, главным образом на юго-западе столицы. Сами же сунниты сохранили за собой лишь несколько крупных городских районов. В то же время многие сунниты и шииты считают, что разделительные стены лишь способствуют усилению раздора между двумя общинами. 12 сентября в Багдаде прошла демонстрация против возведения стен, в которой участвовали несколько сотен шиитов и суннитов.

В столице процветает преступность, в т. ч. организованная. Ежемесячно из багдадских банков похищают, как минимум, денежные суммы, эквивалентные 1 млн долл. США. А в целом Ирак уверенно сохраняет первое место в мире по количеству денег, украденных в банках.

В сентябре части ВС США (12 тыс. чел.) и иракские правительственные войска (14 тыс. чел.) провели в провинциях Дияла и Найнава масштабную операцию по ликвидации опорных баз боевиков из группировки «Аль-Каида в Ираке».

Очень сложной остается ситуация в провинции Дияла. Боевики «Аль-Каиды» по-прежнему удерживают контроль над многими сельскими районами провинции, а этот регион занимает второе место после Багдада по уровню насилия и опасности для населения.

И хотя в последние месяцы силам «Аль-Каиды в Ираке был нанесен значительный урон, эта группировка все еще сохраняет значительный потенциал и остается важным фактором, препятствующим стабилизации обстановки в стране. Сторонники экстремистов продолжают активно действовать по разжиганию этнического и конфессионального насилия в Ираке.

Заметная нестабильность отмечается на севере Ирака, куда перебазировались значительные силы террористов и боевиков.

Высокая степень напряженности сохраняется в Киркуке, где нарастает насилие на почве противоречий между арабами и курдами. Курды в преддверии намеченного на декабрь 2007 г. референдума о статусе города и прилегающих к нему районов усиливают давление на арабов с целью вынудить их покинуть Киркук, что вызывает сопротивление последних. Как известно, курдские политики требуют официального включения города в состав курдской автономии и провозглашения Киркука ее столицей. Да и в целом арабско-курдское противоборство за влияние, власть и контроль над природными (углеводородными) ресурсами остается одной из главных причин сохранения напряженности и нестабильности на иракском севере. Кроме того, здесь отчетливо проявляются противоречия между другими этническими и конфессиональными общинами. Так, в провинции Найнава 45 проц населения составляют арабы-сунниты, 40 проц – курды. Здесь также проживают туркоманы, ассирийцы, арабы-христиане и др. Однако три четверти депутатов местного совета являются курдами, но пост губернатора занимает араб-суннит (его заместитель – курд). При этом каждая из ветвей власти стремится действовать исключительно в интересах своей общины, что лишь препятствует нормализации обстановки в провинции.

Генерал Д. Петрэус считает «очень шатким» прогресс, достигнутый в западной провинции Анбар и некоторых других районах Ирака, где ситуация может измениться в худшую сторону в любой момент. Так, успехи, имеющиеся в провинции Анбар, во многом базируются на дополнительно переброшенных в регион 4 тыс. американских военнослужащих и временном (по оценке самих американцев) союзе командования ВС США с местными суннитскими вооруженными формированиями (племенными и из числа бывших повстанцев). И хотя сегодня суннитские группировки ведут борьбу против «Аль-Каиды» и других экстремистов, однако они в своем большинстве отнюдь не являются сторонниками шиитского правительства в Багдаде. Более того, в спецслужбах США полагают, что местные суннитские силы могут стать реальной угрозой для центральной власти. И, тем не менее, американцы продолжают выплачивать суннитским вооруженным формированиям крупные денежные суммы (наличными) с тем, чтобы последние продолжали активно действовать против «Аль-Каиды».

13 сентября в г. Рамади был убит шейх А. С. Абу Риша, возглавлявший «Совет спасения» провинции Анбар – объединения суннитских племен, участвующего в борьбе с террористами при сотрудничестве с американскими войсками.

На высоком уровне оставалась в сентябре интенсивность боевой и террористической деятельности антиправительственных сил в т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада, главным образом в районе городов Эль-Махмудийя, Эль-Мусайиб, Сальман-Пак, Эль-Искандерия и Эль-Юсифийя.

Ситуация на иракском юге продолжает оставаться сложной, с элементами напряженности в отдельных местах региона. Здесь продолжает нарастать насилие, вызванное противоборством между различными шиитскими группировками, стремящимися установить свой контроль над отдельными районами, в первую очередь теми, где имеются крупные месторождения нефти и инфраструктура, обеспечивающая ее транспортировку и экспорт. Причем во многом это противоборство концентрируется в крупнейшем городе региона – Басре. Ведь именно через этот город осуществляется экспорт до 90 проц иракской нефти. Наиболее активно в Басре действуют «Армия Махди», подчиняющаяся радикальному шиитскому лидеру М. ас-Садру, «Корпус Бадр», которым руководит Высший исламский совет Ирака и боевики местной шиитской исламистской партии «Аль-Фадыля». Кроме того, в Басре в полную силу проявляют себя многочисленные криминальные группировки. Особо подчеркнем, что уход из города британских войск привел к заметному ухудшению ситуации в Басре.

На юге страны в сентябре теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия происходили в городах (и прилегающих к ним районах): Басра, Эль-Кут, Эд-Дивания, Хилла, Эн-Наджаф, Эс-Сувейра, Эль-Куфа, Эн-Нуумания, Эр-Румйта и в некоторых других местах. Очень сложная обстановка сохранялась в провинции Бабиль (г. Хилла). В сентябре на юге имели место вооруженные столкновения боевиков шиитских группировок с отрядами местных племен. Отдельно следует отметить усиление иранского влияния на иракском юге.

В целом юг Ирака в значительной степени находится под контролем разных шиитских группировок, а влияние центральной власти во многих местах региона ощущается весьма слабо.

В Иракском Курдистане в сентябре обстановка в целом сохранялась стабильной.

Продолжается противостояние между арабами-суннитами и шиитами, хотя его острота и снизилась. Тем не менее, ежедневно в различных городах страны продолжают находить тела убитых шиитов и суннитов, не прекращаются похищения религиозных и политических деятелей обеих общин, да и рядовых приверженцев двух конфессий. Продолжаются нападения и убийства бывших активистов партии Баас, а это в основном сунниты.

В сентябре в Хельсинки прошли переговоры представителей суннитов и шиитов. В принятом по их итогам документе содержится призыв ко всем сторонам иракского конфликта включиться в процесс примирения, прекратить межрелигиозные и межэтнические споры, остановить поток беженцев из страны и добиться вывода из Ирака иностранных войск в «реалистические сроки». Вместе с тем, участники встречи не договорились о продолжении переговоров.

Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы, суннитские повстанцы и шиитские боевики совершают нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении местных политических деятелей, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, иракцев, работающих на иностранные войска, в т. ч. переводчиков. Так, на юге Ирака «Армия Махди» начала преследования «коллаборационистов», сотрудничавших с британскими войсками (всего с британцами работали примерно 15 тыс. иракцев). Сохраняющаяся в Ираке нестабильность существенно ограничивает свободу вероисповедания вне зависимости от принадлежности людей к той или иной конфессии.

Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, особенно профессора и преподаватели ВУЗов, врачи, иностранцы, работающие в Ираке, предприниматели, иракские и зарубежные журналисты, женщины и дети. Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. Одним из наиболее широко применяемых способов осуществления терактов остаются действия боевиков-смертников, подрывающих автомашины, начиненные взрывчаткой, в местах большого скопления людей или около различных объектов.

Боевики, повстанцы и террористы совершают нападения на административные здания в столице и провинции, полицейские участки, пункты записи добровольцев в армию и полицию, офисы иракских политических партий и организаций, представительства местных и иностранных фирм, школы, представительства и здания СМИ.

В сентябре активизировались действия повстанцев и боевиков на автодорогах страны, что существенно затрудняет снабжение американских войск, создает препятствия на пути нормализации экономической жизни Ирака. Для обеспечения безопасности передвижения конвоев на автодорогах американское командование по-прежнему вынуждено привлекать крупные силы, включая авиацию. В числе важных целей диверсий и терактов остаются объекты нефтяной отрасли в различных районах страны. Нападениям боевиков подвергаются линии электропередач и связи.

В целом сложная обстановка сохраняется на границах Ирака с соседними государствами. Иракское руководство считает, что если соседние страны не поставят надлежащий заслон на пути проникновения «террористов и убийц» на территорию Ирака, то насилие распространится на другие государства.

Наиболее напряженная обстановка сохраняется на границах Ирака с Турцией и Ираном, что во многом связано с деятельностью боевиков курдских сепаратистских организаций.

За последние месяцы значительно уменьшилось число иностранных боевиков, проникающих в Ирак с территории Сирии, что признал командующий американскими войсками в Ираке генерал Д. Петрэус, отметивший, что эта цифра сократилась «на половину или две трети». Как известно, ранее из Сирии в Ирак ежемесячно проникало 80-90 потенциальных боевиков и террористов. Также отмечается, что сирийцы не пропускают на свою территорию боевиков, стремящихся покинуть Ирак.

Уже в ближайшее время Саудовская Аравия начнет первый этап строительства заградительной стены на границе с Ираком (814 км), который завершится к 2009 году. Это сооружение будет состоять из нескольких элементов: насыпного песчаного вала, идущих параллельно двух высоких заборов из стальной сетчатки, специального ограждения из колючей проволки, а также полосы с установленными под землей сенсорами, способными улавливать движение человека. Через каждые 30 м планируется установить смотровые посты, оборудованные видеокамерами и приборами ночного видения. Стоимость первой очереди заграждения превысит один миллиард долларов.

В целом стабильным сохраняется положение на иракско-кувейтской границе. Здесь не отмечено проникновение боевиков на территорию Ирака.

В условиях не стихающего в стране насилия и произвола постоянно число иракцев, вынужденных покинуть места своего постоянного проживания и искать прибежища за рубежом или в более спокойных районах собственной страны. Только поток беженцев вырос за последние шесть месяцев на 45 проц. Многие из перемещенных лиц испытывают на новых местах проживания различные трудности и лишения, живут в крайне тяжелых условиях. Их дети во многих случаях лишены возможности посещать школы, и вынуждены работать, бродяжничать или идти в помощники к боевикам.

По состоянию на 1 октября 2007 г. списочная численность личного состава силовых структур Ирака не претерпела изменений и составляла 353,1 тыс. чел.: вооруженные силы – 158,9 тыс. чел. (сухопутные войска — 156,9 тыс., ВВС — 0,9 тыс., ВМС — 1,1 тыс. чел.); формирования МВД – 194,2 тыс. чел., в т. ч. полиция – 161,3 тыс. чел.

В последние месяцы отмечается некоторый прогресс в повышении боевых возможностей иракских вооруженных сил, которые все более активно и масштабно участвуют в совместных с ВС США операциях против боевиков и террористов. В первую очередь это относится к армейскому спецназу.

Вместе с тем, по признанию генерала Д. Петрэуса, только 10 тыс. иракских военнослужащих способны действовать без помощи коалиционных сил, а 60 тыс. в той или иной степени могут участвовать в боевых операциях совместно с американскими войсками.

В сентябре ВВС Ирака получили 18 вертолетов российского производства, которые предполагается использоваться для охраны объектов нефтяной отрасли.

Для иракских ВМС в Италии и Малайзии будут заказаны 20 патрульных кораблей и катеров, поставка которых будут осуществляться со второй половины 2008 г. и в 2009 г.

Пентагон уведомил Конгресс о планах продажи Ираку вооружения, военной техники и боеприпасов на общую сумму 2,3 млрд долл. В частности, речь идет о 980 армейских внедорожниках «Хамви», 123,6 тыс. автоматических винтовках М-16, взрывчатке, радиостанциях и 32 транспортных вертолетах UH-1H.

Ирак и Сербия приняли решение о возобновлении сотрудничества в военно-технической сфере.

Формирования иракского МВД остаются «слабыми, плохо оснащенными», в их рядах много сторонников незаконных вооруженных формирований. Само МВД американцы считают «министерством только по названию», нефункционирующим органом с неэффективным управлением, «поддерживающим интересы лишь одной религиозной группы населения».

Пентагон выступил против расформирования Национальной полиции Ирака (аналог внутренних войск), как это было предложено независимой комиссией американского Конгресса. Военные признают, что это формирование «оказалось под влиянием межконфессиональной предубежденности», но предлагают реформировать ее без расформирования.

По состоянию на 1 сентября 2007 г. группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала 162 тыс. чел. в составе 20 боевых бригад.

Потери личного состава ВС США в Ираке в сентябре 2007 г. составили убитыми 71 чел. (в августе 87 чел.) и ранеными ок. 400 чел. Это наименьшие ежемесячные потери американских войск в этом году. Таким образом, общие потери вооруженных сил США со времени начала иракской компании в марте 2003 г. по 30 сентября 2007 г. достигли, по уточненным данным, убитыми 4050 чел. и ранеными ок. 28150 чел. Кроме того, четыре американских военнослужащих считаются пропавшими без вести.

Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции составили в сентябре 2007 г. убитыми 4 и ранеными 6 человек.

3 сентября Ирак посетил президент США Дж. Буш, где на одной из баз американских ВВС на западе страны провел консультации с командованием иракской группировки ВС США и встречался с иракскими руководителями. Глава Белого дома заявил, что любое сокращение численности американских войск в Ираке будет основано «на спокойном анализе ситуации», а не на «нервной реакции» политиков. Президент также подтвердил свое неприятие установления «искусственного графика вывода войск» из Ирака.

В своем сентябрьском докладе Конгрессу (12.09) генерал Д. Петрэус заявил о возможности сокращения численности ВС США в Ираке к лету 2008 г. до 130 тыс. чел. По оценке Петрэуса, США достигли в Ираке той точки, когда они могут сохранить свои завоевания в сфере безопасности при меньшей численности войск. При этом американские военные во все большей степени будут переключаться от непосредственного участия в боевых операциях к «надзору» за действиями иракских силовиков, обучению местных военных. К этому новому этапу стратегии США в Ираке генерал предложил перейти уже в декабре 2007 г. В этом же месяце планируется сократить численность ВС США в стране на 5,7 тыс. чел. 13 сентября президент Дж. Буш в своем обращении к нации подтвердил основные выводы и предложения генерала Д. Петрэуса и объявил о предстоящем сокращении численности американских войск в Ираке.

О возможности еще более радикального уменьшения американского контингента в Ираке заявил глава Пентагона Р. Гейтс. По его мнению, в случае улучшения обстановки в этой стране, к началу 2009 г. численность войск США там можно будет сократить до 100 тыс. чел.

Сенат США в сентябре проголосовал против законопроекта, предложенного Демократической партией, в котором выдвигалось требование вывода значительной части американских войск из Ирака в течение девяти месяцев. Сенат также не одобрил инициативу демократов об ограничении боевых операций ВС США в Ираке к июню 2008 г.

Министр обороны США Р. Гейтс запросил в Конгрессе на 2008 финансовый год сумму в более чем 190 млрд долл. на продолжение военных операций в Ираке и Афганистане. По прогнозу Бюджетного управления Конгресса США долгосрочное американское военное присутствие в Ираке может привести к тому, что ежегодные расходы на иракскую компанию будут составлять от 10 до 25 млрд долларов.

Происходит возрастание роли авиации в военных действиях в Ираке. Боевая авиация США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты В-1В, F-16, F/А-18, А-10, GR-4 «Торнадо», вертолеты армейской авиации) в сентябре продолжали оказывать постоянную поддержку боевым действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах Ирака, наносили удары по базам и лагерям боевиков и террористов, их транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, прикрывали с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, регулярно вели воздушную разведку объектов повстанцев и боевиков, осуществляли патрулирование над районами повышенной активности сил противника. Особое внимание в прошедшем месяце уделялось контролю над дорогами, ведущими к Багдаду с тем, чтобы не допустить подвоз в столицу оружия и взрывчатых веществ. Ежедневно в сентябре авиация союзников совершала от 27 до 100 боевых вылетов (без учета вертолетов).

В сентябре наиболее часто удары с воздуха по объектам повстанцев и боевиков наносились в районах городов Багдад (и его пригородах), Баакуба, Самарра, Басра, Балад, Сальман-Пак, Байджи, Эль-Кут, Эль-Мукдадийя, Талль-Афар, Тикрит, Эт-Тармия, Эн-Нуумания, Эль-Искандерийя, Эт-Таджи, Хувйджф, Бани-Саад, Эль-Кут, Эш-Шаркат, Эль-Юсифийя, Эн-Наджаф и в ряде других мест. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, пушки, управляемые авиационные бомбы GBU-12, GBU-31 и GBU-38, ракеты «воздух-земля» «Мейверик», другие авиационные боеприпасы. Боевые вертолеты АН-64 «Апач» поражали цели противника ПТУРами «Хеллфайр» и огнем из пушек. Наряду с пилотируемыми самолетами американское командование активно использует в Ираке беспилотные летательные аппараты, особенно WQ-1 «Предатор», которые поражали противника ПТУРами. Кроме того, бомбардировщики В-1В и другие самолеты неоднократно совершали полеты над неспокойными районами страны с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация также регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе осуществляли американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

В различных районах Ирака продолжают иметь место случаи ошибочного применения американскими войсками огневого воздействия, что приводит к жертвам среди гражданского населения.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (25) составляла на 1 октября 2007 г. ок. 11,5тыс. человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (5,5 тыс. чел.) и Грузия (ок. 2,0 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи.

Коалиционные силы начали сооружение командно-контрольного центра на нефтяном терминале Хавр аль-Амайя, в деятельности которого также будут участвовать иракцы. Создание центра позволит усилить охрану нефтяных платформ вблизи иракского побережья примерно на 80 проц. Так считают американские и британские специалисты. В настоящее время в зависимости от складывающейся ситуации к охране нефтяных платформ привлекают от 500 до 1000 американских, британских, австралийских и иракских военнослужащих.

Великобритания сентябре завершила вывод своих войск из Басры, также объявлено о предстоящем уже в ближайшее время сокращении на 500 чел. численности британского контингента в стране (сейчас – 5,5 тыс. чел.). В дальнейшем не исключается возможность уменьшения численности британского военного контингента до 2,5 тыс. человек. Перспектива значительного сокращения и возможного окончательного вывода британских войск из Ирака вызывает серьезные опасения в Вашингтоне.

По заявлению премьер-министра Австралии Дж. Говарда, его страна сохранит военное присутствие в Ираке (1,5 тыс. чел.).

Обеспечением и обслуживанием военного контингента США в Ираке занимаются примерно 180 тыс. человек гражданского персонала, представленного лицами различных национальностей и гражданства. Из них 137 тыс. работают по контрактам, заключенным с Пентагоном. Более половины этих людей – иракцы, а американцы составляют ок. 22 тыс. чел. Гражданский персонал задействован в обеспечении безопасности, разведке, строит дороги, мосты и другие сооружения, работает в армейских столовых, занимается стиркой, ремонтом, водоснабжением, канализацией и др. Значительное количество гражданских работников занято обслуживанием деятельности других иностранных военных контингентов в Ираке.

Как хорошо известно, на территории Ирака действует большое число частных охранных компаний, преимущественно американских. Сумма контрактов на охранную деятельность в этой стране с 2003 г. составила 4 млрд долл. 16 сентября в Багдаде произошел инцидент с сотрудниками компании «Блэкуотер» (работает по контракту с Госдепартаментом США), в результате которого 8 иракцев были убиты, а 13 получили ранения. Местные власти обвинили охранников компании в неправомерном применении огнестрельного оружия и заявили о прекращении деятельности «Блэкуотер» на территории страны. Также было заявлено о намерении правительства проверить работу всех частных охранных компаний на предмет ее соответствия иракским законам. Однако вскоре деятельность «Блэкуотер» в Багдаде была частично возобновлена. При этом было оговорено, что сотрудники компании будут выполнять лишь особо важные задачи. Власти США и Ирака также договорились о создании совместной комиссии по расследованию причастности сотрудников «Блэкуотер» к инциденту, произошедшему 16 сентября.

В целом ситуация в сфере безопасности в Ираке остается очень сложной, а достигнутые здесь позитивные результаты довольно хрупки. Премьер-министр страны Н. аль-Малики заявил в сентябре, что его правительству удалось остановить сползание Ирака к гражданской войне. Однако в этом можно усомниться. Ведь острые, принципиальные противоречия между ведущими политическими силами страны по важнейшим проблемам Ирака все еще очень далеки от своего урегулирования, а в этих условиях сохраняются реальные серьезные предпосылки и причины для возникновения масштабного и кровопролитного внутрииракского конфликта.

Внутриполитическая ситуация в Ираке в сентябре 2007 г. характеризовалась отсутствием заметного прогресса в политическом процессе национального примирения и согласия. Продолжался политический кризис, вызванный острыми разногласиями между ведущими иракскими политическими силами. Центральное правительство Ирака во главе с Н. аль-Малики во многом не контролирует положение дел в провинциях.

Национальный парламент, возобновивший работу после летних каникул, не принял ни одного из ожидаемых законов, которые могли бы способствовать урегулированию важнейших политических и экономических проблем страны. В первую очередь, речь идет о давно находящемся на рассмотрении у законодателей проекте закона о распределении доходов от добычи углеводородов (нефти). В начале сентября правительство передал на рассмотрение парламента еще один важный законопроект, принятие которого могло бы снять препятствия для трудоустройства бывших функционеров и партийных активистов саддамовского режима. Однако он также далек от принятия.

В этой связи в докладе, представленном американскому Конгрессу, прямо говорится, что «основополагающей проблемой в деле примирения на национальном уровне является не провал в усилиях по принятию соответствующих законов, а то, что ведущие политические группы – сунниты, шииты и курды – не могут прийти к согласию по поводу того, как следует поделить власть».

15 сентября о своем выходе из правящей коалиции – Объединенного иракского альянса – заявили сторонники радикального шиитского лидера М. ас-Садра. Они обвинили правительство в отсутствии прогресса в политической сфере и непринятии эффективных мер по упрочению безопасности. Одновременно было заявлено, что сторонники ас-Садра не добиваются немедленной отставки кабинета Н. аль-Малики.

Свои требования политического характера выдвигают к правительству и суннитские партии, требующие «принять меры, чтобы положить конец непрерывно снижающемуся уровню внутренней политики», а также сократить число министров, назначаемых на свои посты «лишь в угоду какой-либо партии или блоку». Ведущая суннитская политическая организация – Иракский фронт согласия (ИФС) угрожает отставкой своих депутатов в парламенте (44 из 275), а суннитский вице-президент Т. аль-Хашеми – уходом с занимаемого поста в случае, если правительство аль-Малики продолжит игнорировать требования Фронта. Аль-Хашеми также заявил, что министры-члены ИФС, ранее вышедшие из состава правительства, не вернутся туда до тех пор, пока не будут удовлетворены требования суннитов. В частности, речь идет о политической амнистии, наведении порядка в работе полиции и других структур МВД, соблюдении прав человека и др.

Премьер-министр Н. аль-Малики предпринимает попытки по урегулированию затянувшегося политического кризиса, однако особых успехов они не имеют.

Внутриполитическая ситуация в Ираке в значительной степени осложняется поголовной коррумпированностью органов власти на всех уровнях. Правительство всячески препятствует проведению независимых расследований по выявлению взяточников. В официальном докладе посольства США в Багдаде говорится: «Коррупция стала нормальной и повседневной практикой в большинстве министерств», а кабинет аль-Малики «с неприкрытой враждебностью» реагирует на любые попытки санкционировать расследования, связанные с коррупцией. И вывод: «На данный момент Ирак не способен соблюдать даже базовые принципы антикоррупционного законодательства», а судебные органы испытывают «сильное политическое давление».

Особо следует отметить продолжающуюся исламизацию общественной и повседневной жизни в стране. Иракское общество подвергается «огромному давлению со стороны консервативных и экстремистских мусульманских элементов», добивающихся повсеместного распространения своих толкований ислама.

Тяжелая ситуация сохраняется в экономике и социальной сфере Ирака. Значительные трудности испытывает энергетический сектор, задачи по восстановлению которого все еще не решены. По имеющимся оценкам, для его нормального развития требуются инвестиции в размере, как минимум, 50 млрд долл. в год, в т. ч. для развития электроэнергетики – 27 млрд долл., а нефтяной отрасли — 20-23 млрд долл. Но даже при условии, что эти средства будут выделены, страна только к 2015 г. сможет производить достаточно для своих нужд электроэнергии и добывать ежедневно 6 млн баррелей нефти.

После четырехлетнего перерыва Ирак в сентябре возобновил экспорт нефти в Иорданию. Причем иорданцы самостоятельно будут обеспечивать охрану бензовозов, перевозящих нефть из района Киркука в королевство.

Все больше самостоятельности проявляет себя в решении экономических вопросов правительство курдской автономии. В сентябре оно подписало договор о разведке и добыче нефти и газа с американской компанией «Хант Оил» и корпорацией «Импалс Энерджи». Всего региональное правительство заключило уже пять договоров с иностранными компаниями о разведке и добыче полезных ископаемых.

Значительное большинство иракского населения плохо обеспечено электроэнергией, питьевой водой, топливом. Так, лишь 30 проц иракцев имеет доступ к чистой питьевой воде. Страна испытывает острую нехватку медицинских работников. В настоящее время в Ираке имеется лишь 35 проц от необходимого количества врачей.

В стране сохраняется очень сложная санитарно-эпидемиологическая обстановка. Не удается погасить вспышку холеры, число заболевших которой в разной степени по оценке Всемирной организации здравоохранения достигло 25 тыс. человек. Главный очаг заболевания находится на севере Ирака, но имеются случаи и в других районах, в частности, в Багдаде и на юге.

И все же, несмотря на многочисленные лишения и трудности, непрекращающееся насилие, численность населения Ирака продолжает расти, составив в сентябре 29,682 млн человек (в октябре 2004 г. – 27,15 млн чел.). При этом дети моложе 15 лет составляют 43,1 проц населения, а большая часть иракцев – 66,5 проц – проживает в городах.

Таким образом, во внутриполитической обстановке в Ираке в сентябре 2007 г. заметных позитивных сдвигов не произошло и ситуация продолжает оставаться очень сложной без видимых перспектив скорого улучшения.

В сентябре 2007 года внешнеполитическая активность руководства Ирака концентрировалась на отношениях с Соединенными Штатами, Ираном и Турцией.

Иракский фактор активно проявлял себя во внешней и внутренней политике США. Администрация Дж. Буша всячески стремилась продемонстрировать, что развитие ситуации в Ираке находится под контролем Вашингтона. При этом упор делался на позитивные моменты в этой стране, а на имеющихся здесь многочисленных трудностях и допущенных ошибках официальные представители Белого дома старались не акцентировать внимание.

Большое значение американская администрация придавала сентябрьским докладам в Конгрессе командующего войсками СШа в Ираке генерала Д. Петрэуса и посла США в Багдаде Р. Крокера. Однако в своих выступлениях они практически не предложили никаких новых подходов по урегулированию иракского конфликта и лишь подтвердили ранее провозглашенные идеи Белого дома по Ираку. Доклад Петрэуса вызвал недовольство у многих американских законодателей, которые негативно расценили иракскую политику Белого дома, считая, что администрация Буша не смогла представить ни плана успешного окончания войны, ни «рационально убедить» их в необходимости ее продолжения. Особе недовольство в Конгрессе вызывает отказ администрации вывести из Ирака основную часть войск США к середине 2008 г.

Вашингтон на различных уровнях продолжал оказывать постоянное давление на правительство Ирака, лично на премьер-министра Н. аль-Малики с целью заставить иракское руководство действовать более решительно в направлении политического урегулирования в стране. Однако, как и прежде, все эти усилия не имеют особого успеха.

27 сентября Сенат Конгресса США проголосовал за резолюцию, содержащую призыв ограничить полномочия центрального правительства Ирака и расширить функции региональных властей по религиозно-этническому признаку, что фактически можно рассматривать как призыв к разделу страны. Этот документ вызвал резкое осуждение большинства иракских государственных деятелей и политиков (кроме курдов), а Лига арабских государств назвала резолюцию американского Сената «безответственной».

На протяжении сентября Иран неоднократно предлагал Соединенным Штатам продолжить переговоры по нормализации обстановки в Ираке. Более того, Тегеран заявлял о своей готовности оказать американцам помощь в Ираке. Однако все эти предложения не нашли отклика в Вашингтоне. В данной связи характерным является заявление главы иракского МИДа Х. Зибари, считающего, что его страна расплачивается за напряженность в отношениях между США и ИРИ. Причем, по мнению Зибари, чем сильнее будет американо-иранское противостояние, тем «большие последствия все это будет иметь для Ирака, как главной зоны напряженности в регионе».

В сентябре Ирак и Турция вели напряженные переговоры с целью заключения соглашения по борьбе с терроризмом, которое было подписано в начале октября с. г.

Великобритания считает, что иракским политикам и силам безопасности «пришло время продемонстрировать свою пригодность для выполнения возложенных на них функций».

Франция подтвердила, что у иракской проблемы имеется только политическое решение.

Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари посетил в сентябре Москву. На переговорах с российскими представителями особое внимание уделялось вопросам списания иракского долга РФ и российского участия в реализации экономических проектов в Ираке.

Россия считает, что вывод коалиционных войск из Ирака должен быть связан с урегулированием внутренних проблем этой страны, становлением иракской национальной армии, органов государственной власти, достижением национального согласия. Вместе с тем, должны быть обозначены перспективы постепенного сокращения иностранного военного присутствия в Ираке.

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в сентябре 2007 года не претерпела существенных изменений и продолжала оставаться сложной без заметных перспектив на скорейшее значительное улучшение.

62.99MB | MySQL:102 | 0,677sec