Возвращение бывшего премьер-министра Б.Бхутто в Пакистан

18 октября 2007 г. экс премьер-министр Пакистана, Беназир Бхутто вернулась в Пакистан. В аэропорту Карачи многотысячная толпа встречала лидера Пакистанской народной партии/ ПНП, вернувшейся из восьмилетней эмиграции. На одной из пресс-конференций в начале октября она заявила, что «народ Пакистана нуждается во внутреннем согласии и демократии…, что и заставляет ее вернуться на родину»1.

Момент для возвращения был выбран неслучайно. 6 октября 2007 г. в стране были проведены президентские выборы, на которых победу одержал ныне действующий президент, генерал П.Мушарраф. 15 ноября текущего года истекает срок его президентского правления, и, начиная с 16 ноября формируется временное правительство, основная цель которого – подготовка к всеобщим парламентским выборам, которые должны состояться до 15 января 2008г. ПНП, имеющая значительное число мест в ныне действующих национальной и провинциальных ассамблеях, ставит своей целью получить большее количество голосов и стать ведущей политической силой Исламской Республики Пакистан.

Беназир Бхуто/ Benazir Bhutto родилась в 1958 г. в семье крупного синдского землевладельца Зульфикара Али Бхутто; получила образование в США ( Гарвард) и Великобритании ( Оксфорд). Впервые отец (с декабря 1971 г. по август 1973 г. – президент ИРП, председатель Пакистанской народной партии, а с августа 1973 по июль 1977 г. — премьер-министр Пакистана) ввел ее в большую политику, пригласив принять участие в Симлской конференции 1972 г. по урегулированию взаимоотношений с Индией после военного конфликта 1971 г. Самостоятельно она пришла в политику уже после казни отца в 1979 г. в период когда у власти находилась военная администрация генерала М.Зия-уль-Хака. В том же году была избрана пожизненным председателем Пакистанской народной партии.

Дважды избиралась на пост премьер-министра ИРП: декабрь 1988 – август 1990г.; октябрь 1993 – ноябрь 1996 г. Покинула Пакистан в апреле 1999г. незадолго до прихода к власти генерала Мушаррафа в октябре 1999 г.

Еще в 90-е годы против Б.Бхутто и ее супруга Асифа Зардари были возбуждены судебные дела по обвинению в коррупции и злоупотреблениях властью. Но все годы она твердо отрицала и продолжает отрицать все обвинения.

Сегодня власти не препятствовали ее возвращению в Пакистан, и тому есть несколько причин, как внутренних, так и внешних.

Являясь председателем ПНП, одной из крупнейших оппозиционных политических партий страны, участие ее членов в президентских выборах 6 октября были крайне важны для действующего президента П.Мушаррафа. Выборы были на грани провала из-за бойкота оппозиционеров. С целью не допустить возможный бойкот, представители администрации с января 2007 г вели долгие, полные компромиссов переговоры с госпожой Б.Бхутто. С ее стороны были выдвинуты жесткие требования:

18 немедленно отозвать запросы по судебным разбирательствам против нее как в Пакистане, так и в судах Испании, Великобритании и Швейцарии;

19 отменить поправку к Конституции, запрещающую избираться на пост премьер-министра на третий срок;

20 лишить права президента распускать парламент;

21 отставка генерала П.Мушаррафа с поста командующего штабом армии2 и т.д.

Министр информации и радиовещания Али Дурани/Minister for Information and Broadcasting Muhammad Ali Durrani неоднократно заявлял, что завышенные требования г-жи Бхутто часто заводили в тупик переговоры. Например, она настаивала «на роспуске провинциальных правительств, заявив, что это противоречит национальным интересам, так как местные правительства наделены ничтожными полномочиями». Министр отрицательно отреагировал, заявив, что «процесс диалога не означает, что правительство предоставит какой-либо отдельной группе или физическому лицу привилегии…», подчеркнув, что «ставить под сомнение стабильность государственных институтов противоречит духу диалога»3.

Также Б.Бхутто настаивала на отмене Статьи 58 (2-b) Конституции ИРП, что также было отвергнуто. Министр информации и радиовещания Пакистана Али Дурани подчеркнул, что «требование является нереальным в современных условиях, так как она ( статья – Н.З.) является предохранительным клапаном против вмешательства военных». Поправка была принята большинством голосов в две — трети, и для ее снятия также требуется две — трети голосов»4. В то же время он отметил, что данная статья определяет баланс между исполнительный и законодательной ветвями власти.

В результате компромиссов 5 октября 2007 г. на стол президента П.Мушаррафа лег документ под названием «Декрет о национальном согласии»/ National Reconciliation Ordinance, согласно которому предоставлялась амнистия в отношении лиц, занимавших публичные должности в период 1988-1999 гг., против которых были возбуждены судебные дела по обвинениям в коррупции и злоупотреблениях властью. И в первую очередь это касалось бывших премьер-министров Б.Бхутто и Наваз Шарифа. Также был сделан ряд других уступок.

На фоне падающего рейтинга президента Мушаррафа, несмотря на его формальную победу на президентских выборах, западу, в частности США, крайне необходим более лояльный союзник в Пакистане, который готов предоставить большие возможности, в частности, в реализации Программы борьбы с терроризмом, чем администрация П.Мушаррафа. И такая кандидатура была найдена. 2 октября Бхутто в интервью BBC World News America заявила, что «разрешит военному командованию США провести военную операцию на территории Пакистана и нанести удар с целью ликвидации лидера Аль-Каиды …в случае, если она возглавит страну»5.

Далее Б.Бхутто затронула «святая святых» Пакистана – ядерную программу. Она положительно высказалась о возможности допуска экспертов Международного агентства по атомной энергии /МАГАТЭ для допросов к бывшему главе ядерной программы Пакистана Абдул Кадир Хану, который находится под домашним арестом с 2004г. 6Как официальные лица, так и лидеры оппозиционных партий резко осудили ее слова. В частности, Кази Хусейн Ахмад, председатель «Муттахида Маджлис-и-Амаль»/ ММА, альянса радикальных религиозных партий заявил, что «подобные высказывания разоблачают Бхутто как агента Соединенных штатов», а Имран Хан, лидер «Техрик инсаф» подчеркнул, что «подобные позорные высказывания Бхутто призваны обеспечить ей благосклонность со стороны США на возвращение во власть…»7.

И, наконец, перед бегством из страны в 1999 г. формально Б.Бхутто не подписывала никакого официального документа о высылке из страны, как это было в случае с бывшим премьер-министром Наваз Шарифом, депортированным 10 сентября 2007 г. из Пакистана.

Таким образом, представляется, что все формальности устранены, и путь к вершине власти для Б.Бхутто открыт.

Но уже вскоре после событий 6 октября 2007 г., выступая по местному телеканалу, президент П.Мушарраф высказался о нежелательности возвращения Б.Бхутто до окончательного вердикта Верховного суда Пакистана о результатах выборов8.

Позднее председатель Верховного Суда Пакистана Ифтикхар Мухаммад Чаудхри в интервью заявил, что в целом вопрос о легитимности Декрета о национальном согласии не рассматривался, заявив, что во-первых, «Верховный суд должен заслушать пять петиций, ставивших под сомнение законность данного декрета,.. и только суд вправе принять решение, соответствуют ли декрет и его положения Конституции»9.

Во-вторых, если суд подтвердит обвинения в коррупции, предъявленные Б. Бхутто еще в 90-е годы, то ей грозит тюремное заключение сроком до 20 лет»10.

Таким образом, вопрос об законности амнистии Б.Бхутто остается открытым.

Напомним, что еще в августе 2002 г. Избирательная комиссия пакистанского города Ларкана отказала бывшему премьер-министру Пакистана Беназир Бхутто в регистрации в качестве кандидата для участия в парламентских выборах. По словам официальных лиц, Бхутто «не могла принять участие в выборах в Национальную ассамблею, поскольку законы страны запрещают участвовать в выборах гражданам, имеющим судимости»11.

Более 120 погибших, свыше 300 раненых в результате взрыва устройства, приведенного в действие смертником в толпе среди тех, кто встречал 18 октября бывшего премьер-министра в ее родном городе Карачи- таков итог ее возвращения. Народ принял Б.Бхутто, примет ли ее система? Время покажет. Первые слушания Верховного Суда по вопросу легитимности Декрета о национальном согласии открылись 17 октября 2007 г.

52.26MB | MySQL:103 | 0,483sec