Визит В.Путина в Иран: взгляд из Израиля

Израильская позиция по отношению к иранской атомной программе хорошо известна. В Израиле существует безусловный общественный консенсус относительно угрозы, которую несет стране реализация иранской атомной программы: в ней, убеждены в Израиле, имеется военный компонент. С середины 1990-х годов Израиль инициировал международную кампанию, суть которой состоит в том, что Исламская Республика Иран реализует программу создания атомной бомбы, и в ситуации, когда иранское руководство выступает с прямыми угрозами в адрес Израиля, это создает прямую угрозу существованию Израиля, поэтому такая программа должна быть свернута. Эта позиция поддержана США и странами ЕС. С приходом к власти в Иране в августе 2005 г. консервативного президента Махмуда Ахмадинежада и последовавшей за этим радикализацией своей внешней политики Иран ужесточил антиизраильские заявления и одновременно занял более жесткую позицию по своей ядерной программе, не проявляя готовности идти на компромиссы, выдвигаемые мировым сообществом.

Хорошо известна и та роль, которую играет Россия во всем комплексе вопросов, связанных с иранским ядерным досье. Именно поэтому к состоявшемуся 16 октября визиту президента России В. Путина в Иран было приковано пристальное внимание всего мирового сообщества. Поскольку одной из целей его визита, наряду с участием во Втором саммите государств прикаспийского бассейна, было обсуждение вопросов, так или иначе имеющих выход на ирано-российское сотрудничество в атомной сфере, ход и результаты визита подробно и обстоятельно анализировались в Израиле.

Израильские СМИ в эти дни предоставили теме визита президента России в Тегеран несомненный приоритет. Так, крупнейшая израильская ивритоязычная газета «Едиот ахронот» заявила 17 октября, что геополитическая связка Ирана с Россией вызывает озабоченность Запада. Она особенно выделила слова В. Путина о том, что Россия является единственной страной, помогающей Ирану продвигать его ядерный проект, «имеющий сугубо мирную направленность». При этом газета отмечает, что, если накануне поездки российского президента в Тегеран в Кремле давали понять, что Путин убедит иранское руководство свернуть военный компонент иранской ядерной программы или, как минимум, «не раздражать им Запад», то после тегеранской встречи было сделано совместное заявление, из которого не следует, что эта цель достигнута. «Едиот ахронот» считает, что Иран получил от президента России полную поддержку своих ядерных амбиций и надежную помощь во всем том, что касается завершения нынешнего этапа сотрудничества двух стран в ядерной сфере, то есть введения в эксплуатацию АЭС в Бушере. Популярный израильский интернет-портал Ynet.co.il также считает главным итогом поездки В. Путина в Иран укрепление двусторонних связей. В своей корреспонденции, посвященной итогам «исторического визита российского лидера в Тегеран» (16 октября 2007 г, 17.46 по израильскому времени), издание отмечает, что задержки в завершении ввода в эксплуатацию АЭС в Бушере ни в коей мере не связаны с политическим причинами. Эта мысль подкрепляется цитатой из выступления президента В. Путина на совместной пресс-конференции двух президентов.

Аналитик другой израильской газеты, «Исраэль хайом», Барух Гур-Гурвич считает, что занятая Россией и выраженная ее президентом позиция предельно ясна. Она состоит в том, что Путин дает американцам понять: вы – великая страна, у вас есть свое видение иранской атомной проблемы, вы правильно ее понимаете. Но пока вы пробуете проявлять жесткость по отношению к Ирану, мы выясняем позицию ЕС, которая в сути своей выглядит не такой уж и проамериканской, хотя отнюдь не проиранской. Путин, считает Гур-Гурвич, готов солидаризироваться с Европой, но только тогда, когда у него будет достаточно доказательств того, что Иран стремится к обладанию атомным оружием. Однако к настоящему времени таковых не имеется. Вот почему Путин, боясь потерять свои экономические позиции в Иране, может пойти на то, чтобы заявить: мы исходим из того, что иранская атомная программа носит мирный характер, и мы ее поддерживаем. «По сути, Путин сигнализирует Бушу – не сбрасывайте меня со счетов, учтите мою позицию, она такова на сегодняшний день».

Аналитическая программа «За и против» русскоязычного канала «Израиль-плюс» попыталась в день визита В. Путина в Тегеран спрогнозировать дальнейшую линию России в вопросе об иранском ядерном досье. Ее комментаторы сошлись на том, что визит российского лидера в Иран, вне всякого сомнения, укрепляет позиции президента Ахмадинежада и его «наступательной» дипломатии, пробивает брешь в сооружаемой Западом политической и экономической изоляции Ирана, способствует демонстрации возможностей Ирана быть интегрирующей силой регионального уровня. В свете этого становится ясно, что мировое сообщество должно проявить озабоченность по поводу того, что в итоговой декларации прошедшего в Тегеране каспийского саммита содержится положение, выводящее эту организационно-аморфную интеграционную структуру стран Каспийского региона в плоскость военно-блоковой. Речь идет о том, что в декларации содержится пункт, не разрешающий использовать территорию каспийских стран для проведения военной агрессии против какого-либо государства этого региона. Такое положение более всего на руку Ирану, который на деле не желает замораживать свою ядерную программу. При этом понятно, отметил телеканал «Израиль-плюс», что несговорчивость тегеранского режима и его нежелание прислушаться к призывам мирового сообщества чреваты угрозой очередной войны в Ближневосточном регионе.

Прямое отношение к качественно новой ситуации с российской поддержкой иранского атомного проекта имеет проходящий в эти дни визит в США израильского министра обороны Эхуда Барака. На следующий день после путинского визита в Тегерана он обсудил складывающуюся ситуацию со своим американским коллегой Робертом Гейтсом, а после этого – с вице-президентом США Диком Чейни, занимающим жесткую позицию по иранской проблеме. На встречах речь шла о конкретной помощи США Израилю, в частности, в сфере ПРО. Ряд консультаций проводит в США и парламентская делегация Комиссии по международным делам и обороне израильского парламента. Как сообщило 17 октября государственное радио «Коль Исраэль» («Голос Израиля»), делегация израильских парламентариев участвовала в форуме, где с речами выступили кандидаты на пост президента США от республиканской партии. Один из них, бывший мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани, заявил, что в случае, когда будут исчерпаны все мирные способы давления на Иран с целью свертывания его атомной программы, США будут вынуждены прибегнуть к военной акции. Джулиани, в частности, заявил, что в случае своего прихода на высший государственный пост в США он сделает все возможное, чтобы не допустить вступления Ирана в клуб ядерных государств. «Мы готовы объявить о возможности военной акции еще и потому, — сказал Джулиани, — что, по всей вероятности, такая декларация остудит горячие головы в иранском руководстве и они пойдут на попятную».

Определенные надежды возлагают в Израиле и на краткий рабочий визит премьер-министра Эхуда Ольмерта в Москву 18 октября. Хотя известный израильский журналист Алуф Бен назвал его поспешным и создающим иллюзию патернализма в российско-израильском диалоге, встреча лидеров двух стран позволит израильскому руководству узнать российскую версию переговоров между В. Путиным и М. Ахмадинежадом, обменяться мнениями по последним подвижкам в реализации иранской ядерной программы. Интернет-портал Newsru.co.il высказал 18 октября предположение, что на встрече в Москве Э. Ольмерт проявит обеспокоенность в связи с продолжающимся военно-техническим сотрудничеством между ИРИ и Россией и заявит о неизбежности военного удара по иранским ядерным объектам в случае, если Тегеран не заморозит свою ядерную программу. Иранская тематика будет обсуждена и на намеченных на конец нынешнего месяца встречах израильского премьера с президентом Франции Николя Саркози и премьер-министром Великобритании Гордоном Брауном.

52.25MB | MySQL:103 | 0,620sec