Оценки китайских специалистов транспортного аспекта военного потенциала Ирана

Оценивая военный потенциал Исламской Республики Иран китайские специалисты рассматривают основные характеризующие его показатели, а именно: численность личного состава вооруженных сил; возможности по переброскам войск и перебазированию боевой авиации; объемы и структуры запасов вооружений, военной техники и материально-технических средств, которые могут быть использованы в военных действиях; количество и эффективность состоящих на вооружении образцов вооружений и военной техники; мобилизационные возможности государства. Известно, что Исламская Республика Иран обладает значительными людскими ресурсами. В настоящее время численность населения Ирана составляет около 78 млн человек. Данный фактор позволяет с избытком удовлетворять потребности экономики и вооруженных сил страны, как в мирное, так и в военное время. Китайские специалисты отмечают, что особенностью организационной структуры Вооруженных сил Ирана является наличие в их составе трех независимых компонентов – Армии, Корпуса стражей исламской революции и Сил охраны правопорядка, в которых имеются собственные сухопутные войска, военно-воздушные и военно-морские силы с соответствующей системой органов управления как в мирное, так и военное время. В мирное время общая численность совокупных регулярных Вооруженных сил Ирана составляет около 1 млн 350 тыс. человек, из которых в Сухопутных войсках (Армии, КСИР и СОП) служат около одного миллиона человек; в ВВС – около 130 тыс. человек, в ВМС – более 50 тыс. человек, в ССБ – около 150 тыс. человек и в ССН «Кодс» – 20 тыс. человек. То есть доминирующую роль играют именно Сухопутные войска при достаточно весомой значимости двух других компонентов в общей структуре вооруженных сил. В целом, как показывает проведенное исследование, численный состав вооруженных сил ИРИ мирного времени позволяет военно-политическому руководству страны поддерживать высокий боевой потенциал боевых соединений и частей, в том числе и за счет высокого уровня морально-психологической подготовки личного состава, способного обеспечить защиту национальных интересов в современной и прогнозируемой военно-стратегической обстановке.

Возможности по развертыванию группировок войск (сил) оцениваются китайскими специалистами, как совокупный объем военных грузов, доставляемых автомобильным, железнодорожным, авиационным и морским транспортом за необходимое время в районы возможных конфликтов, а также степенью оперативного оборудования территории страны, позволяющей обеспечить в полном объеме перебазирование боевой авиации в период эскалации угроз. Оценивая оперативное оборудование ТВД, необходимо учитывать отсутствие разветвленной сети автомобильных и железных дорог, особенно на Западном, Южном и Юго-Восточном операционных направлениях, на наличие серьезных естественных препятствий, которые сковывают действия войск. Кроме того, слабое развитие сети коммуникаций способно в значительной степени осложнить перегруппировку войск и подвоз материальных средств. В этих условиях основную нагрузку в обеспечении перегруппировок войск несут автомобильный транспорт и военно-транспортная авиация. При этом в горных районах командование ВС ИРИ предусматривает использование для этих целей вертолетов и вьючного транспорта. В области автомобильного транспорта, который по-прежнему является основой транспортной отрасли Ирана (им осуществляется около 75% объема всех внутренних перевозок), в последние годы правительству не удалось выполнить планы по увеличению протяженности скоростных автомагистралей. Основной причиной замедления темпов работы над запланированными проектами явилось их недостаточное финансирование. Автомобильная промышленность в Иране всегда пользовалась особой поддержкой правительства страны. В соответствии с планом развития отрасли, в стране должно производиться 3 млн легковых автомобилей и 120 тыс. грузовых автомобилей в год при потребностях внутреннего рынка в 2 млн легковых и 90 тыс. грузовых. Имеющаяся в ИРИ сеть автомобильных дорог поддерживается в удовлетворительном состоянии и постоянно расширяется. Общая протяженность основных, второстепенных и местных дорог составляет в настоящее время около 170 тыс. км, из них 74 тыс. км – это основные и второстепенные дороги. В настоящее время протяженность имеющихся дорог в целом обеспечивает потребности страны, однако отдельные направления перегружены из-за большого количества автомобильного транспорта. Согласно данным Министерства транспорта Ирана, в 2015 году было перевезено около 300 млн пассажиров и 400 млн т различных грузов. На развитие автомобильного транспорта Ирана ежегодно в бюджете страны планируются расходы в размере около 5 млрд долл. США. Кроме того, на развитие системы управления автомобильным транспортом выделяется около 10 млн долл. США. В целом, возможности автомобильной инфраструктуры по переброскам войск можно считать удовлетворительными. На период до 2025 года автомобильный транспорт сохранит свое первостепенное значение.

Железнодорожный транспорт по объему внутренних перевозок занимает второе место (около 23% объема перевозок). Общая протяженность железных дорог Ирана (ширина колеи 1 435 мм) в настоящее время составляет порядка 9 500 км, из которых 3 000 км находятся в стадии строительства, длина ответвлений промышленного и торгового значения составляет 1 900 км. Китайские специалисты отмечают, что по железным дорогам Ирана в год перевозится порядка 21,8 млн т грузов и 10 млн пассажиров. Грузовой вагонный парк насчитывает 15,2 тыс. единиц и включает практически все типы вагонов. Количество дизель-электровозов, электровозов и маневренных паровозов составляет около 600 единиц. На сегодняшний день средняя скорость движения товарных составов составляет 33 км/час. Основной трансиранской железнодорожной линией является линия Бендер – Хомейни – Тегеран – Бендер-Шах (Бендер-Торкман).  Понимая стратегическую важность железнодорожного транспорта, руководство ИРИ уделяет особое внимание модернизации железнодорожной инфраструктуры страны. Сейчас в стадии реконструкции находится 1,2 тыс. км дорог. На эти цели ежегодно выделяется не более 500 млн долл. США, в то время как для выполнения намеченных программой развития железнодорожного транспорта планов необходимо выделять не менее 1 млрд долл. США. Начата также программа по электрификации основных железнодорожных линий Ирана. Таким образом, возможности железнодорожного транспорта ИРИ по переброскам войск и перевозкам материальных запасов можно считать удовлетворительными. К 2025 году следует ожидать незначительного повышения доли перевозок железнодорожным транспортом.

Авиационная инфраструктура. По мнению китайских специалистов, с учетом стратегически важного положения страны на Ближнем Востоке власти Ирана одной из приоритетных задач считают развитие авиационной инфраструктуры в рамках оперативного оборудования территории.

Аэропорты. В настоящее время в ИРИ имеется более 60 аэропортов. Пропускная способность аэропортов Ирана составляет порядка 60 млн пассажиров в год, хотя фактический пассажиропоток около 20 млн пассажиров. Из названного количества аэропортов 10 относятся к категории международных, а 20 используются только для полетов в пределах воздушного пространства страны. Остальные аэродромы предназначены для местных авиалиний. Такое положение дел объясняется, прежде всего, ограниченными возможностями авиакомпаний и изношенностью авиационного парка страны. Нормирование топлива также отрицательно сказывается на возможностях иранских авиакомпаний.

Парк самолётов военно-транспортной авиации Ирана насчитывает более 100 единиц. Самым тяжелым военно-транспортным самолётом является Ил-76 (около 10 единиц). Основной парк ВТА составляют американские военно-транспортные самолеты С-130. Кроме того, на вооружении ВС Ирана состоят военно-транспортные самолеты Ан-24, Ан-72, Ан-74, «Боинг 707», «Боинг 727», «Боинг 747», «Фоккер Ф27», Y-12, а также ИрАн-140, которые Иран собирает по лицензии.

Авиационный парк гражданской авиации Ирана в настоящее время насчитывает 202 самолета общей вместимостью около 35 тыс. человек. В скором времени Иран планирует пополнить национальный воздушный гражданский флот еще 25 авиалайнерами. Основными поставщиками авиационной техники для ИРИ являются страны СНГ и Китай. Благодаря этим закупкам средний возраст самолетов уменьшен до 14 лет.

В целом, возможности авиационного парка по переброске войск по воздуху, особенно тяжелой техники, не могут считаться удовлетворительными. Можно предположить, что к 2025 году военно-политическое руководство страны постарается пополнить авиационный парк транспортными самолетами большой грузоподъемности для перебросок тяжелой техники в районы возможных военных конфликтов. В этих целях оно сосредоточивает основные усилия на расширении возможностей собственной научно-исследовательской и производственной базы.

По данным китайских военно-технических изданий, более благоприятная ситуация сложилась в области морского транспорта. Ежегодно объем обработки грузов в портах увеличивается на 3–4%. Морским транспортом перевозится более 4 млн пассажиров в год. В настоящее время в составе нефтеналивного флота Иранской национальной компании находятся около 50 танкеров, 40 из числа которых предназначены для транспортировки сырой нефти. Еще три судна предназначаются для транспортировки нефтепродуктов и одно – для транспортировки сжиженного газа. Суммарное водоизмещение всех судов компании составляет 11 млн т, а с пополнением флота 13-ю новыми танкерами этот показатель вырастет до 18 млн тонн. В целом, судоходная компания ИРИ владеет 112 судами общим дедвейтом 2,4 млн т (в том числе 45 балкеров, 20 сухогрузов, 4 танкера, 2 контейнеровоза), кроме того, она имеет в своем распоряжении 5 грузопассажирских паромов, каждый из которых способен перевозить 900 человек и 5 тыс. т грузов.

В Иране семь основных морских портов: пять – в Персидском заливе; два – на Каспийском море. Все порты в случае возникновения вооруженного конфликта или войны будут использованы как пункты базирования и рассредоточения иранских ВМС с соответствующей охраной соединениями и частями ССБ и СОП, а также с прикрытием средствами ПВО.

В завершении необходимо уточнить, что по итогам ирано-иракской войны и войны многонациональных сил против Ирака, иранское руководство определило регион Персидского и Оманского заливов как приоритетную зону своих национальных интересов и, одновременно, как наиболее опасное направление для безопасности Ирана. При этом следует отметить, что в настоящее время ВМС не в состоянии полностью и эффективно выполнять возложенные на них задачи, в том числе по обеспечению перебросок войск для защиты стратегических интересов страны. При этом, китайские специалисты приходят к следующим выводам и обобщениям:

  1. Основной проблемой Ирана в области совершенствования путей сообщения и коммуникаций, оперативного оборудования территории страны остается нехватка средств финансирования имеющихся проектов.
  2. В целом, возможности ИРИ по переброскам войск, в первую очередь тяжелой военной техники, оцениваются как не вполне достаточные, в особенности при подготовке и проведении операций вне пределов национальной территории.
  3. Учитывая влияние на экономику Ирана международных экономических санкций, снятие которых может затянуться на годы и десятилетия, ожидать существенного прорыва в этой области в обозримой перспективе не следует.
62.87MB | MySQL:102 | 0,510sec