К итогам визита президента Турции Р.Т.Эрдогана в Вашингтон. Часть 1

13 – 14 ноября 2019 года состоялся рабочий визит президента Р.Т.Эрдогана в Вашингтон. В американскую столицу турецкий президент прибыл по приглашению президента США Д.Трампа. Визиту предшествовала бурная общественная дискуссия в Турции о том, следует или не следует ехать турецкому президенту в Вашингтон в условиях, когда Д.Трамп ему шлет письма «не будьте дураком», а Палата представителей  Конгресса США, буквально накануне визита, готовит два отчетливо антитурецких законопроекта: один – касающийся событий 1915-го года и второй – по введению в отношении Турции санкций, из-за проведения последней в Сирии военной операции «Источник мира».

В итоге, турецким президентом была развернута массированная кампания по тому, что «ехать, все же, надо». Ключевыми тезисами этой поездки стало «дать шанс американскому президенту, скованному по рукам и ногам его оппонентами внутри США», а также «Турция, что бы то ни было, выбирает дипломатию».

Впрочем, как показала практика, совсем не исключено, что лучше было бы турецкому президенту совершить «разворот Примакова». Настолько пустым и беспредметным получился этот визит, если исходить из официальных заявлений, сделанных двумя президентами на совместной пресс-конференции по итогам переговоров.

Да и широко анонсированное в Турции возвращение Д.Трампу оскорбительного письма Р.Т.Эрдоганом получилось каким-то блеклым, без огонька. Хотя, если уж оно было анонсировано, турецкие наблюдатели хотели бы увидеть своего президента чуть ли не бросающим это письмо в американского автора в лучшем жанре «ток-шоу». Этого также турецкая публика не увидела, хотя и рассчитывала.

Итак, а что же увидела турецкая публика утром 14 ноября, когда прильнула к экранам телевизоров в надежде узнать, что произошло между двумя президентами в Вашингтоне? Ведь встреча между двумя лидерами в Турции на протяжении ряда дней была информационным поводом №1 и все ждали каких-то конкретных и понятных её итогов. Заранее был заготовлен даже штамп об «историчности» ещё не состоявшейся встречи.

Итак, 14 ноября с.г. турецкая публика узнала, что переговорам между двумя президентами, предшествовала встреча между Р.Т.Эрдоганом и представителями крупного американского бизнеса (стоит взять этот факт на заметку – В.К.), а сама встреча Д.Трамп – Р.Т.Эрдоган продолжалась 1 час 15 минут, после чего состоялась совместная пресс-конференция. Медийное освещение этой пресс-конференции в Вашингтоне на следующее утро заняло у турецких СМИ не более 5 минут. Хотя турецкие ведущие и оговорились, что итоги встречи будут ещё обсуждаться дни и недели после неё, но что же обсуждать так и не стало понятным.

Для сравнения, стоит вспомнить, что, допустим, та же встреча между Р.Т.Эрдоганом и президентом России В.Путиным в Сочи продолжалась более 7 часов (!). А за общими словами президентов о «дружбе и сотрудничестве российского и турецкого народов» следовало зачитывание министрами иностранных дел РФ и Турции – С. Лавров и М. Чавушоглу (соответственно) – подписанного сторонами соглашения о зоне безопасности, которая создается вдоль турецко-сирийской границы. Вот по этому поводу турецкие СМИ буквально гремели несколько недель и лишь только встреча в Вашингтоне смогла вытеснить её из местного информационного поля.

В результате же «замена» оказалась далеко не эквивалентной – медийного повода из встречи в Вашингтоне у Турции не получилось.

Впрочем, если посмотреть на визит Р.Т.Эрдогана чуть поглубже, то станет понятно, что турецкий президент ехал в США не только по сирийскому вопросу.

Президенту Р.Т.Эрдогану нужно поправлять экономику страны, а для этого Турции требуется: а) улучшить имидж своей экономики в глазах инвесторов (а, как ни крути, кредитные рейтинги, во многом, определяются именно в США – В.К.), б) привлечь в турецкую экономику внешний капитал (понятно, что Россия, вложившаяся в АЭС «Аккую», пока крупные инвестиции в Турции поставила на паузу и теперь туркам надо искать других инвесторов под свои глобальные инфраструктурные инициативы – В.К.).

Впрочем, как раз, этот аспект поездки турецкого президента не был подсвечен турецкими СМИ никак. Все они исходили из того, что Р.Т.Эрдоган поехал в Вашингтон решать вопросы по Сирии, в качестве главных. Попробуем это оспорить.

Дело в том, что, в условиях 2019-го года, Турецкая Республика, по сути, спасла свое лицо в Сирии. И помогла ей в этом не Америка, а Россия, сделав Турцию частью Астанинского процесса и поставив на повестку дня Аданское соглашение 1998 года, в качестве юридического обоснования легитимности турецких операций в Сирии, включая «Щит Евфрата», «Оливковую ветвь» и «Источник мира».

Заметим, что весь мир практически единодушно осудил проведение последней. Причем, в числе осуждающих оказались как палестинское квазигосударство, так и Турецкая Республика Северного Кипра (точнее, ТРСК не поддержала, что в случае её отношений с Турцией приравнивается к осуждению и даже к предательству – В.К.). Россия же заветировала антитурецкую резолюцию в СБ ООН и поддержала легитимность «Источника мира» своим весом на международной арене.

В результате, Турция оказалась в качестве реальных решателей сирийской проблемы, но по «другую от Запада сторону истории». Это – «естественный разлом», который не в состоянии преодолеть ни США, ни Турции: даже при самом большом желании к тому нет ни предпосылок, ни реальных возможностей.

Отдает ли себе отчет в этом, допустим, то же турецкое руководство?  Осмелимся предположить, что отдает полностью, но решает при этом главные для себя задачи:

  1. Снять внешнее ощущение того, что между Турцией и США (как главным государством Запада – В.К.) продолжается конфронтация. Это нужно Турции в деле поправления своих отношений с зарубежными инвесторами и своей экономики, в целом. Даже если Д.Трамп перестанет в Твиттере публиковать посты про то, что он «сокрушит турецкую экономику», это уже станет для Турции и её экономики заметным облегчением.
  2. Заручиться поддержкой США в вопросе беженцев, особенно, попадающих в руки Турции иностранных террористов европейского происхождения. США могли бы помочь Турции в вопросе депортации иностранных джихадистов, «надавив» на ЕС. Есть ещё вопрос расходов Турции на пребывание на её территории беженцев, часть которых страна хочет покрыть за счет Европы. Тут также турки пробуют «придавить» Европу американским политическим весом.
  3. Не допустить принятия против Турции одиозных законодательных актов. Понятно, что, до сих пор, туркам удалось препятствовать признанию событий 1915-го года в США геноцидом. Если же такой законодательный акт будет принят и американский президент, в своем ежегодном послании к армянам, начнет выступать с речами, где будет прямо использовать слово «геноцид» — это будет провал турецкой дипломатии и самых разрушительных последствий, для турецкой же власти внутри страны. То же касается и введения санкций против Турции за покупку у России систем ПВО С-400 и за проведение в Сирии операции «Источник мира». Введение любых санкций в отношении Турции в ситуации, когда турецкая экономика переживает не самые лучшие времена, способно нанести ей немалый ущерб. И речь здесь идет совсем не про возвращение Турции в программу F-35. В конце концов, с этим вопросом Турция будет разбираться отдельно – просто ведя переговоры с Россией по поводу закупки Су-35. Вряд ли, наученные горьким опытом с The Patriot и С-400 американцы не извлекут из них никаких уроков.
  4. Продолжить «ползучее», шаг за шагом, ведение переговоров по зоне безопасности на севере Сирии по выдавливанию оттуда ПДС / СНС. Понятно, что Турция изначально в Сирии взяла неправильный вектор, Однако, она будучи «достаточно последовательной в своих заблуждениях» дошла до желаемой для себя точки – создания зоны безопасности и сейчас переходит к её обустройству. На первом этапе, туркам предстоит добиться полного зачищения территории от членов курдских вооруженных формирований. На втором, как неоднократно повторял президент Р.Т.Эрдоган – построить там город для переселения беженцев (как можно судить, турки не просто полагают, что массовое переселение сирийцев из Турции возможно, они считают, что эти люди будут достаточно лояльными по отношению к Турции – В.К).

Ну и, плюс к тому, поездка для президента Р.Т.Эрдогана должна быть стать имиджевой (получилось или не получилось, рассмотрим ниже). В том смысле, что турецкий президент получил приглашение в Вашингтон для обсуждения региональных вопросов, тем самым подтвердив заявку страны на то, чтобы стать важнейшей региональной державой – партнёром США в регионе Ближнего Востока и Северной Африки. Хотя визит и был рабочим и ему предшествовал ряд странных обстоятельств, но эта встреча стала полноформатной встречей Р.Т.Эрдогана с Д.Трампом.

Итак, обратимся, прежде всего, к выступлениям президентов Р.Т.Эрдогана и Д.Трампа на совместной пресс-конференции по итогам их часовых переговоров.

Начнем с того, что прозвучало на встрече от президента США Д.Трампа, который, в привычной для себя экспрессивной манере, назвал состоявшуюся встречу «прекрасной» и отметил, что является «поклонником» президента Турции Р.Т.Эрдогана.

В начале пресс-конференции, прежде всего, Д.Трамп поблагодарил Р.Т.Эрдогана за освобождение турецко-американского ученого Серкана Гёльге, который отбывал 5-летний срок тюремного заключения по обвинению в поддержке террористической организации Фетхуллаха Гюлена (ФЕТО), организовавшей, по утверждению турецкого руководства, попытку переворота в Турции в ночь с 15 на 16 июля 2016 года. Таким образом, это уже второй, после пастора Э.Брансона, случай освобождения заключенного, имеющего американское гражданство из-под стражи. При том, что имя Серкана Гёльге внутри Турции, если и было кому-то известно, то, разве что, специалистам. В целом, обычная турецкая публика – не в курсе относительно дела С.Гёльге.

Процитируем президента США Д. Трампа: «Прежде всего я благодарю Эрдогана за освобождение Серкана Гёльге. В предстоящие дни он вернется назад. Это – очень хорошая новость для США и для Турции».

Касательно современных отношений между США и Турцией в рамках блока НАТО, Д.Трамп также не скупился на похвалы в адрес турецкой стороны. Процитируем американского президента:

«Турция – это союзник НАТО и стратегический партнёр США. Мы провели открытую и конструктивную встречу с президентом Эрдоганом. Турция подтвердила, что она будет выполнять свои обязательства. Я – большой поклонник президента (Эрдогана – В.К.). Можно сказать, режим прекращения огня – запутан, однако, мы быстро исправляем (ситуацию – В.К.). Мы обсуждаем несколько важных вопросов. Среди 28 стран НАТО (Турция – В.К.) – на восьмом месте и они успешно выполняют свои финансовые обязательства».

Касательно борьбы с терроризмом, приверженность которой громко декларируют и США и Турция, Д.Трамп буквально сказал следующее:

«Багдади мы ликвидировали. Турция знала, что мы пройдем через некоторые районы и выступила помощником. Мы выражаем (турецкой стороне – В.К.) признательность. Также как и мы, они (турки) борются с терроризмом (заметим, что каждая из сторон, в прошлом, не раз обвинялась противоположной стороной в избирательной борьбе с терроризмом: Турция даже сейчас продолжает постоянно говорить о том, что США поддерживают террористические организации – ПДС / СНС, а США, в свою очередь, ранее не раз говорили о том, что Турция поддерживает в Сирии джихадистов; однако, это, разумеется, — не подходящая тональность для выступлений на высшем уровне – В.К.)».

При этом, Д.Трамп продемонстрировал, что, несмотря на решение по выводу американских военнослужащих из Сирии, США поддерживают курдские ПДС / СНС. Процитируем американского президента: «Мы поддерживаем великолепные отношения с курдами. Мы хорошо поборолись вместе с курдами против «Исламского государства» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.). Мы с ними хорошо понимаем друг друга. И у президента (Р.Т. Эрдогана – В.К.) есть очень хорошие отношения с курдами (тут, очевидно, Д.Трамп смешал вместе две категории курдов: тех, у которых с США – хорошие отношения, и тех, про кого, как говорит турецкое руководства, что у них нет проблем с Турцией; официальная позиция Турции заключается в том, что РПК / ПДС / СНС не являются представителями курдского народа, а просто – террористическими организациями, с которыми Турция, не имеющая проблем с курдами, бескомпромиссно борется – В.К.)».

С-400 продолжает фигурировать на повестке дня отношений между двумя странами. Не упустил и Д.Трамп в своем выступлении этот вопрос: «С-400 создает сложности. Надеемся, что мы решим проблему. Мы обсудили С-400 сегодня и будем их обсуждать и в дальнейшем. Мы договорились, что наши советники по безопасности будут работать по С-400».

Теперь обратимся к тем заявлениям, которые сделал на совместной пресс-конференции президент Турции Р.Т.Эрдоган.

Начнем с общей оценки, данной турецким лидером состоявшейся 13 ноября с.г. встрече. Цитируем Р.Т.Эрдогана:

«Мы провели насыщенные и откровенные разговоры. Мы единодушны в том, что турецко-американские отношения должны продвигаться на прочном и здоровом фундаменте, а также в том, что наше сотрудничество должно углубляться. Мы – полны решимости в необходимости открытия новой страницы сотрудничества, которая бы соответствовала глубоким корням нашего союзничества».

Касательно борьбы с терроризмом Р.Т.Эрдоган отметил следующее: «Мы подчеркнули наличие общей воли в том, чтобы бороться с терроризмом. В частности, после смерти Багдади, в наших руках находится 2200 задержанных и заключенных «Исламского государства» (ИГ, здесь и далее, запрещенная в РФ террористическая организация – В.К.), которые попытались сбежать из тюрем в направлении Сирии, а также те, кто находится в настоящее время в нашей стране».

Одним из главных тезисов турецкого руководства последнего времени является тот, что проведение Турцией операции «Источник мира» сопровождается массовой дезинформацией за рубежом, которая не отражает ни целей и намерений турецкой стороны, ни истинного положения дел в регионе.

Вот, что на эту тему заявил на пресс-конференции со своим американским коллегой Р.Т.Эрдоган:

«Операция «Щит мира» нанесла серьезный удар по сепаратистской Рабочей партии Курдистана. Некоторые круги, испытывающие симпатию к террористической организации, оказались серьезно побеспокоенными. Они попытались повлиять на общественное мнение с помощью дезинформации. Мы видим, что они пытаются испортить наши отношения. Мы думаем, что с Соглашением от 17-го октября мы получили важную возможность для развития нашего сотрудничества в Сирии. Мы продолжаем нашу приверженность соглашению, целью которого является устойчивый мир в Сирии. Турция и США могли бы работать вместе с тем, чтобы полностью уничтожить ИГ и принести Сирии мир и стабильность. Турция – это самый надежный партнер США в регионе по достижению этой цели. Должно быть так. Наша страна – единственный член НАТО, которая плечом к плечу борется с ИГ и отдает свои жизни».

52.2MB | MySQL:103 | 0,667sec