Об «индустриализации» протестов в южных районах Ирака и подключению к ним профсоюзов

По мере того, как информационная блокада, веденная властями Ирака, дает утечки, становятся известны новые обстоятельства протестных событий в различных районах страны.

В порту Хор эль-Зубейр, расположенном к западу от Басры почти полностью прекращался экспорт нефти, после того, как демонстранты неоднократно перекрывали дороги, ведущие в порт. 18 ноября, протестующие заблокировали вход в порт и не позволили персоналу и грузовикам войти на его территорию, сразу сократив операции на 50%. Стало известно, что подступы к порту Хор аль-Зубейр были практически закрыты с 29 октября по 9 ноября с кратким возобновлением операций с 7 по 9 ноября.

Напомним, что порт Умм-Каср, главный порт Ирака в Персидском заливе, принимает генеральные грузы, растительное масло, рис, пшеницу и сахар в страну, до сих пор, в значительной степени зависящую от импорта продовольствия. Этот порт не блокировался, видимо, в силу того, что сокращение притока продовольственных и промышленных товаров ударило бы и, по без того, незавидному снабжению населения юга Ирака.

В середине недели демонстранты, блокировавшие Хор аль-Зубейр и часть дорог, ведущих к нефтяным месторождениям, на которых добывается большая часть иракской нефти, вернулись в Басру и Майсан, чтобы предать гласности факты, обнаруженных ими многочисленных неясностей фактов нарушений и даже контрабанды.

Нефтяные чиновники и экономисты рассматривают перекрытие дорог протестующими как недвусмысленный сигнал правительству, что эскалация кризиса может быть достигнута за счет этого своеобразного экономического оружия, отмечая при этом, что демонстранты часто прибегают к блокированию дорог на несколько часов, а затем открывают их самостоятельно.

Представитель Министерства нефти заявил местным СМИ, что «несмотря на продолжающиеся операции по добыче и экспорту, существуют опасения, что действия демонстрантов не будут такими сознательными» и могут быть «еще больше обострены и возыметь гораздо больший эффект, особенно с учетом того, что на юге действуют иностранные компании, которые относятся к проблеме безопасности с большой осторожностью». В понедельник демонстранты перекрыли дороги, ведущие к ряду нефтяных установок в провинции Басра, на месторождениях «Бир 20» и «Барджасия», в дополнение к упомянутому перекрытию порта в Хор эль-Зубейр. До этого они перекрыли дороги, ведущие к нефтяному месторождению «Майнун», а как выяснилось, все таки, один раз блокировался и путь к жизненно важному порту Умм-Каср.

Сотни протестующих также заблокировали главную дорогу, ведущую к нефтеперерабатывающему заводу в Кербеле, другие закрыли Мейсанские нефтяные месторождения и взяли в осаду крупную нефтяную компанию в провинции, а затем «после длительных переговоров», вновь открыли эти объекты.

Акции демонстрантов в отношении объектов нефтегазовой и нефтеэкспортной инфраструктуры начались, когда глава профсоюза работников нефтегазовой промышленности, Джаафар Джавад Джаафар заявил 17 го ноября,  что профсоюз решил принять участие в всеобщей забастовке «в знак протеста против ужасных условий, от которых страдает народ страны,  требующий прав, свобод и социальной справедливости, гарантированных Конституцией. Сотрудники профсоюза, тем самым, выразили свою полную поддержку демонстрантам по всему Ираку».

Активисты подтвердили, что закрытие портов и нефтяных месторождений, является одним из самых эффективных и влиятельных инструментов давления на правительство. 21-летний Мухаммед Хусейн, один из демонстрантов указал рукой на въезд  в торговый порт Умм-Каср, сказав:  «Пока у нас нет воды, нет электричества, нет услуг, нет школ, нет больниц, все товары идут оттуда на пользу коррупционеров и их наемников».

«Блокирование означает прекращение воровства и коррупции, и теперь положение местных производителей, выживание иракских товаров станет лучше и будет более защищенным», — сказал Хусейн, продолжив, – это только начало, и мы закроем все дороги в порты в ближайшее время».

Активист указал, что «требования протестующих перед портами и нефтяными месторождениями и «множеством компаний», схожи  с теми, что выдвигаются повсюду, начиная от отставки правительства и роспуска парламента и ареста убийц демонстрантов, но самое главное и самое важное требование, с которым люди вышли на демонстрации, это то, что люди требуют свою долю от общественного продукта, разграбленного политиками».

Эскалация антиправительственных выступлений, вторая в своем роде (первая имела место быть за две недели до этого) началась в Ираке с 25 октября. В начале демонстраций протестующие, прежде чем поднять потолок своих требований, до того, чтобы свергнуть правительство, требовали улучшить государственные услуги, обеспечить рабочие места и бороться с безудержной коррупцией в различных государственных органах. Затем армия и силы безопасности применили «чрезмерное насилие», что было признано правительством, пообещавшим привлечь должностных лиц к ответственности.

Демонстрации в последние дни приняли новый поворот, после того, как протестующие, отойдя от тактики пассивных сидячих забастовок, блокировали основные дороги, ведущие к ряду нефтяных месторождений, портов и терминалов, объясняя свои действия тем, что они видят, что доходы этих секторов  идут не на повышение их  уровня жизни, в то время как правительство заявляет, что продолжающееся закрытие энергетических объектов и портов приводит к финансовым потерям, оцениваемым в миллиарды долларов.

6 ноября официальный представитель премьер-министра Аделя Абдель Махди Абдул Карим Халаф заявил, что потери Ирака из-за закрытия порта Умм-Каср на несколько дней составили 6 млрд долларов.

Высокопоставленный чиновник в Министерстве транспорта заявил журналистам, что его министерство занимается оценкой убытков, «а таковые имеются».

Джассим аль-Фатлави, местный экономист, считает, что «продолжающиеся демонстрации, безусловно, отложат усилия правительства по объявлению нового раунда выдачи лицензий на нефть международным нефтяным компаниям».

Он пояснил что «подобные акции перед нефтяными месторождениями оказывают негативное влияние не только на правительство, но и на нефтяные компании, которые следят за инвестиционными возможностями в Ираке».

И продолжил, что «демонстранты оказывают давление на жизненно важные объекты, поэтому Басра и Майсан могут стать первыми провинциями, требования которых будут удовлетворены правительством в максимально возможной степени».

Согласно данным, опубликованным Министерством нефти в начале этого месяца, экспорт нефти Ирака снизился в октябре, до, примерно 106,8 млн баррелей по сравнению с 107,2 млн баррелей в сентябре, при этом доходы упали с  6,3 млрд долларов США до 6,1 млрд.

Примечательным обстоятельством протестов на юге страны является широкое участие в них профессиональных работников нефтегазовой сферы, за которым вполне могут последовать и представители других профессий.

Забастовка работников нефтегазовой отрасли представляет собой новое явление, затрагивающее этот жизненно важный сектор иракской экономики изнутри, поскольку ранее там происходили только акции, которые привели к блокированию основных дорог, ведущих к некоторым нефтяным месторождениям и экспортным портам. Теперь, речь может идти о прекращении производства на ряде нефтегазовых объектов и отдельные примеры таких действий уже имели место быть.

Так, начале ноября сотни демонстрантов закрыли нефтеперерабатывающий завод «Шанафия» в провинции Дивания и не позволили цистернам для транспортировки производных нефти входить и выходить на завод и вывозить с него продукцию.

Несколькими днями ранее демонстранты в провинции Басра перекрыли основные дороги, ведущие к портам Умм-Каср и  Хор-эль-Зубейр, Абу-Флюсу, к заводу по производству удобрений, терминалу сжиженного газа и газовой электростанции. В восточной части провинции Майсан демонстранты перекрыли дороги, ведущие к нефтяным месторождениям и сухопутной границе между Ираком и Ираном. Там же было задержано несколько колонн нефтеналивного транспорта, следовавшего с иракской нефтью в Иран. Вся она была объявлена контрабандной.

«Индустриализация» протестного движения может охватить и север Ирака, что не сулит для бюджета страны ничего хорошего.

52.21MB | MySQL:103 | 0,628sec