Китайские военные специалисты оценивают военно-мобилизационные возможности Ирана

В Иране решение о проведении мобилизации принимает Верховный главнокомандующий ВС. Выработкой стратегической линии и основных направлений мобилизации занимается Высший совет национальной безопасности Ирана. Общее руководство процессом мобилизационного развертывания ВС осуществляет действующий в составе ВСНБ Совет обороны, которым руководит начальник ГШ ВС ИРИ. Задачи непосредственного руководства развертыванием ВС и контроля над проведением организационно-мобилизационных мероприятий возложены на главные командования Армии, КСИР и СОП. Как отмечают эксперты КИМСИ НОАК (Китайский институт международных стратегических исследований Народно-освободительной армии Китая) в основу мобилизационных планов ВС ИРИ положена концепция основателя Исламской Республики имама Хомейни о необходимости создания в стране народной «Армии двадцати миллионов». В соответствии с ней еще в мирное время предусматривается:

  1. Организация повсеместного учета мужского населения призывного возраста.
  2. Совершенствование системы оповещения и сбора военнообязанных.
  3. Накопление на складах длительного хранения необходимых запасов вооружения, специального имущества и материальных средств для обеспечения развертывания стратегических и оперативных резервов ВС.
  4. Тотальная организация начального военного обучения населения страны и целенаправленная подготовка личного состава резерва первой и второй очереди, предназначенного для доукомплектования существующих и формирования новых соединений и частей.

Эксперты КИМСИ НОАК отмечают, что в соответствии с действующим законодательством призыву на действительную военную службу подлежат все граждане ИРИ мужского пола, достигшие девятнадцатилетнего возраста. Кроме того, на воинскую службу в добровольном порядке могут быть приняты лица, достигшие возраста 16 лет. Общий срок воинской обязанности составляет 30 лет и включает следующие этапы:

– срочная служба – 17–20 месяцев;

– нахождение в резерве – 8 лет;

– нахождение в запасе 1-ой очереди – 10 лет;

– нахождение в запасе 2-ой очереди – 10 лет.

Срок нахождения в резерве и запасе исчисляется с момента окончания срочной военной службы и автоматически заканчивается по достижении военнообязанным пятидесятилетнего возраста. Учет военнообязанных осуществляется по месту жительства органами СОП, которые в соответствии с представленными заявками направляют данные о призывном контингенте в Главные командования Армии и КСИР, а также в ГШ ВС ИРИ.

Личный состав ВС делится на следующие основные категории:

– постоянный (кадровый) состав (военнослужащие, служащие, курсанты);

– личный состав «Басидж».

Отмечается, что к категории «военнослужащие»» относится личный состав, который прошел курс специального военного обучения и имеет воинское звание. Военнослужащие имеют право на ношение военной формы одежды и знаков различия.  К категории «служащие» относится личный состав, принятый на службу в ВС по контракту с учетом ранее полученного образования, и занимающий одну из предусмотренных должностей. Служащие не имеют права ношения военной формы одежды. К категории «курсанты» относится личный состав, проходящий обучение в военном учебном заведении, по окончании которого предусматривается продолжение службы в кадровом составе ВС. К категории «Басидж» относится личный состав, зачисленный в Силы сопротивления «Басидж». ССБ являются подготовленным резервом КСИР и в соответствии с предназначением подразделяются на следующие категории:

– обыкновенный «Басидж» включает личный состав, который после прохождения начальной военной подготовки зачислен в одно из подразделений так называемой «Армии двадцати миллионов»;

– действующий «Басидж» включает личный состав, после прохождения начальной военной подготовки зачисленный в особые подразделения, привлекаемые для выполнения отдельных задач при тесном взаимодействии с регулярными частями КСИР;

– специальный «Басидж» является резервом первой очереди КСИР. Данная категория после прохождения соответствующей военной подготовки зачисляется в резерв Корпуса.

Известно, что система подготовки и обучения мобилизационного резерва ВС строится по территориальному принципу. Резервы используется непосредственно для доукомплектования имеющихся, а также формирования новых соединений и частей Армии и КСИР. На начальном этапе процесса мобилизационного развертывания ВС главный упор делается на доукомплектовании соединений и частей, входящих в состав группировок на основных операционных направлениях и предназначенных для ведения боевых действий на начальном этапе войны. При этом не исключается, что доукомплектование соединений первого эшелона будет осуществляться и за счет других частей постоянной готовности, вплоть до передачи подразделений в полном составе. Такое решение принято военным командованием Ирана, исходя из анализа боевых действий США и их союзников против Ирака, когда скорость продвижения врага была достаточно высокой и органы, отвечающие за проведение мобилизации, не имели достаточно времени на выполнение всех мероприятий. Склады со стратегическими запасами боеприпасов, вооружения, военной техники и имущества для нужд ВС на случай войны, создаются уже в мирное время по всей территории страны. По взглядам командования ВС Ирана, система складирования должна находиться в постоянной готовности к обеспечению боевых действий в любом регионе страны, на любом операционном направлении. Вооружение, боевая и другая техника, военно-техническое имущество и материальные средства хранятся на базах хранения, специализированных складах, хранилищах учебных центров и складах действующих соединений и частей ВС ИРИ. Запасы легкого вооружения и стрелкового оружия, имеющегося при каждой части и учебном центре Армии и КСИР, позволят к М 5 обеспечить всем необходимым 250–300 тыс. резервистов первой и второй очереди. В целом, созданные в настоящее время стратегические запасы стрелкового вооружения и материальных средств позволят к М 90 обеспечить до 4–4,5 млн человек.

Информация из китайских источников подтверждает, что по штатам мирного времени, общая численность ВС ИРИ (включая СОП) составляет 1 млн человек. В ходе доукомплектования имеющихся соединений и частей по состоянию на М 5 численность ВС может достигнуть 1,5 млн человек. По расчетам военного командования, при проведении всех мобилизационных мероприятий в полном объеме численность национальных ВС по состоянию на М 90 планируется довести до 6 млн человек. Вместе с тем, учитывая опыт ирано-иракской войны, когда действующая на фронте группировка составляла от 650 тыс. до 1 млн военнослужащих, маловероятно ожидать, что в случае возникновения нового регионального вооруженного конфликта общая численность ВС Ирана превысит 2–2,5 млн человек. Процесс мобилизационного развертывания ВС Ирана заключается в переводе соединений и частей на штаты военного времени и наращивании их боевого потенциала путем проведения следующих мероприятий:

– приведение объединений, соединений и частей в высшие степени боевой готовности;

– доукомплектование имеющихся соединений и частей личным составом, боевой техникой, вооружением, транспортом, всеми видами ГСМ, продовольственного и вещевого имущества до штатов военного времени;

– ввод в боевой состав кораблей флота, самолетов и вертолетов ВВС, находящихся в ремонте, мобилизация в состав ВМС и ВВС судов торгового флота, самолетов и вертолетов гражданской авиации;

– формирование новых соединений и частей в целях создания стратегических резервов.

В целях планомерного и скрытого перевода ВС и гражданского сектора с мирного на военное положение в Иране разработана система тревог. В соответствии с системой тревог определяется состояние и характер деятельности войск, а также мероприятия, проводимые политическим и военным руководством при введении той или иной степени боевой готовности. Следует отметить, что военно-политическое руководство Ирана, реально оценивая ситуацию, признает, что в ближайшей перспективе не ожидает крупномасштабного вооруженного конфликта с соседними странами. Вместе с тем, оно не исключает проведения Соединенными Штатами Америки и их союзниками ограниченной силовой операции с использованием авиации и крылатых ракет против объектов, задействованных для развития ядерных технологий и создания ракетного оружия, без проведения сухопутной операции. В этом случае не будет необходимости проводить полную мобилизацию и развертывать вооруженные силы до их максимальной численности.

Система тревог для перевода ВС и гражданского сектора
с мирного на военное положение (по данным КИМСИ НОАК)

Уровень тревоги «Белый» (боевая готовность «ПОСТОЯННАЯ»)
1. Войска и штабы находятся в пунктах постоянной дислокации (в учебных центрах), занимаются плановой боевой подготовкой и повседневной деятельностью.

2. Боевая техника находится в парках, на учебных площадках и в ангарах. Проводятся плановые регламентные и ремонтные работы.

3. Запасы материально-технических средств находятся на складах.

Уровень тревоги «Желтый»* (боевая готовность «ПОВЫШЕННАЯ»)
Уровень № 3 1. Военнослужащие отзываются из отпусков, части и подразделения возвращаются с полигонов и учебных центров, офицерский состав переводится на казарменное положение.

2. Уточняются списки приписного состава резерва первой очереди, готовятся документы для их вызова в части назначения.

3. В вышестоящие штабы подаются заявки на пополнение некомплекта вооружения и военной техникой по штату военного времени.

Уровень № 2 1. Доукомплектование соединений и частей до штатов военного времени за счет прибывающего приписного состава резерва первой очереди, а также вооружения и военной техники, прибывшей по представленным заявкам.

2. Завершение регламентных и ремонтных работ на военной технике ее возвращение в подразделения.

3. Пополнение частей и подразделений боеприпасами и материально-техническими средствами до уровня военного времени.

Уровень № 1 1. Развертывание и начало работу штабы оперативных командований на операционных направлениях. Передовые части и подразделения, оперативные группы штабов соединений и объединений – выводятся в районы оперативного предназначения.

2. Организуются дополнительные каналы связи с вышестоящими командными инстанциями и подчиненными частями и подразделениями.

3. Завершается пополнение частей и подразделений личным составом, ВВТ, МТС, ГСМ и боеприпасами.

Уровень тревоги «Красный»** (боевая готовность «ПОЛНАЯ»)
1. Соединения и части в штатах военного времени выходят в районы оперативного (боевого) предназначения, занимают полосы (районы) обороны или исходные районы для наступления.

2. Формирование соединений и частей стратегического и оперативного резерва ВС путем развертывания новых соединений и частей за счет призыва приписного состава резерва второй и третьей очередей.

 

Таким образом, специалисты КИМСИ НОАК приходят к выводу, что в случае полного мобилизационного развертывания ВС Иран способен создать одну из крупнейших по численности личного состава группировку войск в регионе. Ее боевой и численный состав будет определяться составом противостоящей группировки противника, развитием ситуации на фронте, запасами тяжелого вооружения и других материальных средств, а также возможностями собственной военной промышленности.

 

Примечание

* Уровень тревоги «Желтый» вводится в случае возникновения кризисной ситуации с потенциальной угрозой возможного развязывания вооруженного конфликта (войны). При этом в зависимости от степени угрозы Командованием определяется состав сил и средств, на которые распространяется действие данного уровня. Все мероприятия данного уровня выполняются в течение двух – трех суток. ВС могут находиться в данном состоянии не более 30 суток.

** Перевод ВС Ирана в боевую готовность «ПОЛНАЯ» может быть произведен и непосредственно из боевой готовности «ПОСТОЯННАЯ» в случае резкого изменения военно-политической обстановки. При этом объявление боевой готовности «ПОЛНАЯ» дублируется трансляциями специальных объявлений по каналам государственного телевидения и радиовещания.

62.87MB | MySQL:102 | 0,717sec