В Израиле анализируют последствия очередной эскалации насилия в противостоянии с действующими в секторе Газа группировками. Часть 7

Израильские власти 25 ноября с.г. заявили, что из сектора Газа открыли минометный огонь по району Эшколя, один снаряд упал на пустынной местности. Запуск вызвал предупреждения от командования тылом в приложении смартфонов жителей этого района, тогда как система оповещения о падениях ракет не сработала, поскольку не было угрозы населенным пунктам. Ответственность за обстрел никто не взял.

Этот инцидент прервал несколько дней относительного затишья на границе с Газой, которое было установлено после вспышки боевых действий между Израилем и «Палестинским исламским джихадом» 12-13 ноября этого года после того, как израильские военные убили Баху Абу аль-Ату, командира действующей в секторе Газа группировки. Во время эскалации ее боевики запустили по Израилю около 450 ракет, что привело к многочисленным ответным ударам ЦАХАЛа по Газе. В отличие от предыдущих столкновений, на этот раз ХАМАС остался в стороне, и поэтому Израиль воздержался от ударов по его объектам.

С 14 ноября вдоль границы с Газой ситуация оставалась спокойной, где в течение двух недель отменялись регулярные по пятницам акции протеста жителей анклава в рамках «Марша возвращения». Отмена еженедельных демонстраций, проводимых с марта 2018 года, произошла в четвертый раз, что в Израиле было расценено, как попытка руководства ХАМАСа в Газе избежать новой конфронтации с ЦАХАЛом.

Представитель Катара Мухаммад эль-Эмади 25 ноября заявил, что через два дня жителям Газы будут выданы очередные суммы денег согласно условиям договоренности о прекращении огня между Израилем и действующими в секторе Газа группировками. По словам катарского посланника, 70 000 бедных семей смогут получить по 100 долларов в почтовых банках анклава. В прошлом году эти банки уже несколько раз выдавали катарские деньги в размере 100 долларов десяткам тысяч нуждающихся палестинских семей.

Тем временем израильские службы безопасности готовились к эскалации насилия на Западном берегу р. Иордан после того, как палестинцы объявили о «дне ярости» 26 ноября с.г. в знак протеста против решения США о том, что они больше не считают, что израильские поселения на Западном берегу р. Иордан нарушают международное право[i].

В этот день на израильских контрольно-пропускных пунктах вблизи Рамаллы, Вифлеема и Хеврона десятки протестующих бросали камни в израильских военных, которые отвечали слезоточивым газом. После дня протестов тысяч палестинцев на Западном берегу р. Иордан из Газы были запущены две ракеты, одна из которых была перехвачена системой ПРО «Железный купол», а другая, видимо, упала на безлюдную местность[ii].

По мнению генерал-лейтенанта (в отставке) Х.Стивена Блюма, бывшего заместителя командующего Северным командованием ВС США и участника Программы для генералов и адмиралов Еврейского института национальной безопасности Америки (JINSA) 2015 года, и Ари Цикурелы, политического аналитика в Gemunder Center for Defense & Strategy в JINSA, тот факт, что ХАМАС воздержался от участия в боевых действиях с Израилем, в результате чего «Палестинский исламский джихад» остался один на один с Израилем, говорит о том, что вспышки насилия могут продолжаться и в будущем, но они не смогут спровоцировать еще одну войну. По их мнению, у Соединенных Штатов есть возможность воспрепятствовать тому, чтобы «Палестинский исламский джихад» продолжил играть роль спойлера в этом неустойчивом балансе сил[iii].

Израиль и ХАМАС остаются противниками, но на протяжении последних нескольких лет эскалация насилия не приводила к новой войне в масштабах военных операций 2009, 2012 или 2014 года. По словам экспертов, «неудачное правление ХАМАСа в Газе привело анклав к гуманитарной и экономической катастрофе, и еще одна война в Секторе поставит его режим под угрозу». При этом Израилю больше не нужно совершать регулярные наступательные действия из-за «отличной скорости перехвата системы ПРО «Железный купол».

ХАМАС инициировал несколько непродолжительных эскалаций насилия, чтобы добиться от Израиля уступок и ослабления блокады сектора Газа. Тем не менее, действующий в секторе Газа «Палестинский исламский джихад» также спровоцировал несколько раундов боевых действий, независимо от позиции ХАМАСа. Как и «Хизбалла» на севере Израиля, утверждают эксперты, «Палестинский исламский джихад» находится под влиянием Ирана, и поэтому большая часть его финансов, вооружений и принятых решений исходит из Тегерана. В результате такого тесного взаимодействия группировка может похвастаться большим арсеналом ракет с техническими возможностями, которыми не обладают ракеты ХАМАСа, а именно: новая 300-килограммовая ракета, запущенная недавно по Израилю.

Независимо от того, кто инициировал ракетные обстрелы, Израиль, за редким исключением, возлагал ответственность на ХАМАС как на организацию, управляющую сектором Газа. В ответ на прошлые провокации «Палестинского исламского джихада» силы ЦАХАЛа также отвечали атаками по объектам ХАМАСа, чтобы заставить правящее в Секторе движение усмирить бойцов группировки.

Каждый раз в результате прекращения огня Израиль позволял Катару ежемесячно доставлять в Газу наличные деньги, расширял зону рыболовства в Газе и увеличивал число жителей анклава, которым выдавалось разрешение на въезд в Израиль для работы. Между тем Израиль и ХАМАС вели непрямые переговоры о долгосрочном прекращении огня.

Поэтому руководство ХАМАСа на данном этапе столкнулось с дилеммой: оно не хочет войны, но также стремится избежать обвинений в сотрудничестве с израильтянами из-за ограничения военных действий боевиков «Палестинского исламского джихада». В прошлом эти соображения позволяли группировке втягивать ХАМАС в вооруженную конфронтацию с Израилем.

На этот раз боевое крыло ХАМАСа максимально избегало участия в обстрелах израильской территории даже после того, как погибли 30 палестинцев, включая члена движения. Решение руководства ХАМАСа об ограничении участия в этом раунде боевых действий было принято без особых раздумий, потому что силы ЦАХАЛа не атаковали оперативников и инфраструктуру движения. ХАМАС все-таки запустил ракеты в направлении Беэр-Шевы, которые были перехвачены ПВО «Железный Купол», но по-прежнему остается неясным, это была инициатива отдельных оперативников, или их действия были согласованы с руководством движения. Израиль ответил атакой по объектам ХАМАСа в секторе Газа только после этого инцидента.

Как отмечают эксперты, ХАМАС остается ответственным за предотвращение атак с территории анклава, но решение Израиля провести различие между палестинскими группировками может снизить вероятность того, что руководство правящего в Газе движения присоединится к будущим антиизраильским провокациям «Палестинского исламского джихада». В то же время ХАМАС без особых раздумий совершит атаку на Израиль, если этот баланс сдерживания будет нарушен, а его управление и контроль над террористическими группировками в Секторе останется под вопросом.

Учитывая эти обстоятельства, полагают эксперты, американские политики могут предпринять шаги, направленные на уменьшение вероятности новой войны и подготовку Израиля к провокациям «Палестинского исламского джихада».

Соединенные Штаты, по мнению экспертов, должны расширить свое сотрудничество с Израилем в области технологий противоракетной обороны, которые избавят его от необходимости наносить удар первым. Израильская система ПРО «Железный купол», по их словам, продемонстрировала огромный успех. Стоимость каждой ракеты-перехватчика составляет примерно 100 000 долларов, однако это ничто по сравнению с ущербом, который может нанести успешный ракетный обстрел Израиля, или начало еще одной войны, вызванной его неспособностью себя защитить.

Однако, если ХАМАС, «Палестинский исламский джихад», «Хизбалла» или Иран решат начать полномасштабную войну против Израиля по отдельности или согласованно, у них может быть достаточно огневой мощи, чтобы сокрушить израильскую многоуровневую систему противоракетной обороны, или они могут найти творческое решение в виде низко-технологичного средства, такого как дроны. По этой причине эксперты призывают Пентагон к сотрудничеству с Израилем во взаимовыгодных проектах, в результате которых появится возможность противостоять этим беспилотным системам.

Кроме того, полагают эксперты, вместо того, чтобы полностью прекратить помощь палестинцам, Соединенные Штаты должны настаивать на том, чтобы Верховный комиссар ООН по делам беженцев взял на себя обязанности по оказанию помощи палестинцам вместо Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Финансирование Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) и других организаций, не имеющих отношение к нынешнему тяжелому положению в Газе, по их мнению, могло бы улучшить ситуацию и, следовательно, лишить ХАМАС повода атаковать Израиль.

Как бы там ни было, нынешняя ситуация в секторе Газа ни в коем случае не называется устойчивой или идеальной, и мира с Израилем не будет, пока анклавом управляет ХАМАС. Тем не менее, смысл публикации обозначенных экспертов заключается в том, что Америка должна приложить все усилия для того, чтобы «Палестинский исламский джихад» не спровоцировал новую войну в Газе, которая заставит страдать израильтян и жителей Газы.

[i] Mortar shell fired from Gaza strikes open field in southern Israel // The Times of Israel. 25.11.2019 -https://www.timesofisrael.com/mortar-shell-fired-from-gaza-strikes-open-field-in-southern-israel/

[ii] 2 rockets fired at southern Israel from Gaza as Palestinians mark ‘Day of Rage’ // The Times of Israel. 26.11.2019 — https://www.timesofisrael.com/2-rockets-fired-at-southern-israel-from-gaza-as-palestinians-mark-day-of-rage/

[iii] After the rockets: Stalemate for now, but what’s next? // Israel Hayom. 24.11.2019 — https://www.israelhayom.com/opinions/after-the-rockets-stalemate-for-now-but-whats-next/

52.28MB | MySQL:103 | 0,449sec