Китайские военные специалисты оценивают военно-промышленный комплекс Турции

Рассматривая обеспечение военной безопасности государства в качестве приоритетного направления своей деятельности руководство Турции уделяет первоочередное внимание укреплению боевого потенциала национальных вооруженных сил за счет совершенствования состоящего на их оснащении вооружения и военной техники (ВВТ). Для модернизации имеющегося оружия и организации совместного или лицензионного производства новых образцов бронетанковой техники, ракетно-артиллерийского вооружения, систем ПВО и ПРО, авиационной техники, военно-морской техники, систем и средств автоматизации управления войсками, связи, разведки  и РЭБ предусматривается в максимальной степени задействовать мощности национальной экономики и военно-промышленного комплекса (ВПК). Рассматривая турецкий ВПК представляется возможным уделить особое внимание изучению китайских периодических иллюстрированных изданий «Танки и бронемашины», «Мир авиации» и «Современные корабли». Причин для этого несколько: с одной стороны – это авторитетные издания китайского ВПК, которые пишут о зарубежных новинках вооружения и военной техники «для своих» научных сотрудников, инженеров, военных и лиц, принимающих решения; с другой стороны – это чуть ли не единственные издания сопровождающиеся подробным справочным материалом, фотографиями и табличными данным о ТТХ ВВТ зарубежных стран.

По данным издания «Танки и бронемашины» Турецкая бронетанковая промышленность представлена предприятиями компаний «ФНСС-Нурол» (Анкара), «Отокар» (Арифие), «Хема» (Кайсери), семью армейскими номерными ремонтными заводами и тремя главными складами, которые способны проводить модернизацию парка бронетехники, текущий и капитальный ремонт, а также производство БТР и БМП. Опыт, накопленный предприятиями турецкого ВПК в ходе модернизации состоящих на вооружении танков «Леопард-1А1» и М60А1 намечено использовать в рамках реализации программы создания национального основного боевого танка. В рамках нее турецкая компания «Отокар» совместно с корейской «Хюндай» проводит комплекс научно-исследовательских 
и опытно-конструкторских работ по созданию прототипа новой машины. 
В качестве субподрядчиков выступают национальные компании «Аселсан» (системы управления огнем, наблюдения, связи и разведки), «Рокетсан» (броня) и МКЕК (гладкоствольная 122-мм танковая пушка). После проведения испытаний,  предусматривается разместить заказ на производство 250 танков для ВС Турции с возможностью доведения  в перспективе их общего количества до 1000 единиц.

Ракетная промышленность представлена двумя предприятиями – «Рокетсан» и «Элроксан» (Эльмадаг, пригород Анкары), которые производят компоненты, узлы и агрегаты ЗРК «Пэтриот» и ПЗРК «Стингер», 107, 122 
и 302 мм реактивные системы залпового огня, противотанковые управляемые ракеты «Джирит», «Умташ» и «Омташ», стартовые ускорители, узлы рулевого управления, корпуса для головок самонаведения и взрывателей, различные металлические и пластмассовые детали ракет, осуществляют их ремонт и обслуживание, ведут разработку систем ПВО ближнего и среднего радиуса действия. Кроме того, компания «Рокетсан» и научно-исследовательский центр при Анкарском средневосточном техническом университете с помощью китайских и пакистанских специалистов проводят работы по созданию турецкой оперативно-тактической ракеты. В настоящее время в турецких сухопутных войсках имеется 6 батарей, оснащенных оперативно-тактическими ракетными комплексами «Йылдырым» (всего 36 пусковых установок и около 200 оперативно-тактических ракет «Йылдырым» I, II, III, имеющих дальность стрельбы до 150 и 300 км соответственно), предназначенных для поражения живой силы и легкой бронированной техники противника. Параллельно ведутся работы по разработке неуправляемых ракет (НУР) «Торос». Китайские специалисты с гордостью отмечают, что за основу систем управления данных НУР взяты элементы оборудования китайской ракеты WS-1. Отмечается, что в рамках модернизации системы противовоздушной обороны (ПВО) командование ВВС Турции планирует переоснастить 15 зенитную ракетную базу с устаревших зенитных ракетных комплексов (ЗРК) «Найк-Геркулес» на более современные «Усовершенствованный Хок». При этом Анкара намерена получить лицензию для организации их производства на предприятиях национального военно-промышленного комплекса.   Собственными средствами противоракетной обороны (ПРО) турецкие вооруженные сил в настоящее время не располагают. Решение задач ПРО восточной части территории страны в ближайшей перспективе предполагается обеспечивать силами и средствами стран НАТО, развернутыми на территории Турции. В целях повышения боевых возможностей национальной ПРО и ПВО  турецкое военное руководство рассматривает вопрос о приобретении за рубежом зенитных ракетных комплексов большой дальности. Достоверно известно, что при помощи итальянских специалистов было организовано совместное производство вертолетов боевого обеспечения Т-129.

По данным китайского издания «Мир авиации» Турецкий ВПК способен осуществлять модернизацию и капитальный ремонт авиационной техники. Основными производственными мощностями являются заводы компании «Туркиш Аэроспейс Индастриз» (ТАИ), расположенные в городах Анкара и Эскишехир, авиасборочный завод (Гювернджилик), а также три центра по обслуживанию и ремонту самолетов (Эскишехир, Кайсери, Анкара). Турецкие предприятия активно принимали участие в международном проекте по созданию истребителя пятого поколения F-35. Производство отдельных элементов самолета осуществлялось на предприятиях компаний ТАИ, «Аселсан», «Рокетсан», «Альп хаваджылык», которые изготавливали части фюзеляжа и детали двигателя. В настоящее время участие в международном проекте по созданию истребителя пятого поколения F-35 приостановлено. По данным китайских источников, турецкая сторона изначально была намерена приобрести в период до 2025 года 116 таких самолетов. С целью обновления парка военно-транспортной авиации намечено закупить самолеты Ан-178 украинского производства, а также самолеты А-400, разрабатываемые консорциумом европейских фирм с турецким участием. 
В рамках программы, предусматривающей совместное производство с американской фирмой «Боинг» самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления авиацией, в 2014 год были приняты на вооружение ВВС Турции четыре самолета на базе «Боинг-737-700». В 2013 году была завершена модернизация 214 самолетов F-16. Продолжается реализация программы закупки мобильных радиолокационных станций, которые будут функционировать в составе единой автоматизированной системы управления противовоздушной обороны. В интересах уплотнения радиолокационного поля ведется строительство стационарных радиолокационных постов в районах городов Афьон, Аксарай и Малатья.

По данным китайского издания «Современные корабли» строительство военно-морской техники, ремонт подводных лодок, боевых кораблей и катеров осуществляется на 78 судоверфях, принадлежащих государственному военно-промышленному комплексу и частному сектору. Из них 62 судоверфи находятся в районах городов Стамбул, Тузла, Коджаэли, Гельджюк, Ялова на Мраморном море и 16 в районах Эрегли 
и Трабзон на Черном море. Они располагают мощностями, необходимыми для постройки подводных лодок усовершенствованного проекта 209/1400, фрегатов типа «Меко-200», корветов, катеров береговой охраны, танкодесантных судов, танкеров, сухогрузов, буксиров и плавучих доков. При постройке кораблей используется около 50% материалов и узлов местного производства. В рамках реализации программы «Национальный корабль», осуществляется строительство на турецких верфях 12 боевых кораблей класса «корвет», способных решать противолодочные, патрульные, разведывательные и поисково-спасательные задачи.

По оценке китайских военных специалистов турецкий военно-промышленный комплекс выпускает более 130 видов электронной продукции, включая радиостанции, ретрансляторы, полевые телефоны, автоматизированные системы управления огнем, криптографическую аппаратуру и навигационные системы. Основу военной электронной отрасли составляют 15 государственных и частных компаний, крупнейшими из которых являются «Аселсан», «Неташ», «Симко», «Тесташ», «Хавелсан», «»Томсон-Текфен радар» и «Савроник». Совершенствование систем и средств автоматизация управления соединениями и частями ВС Турции осуществляется в рамках программы создания единого информационного пространства НАТО NNEC. Важной составной частью системы управления ВС является стратегическая интегрированная система связи Вооруженных сил Турции «Тафикс». Система включает в себя все имеющиеся средства связи органов и пунктов управления и обеспечивает бесперебойное и скрытое управление войсками в мирное время, в угрожаемый период и во время войны, а также получение и обработку разведывательных сведений в реальном масштабе времени. На постах системы установлено в основном оборудование зарубежного производства, обеспечивающее работу во всех существующих системах связи стратегического и тактического звена. Отмечается, что в настоящее время на вооружении ВС Турции находится около 20 типов аппаратуры РЭБ, значительная часть которых разработана и изготовлена в последние 15 лет. Основными средствами радиоразведки частей 
и подразделений РЭБ Сухопутных войск в КВ и УКВ диапазонах частот (20-1200 МГц) являются мобильные комплексы радиоперехвата и пеленгования производства турецкой компании «Аселсан», которые включают в себя автоматизированные многофункциональные приемники, анализаторы спектра и радиопеленгаторы. Среди средств радиоэлектронного противодействия (РЭП) наиболее распространенными являются произведенные компанией «Аселсан» станции серии «Милкар», обеспечивают постановку помех средствам радиосвязи 
и радиолокационным станциям. Основной аппаратурой РЭП работе средств радиосвязи являются станции постановки помех «Милкар-3A» (КВ и УКВ радиосвязь тактического звена) и «Милкар-4» (КВ радиосвязь), а также аппаратура AN/GLQ-3A (УКВ диапазон), AN/TLQ-15 и AN/GLQ-2 (КВ диапазон) зарубежного производства. Для обнаружения, идентификации и постановки помех активным радиотехническим средствам противника используется аппаратура «Милкар-1» и -2. На вооружении частей и подразделений РЭБ ВВС состоят самолеты самолета CN-235, предназначенные для ведения радиотехнической разведки системы ПВО противника. Кроме того, для постановки помех радиоэлектронным средствам ПВО и управления войсками противника могут задействоваться эскадрильи истребителей-бомбардировщиков F-4Е и F-16, а также самолетов-разведчиков RF-4E. Самолеты тактической авиации ВВС оснащаются американскими станциями радиотехнической разведки AN/ALQ-156(V), станциями радиоэлектронного подавления AN/ALQ-126B(V) и AN/ALQ-178(V). В состав их бортового оборудования может входить французский интегрированный комплекс ICMS-2000, включающий станции предупреждения о радиолокационном облучении и пуске ракет, а также станции постановки помех 
и устройства выброса инфракрасных ловушек. По информации китайского издания «Стратегические международные исследования» из средств радиоразведки наиболее широко используются станции зарубежного производства «Милкар-3A2» и -3T2. На вооружении подразделений радиоразведки СВ Турции также имеются пеленгаторные станции УКВ диапазона AN/PDR-11, WJ-8990. По данным китайского издания «Современные корабли» в ВМС для ведения радио- и радиотехнической разведки используются разведывательные корабли, боевые корабли, оснащенные бортовой аппаратурой РЭБ, а также самолеты СN-235 базовой патрульной авиации. Фрегаты УРО оснащены станциями радиотехнической разведки и подавления AN/SLQ-З2(V)2 и AN/SLQ-З2(V)5 американского производства 
и британскими станциями подавления «Скорпион». Бортовое радиоэлектронное оборудование подводных лодок включает систему боевого управления «Тэйлз М8», станцию радиоразведки «Рэкел Силион», комплекс средств РЭБ «Рэкел Порпос», а также станции предупреждения о радиолокационном облучении DR-2000S производства Франции.

Подводя итог вышесказанному хотелось бы отметить следующие направления совершенствования Турецкого ВПК:

  1. В интересах дальнейшего укрепления производственного и научного потенциала компаний национального ВПК правительство Турции поставило цель обеспечить к 2023 году семь военно-промышленных фирм, входящих 
в первую мировую сотню по разработке и продаже ВВТ.
  2. В интересах реализации намеченных планов перед турецким ВПК поставлена задача в 2019 году довести общее количество компаний до 400, обратив особое внимание на освоение ими совместного или лицензионного выпуска высокотехнологичной продукции, отвечающей самым современным требованиям. Среди ключевых приоритетов развития определены аэрокосмическая, авиационная, танковая, ракетно-артиллерийская, кораблестроительная и радиоэлектронная отрасли промышленности.
  3. По замыслу правительства Турции, в перспективе предприятия национального ВПК за счет роста производства военной продукции будут способны не только обеспечить нужды собственных вооруженных сил, но 
и продавать оружие за рубеж. При этом Анкара стремится снизить зависимость от иностранных лицензий и технологий, расширяя свои научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию новых образцов ВВТ.
52.31MB | MySQL:106 | 0,567sec