Оценки китайских специалистов программы создания авианосного флота ВМС Турецкой Республики. Часть 2

Как отмечают обозреватели китайского специализированного военно-технического издания «Современные корабли» (официальный печатный орган Китайской кораблестроительной промышленной корпорации), концепция УДК заимствована испанскими кораблестроителями из периода Холодной войны – проектировщики предприняли попытку соединить два разных корабля, а именно:

– вертолетоносец, задача которого состоит в поиске подводных лодок вероятного противника при помощи палубных винтокрылых машин ;

– большой десантный корабль, обеспечивающий перемещение и высадку сил морской пехоты на побережье.

Следует отметить, что единственное государство, которого развило тематику «эсминцев-вертолетоносцев» противолодочной обороны это Япония – государство, оборонно-промышленный комплекс которого первым создал полноценные авианосные корабли.

         В отношении больших десантных кораблей наибольший опыт накопили конструкторы профильных предприятий ОПК США, которые отмечают, что для создания приемлемых условий обитания морского десанта необходим корабль значительного водоизмещения с объемными и вместительными ангарами и помещениями для личного состава.

По оценкам китайских специалистов, при создании современного легкого авианесущего корабля западным конструкторам необходимо учитывать опыт эксплуатации кораблей ВМС Великобритании и Франции, а также проблемные моменты при размещении летательных аппаратов.

В отношении УДК «Анатолия» аналитики научно-исследовательских отделов Китайской кораблестроительной промышленной корпорации отмечают, что при существующих линейных размерах данный корабль позволяет максимально разместить 12 палубных истребителей с укороченным взлетом-посадкой типа F-35B, однако большую часть данных машин необходимо будет хранить в подпалубном ангаре. По оценкам китайских проектировщиков, при взлете самолета на палубе безопасно можно разместить только три истребителя в пределах выделенной зоны перед палубной надстройкой и без задействования площадки грузового подъемника, который должен оставаться свободным на случай возникновения внештатных ситуаций.

12 истребителей F-35B представляют собой полноценную эскадрилью малозаметных боевых машин пятого поколения, однако необходимо учитывать, что при взлете данные самолеты расходуют значительно больше топлива, чем их аналоги для ВВС – F-35A. Вполне очевидно, что повышенный расход топлива потребует привлечения самолета-заправщика для обеспечения необходимого времени присутствия в заданном воздушном районе или дальности полета.

В противном случае пилоты F-35B будут серьезно ограничены по времени действия и  вынуждены вернуться на плавучий аэродром. Кроме того, необходимо учитывать, что безопасный взлет с укороченным пробегом возможен только при ограниченной массе боевой нагрузки, т.е. реальные боевые возможности F-35B будут скромнее, чем у версии для ВВС.

В дополнение к вышесказанному отметим, что турецкие военные рассчитывали приобрести 20 палубных истребителей F-35B для обеспечения боевой готовности полноценной эскадрильи морской авиации на случай отказов техники. Указанное количество обусловлено намерением ВМС ТР обеспечить также и планомерный процесс подготовки палубных летчиков.

В случае успешного урегулирования ситуации между Анкарой и Вашингтоном, возникшей после заключения с РФ контракта на поставку зенитно-ракетных систем С-400 турецкие пилоты палубных истребителей однозначно проходили бы подготовку в США.

Как известно именно из-за разногласий на высшем военно-политическом уровне между Анкарой и Вашингтоном по поводу поставки С-400 для турецкой ПВО американская сторона в нарушение подписанных договоренностей, контрактов и обязательств в одностороннем порядке приостановила подготовку турецких пилотов F-35A, передачу первой партии  истребителей. Сопутствующие действия предприятий ОПК США, продиктованные политической волей руководителя Белого Дома, поставили под вопрос несколько ключевых опытно-конструкторских работ, которые турецкие оружейники проводили из расчета перспективного поступления F-35А и F-35B на вооружение национальных ВВС и ВМС.

Фактически военно-политическое руководство США своими действиями нанесло максимально возможный ущерб программе развития ОПК Турции и развития национальных ВС, которые напрямую зависят от поставок готовых сменно-запасных частей к военной технике и совместных проектов по разработке новых узлов, агрегатов и образцов вооружения. Решение официального Вашингтона об исключении Турции  из программы поставок F-35A стало толчком для начала официальной Анкарой программы замещения импорта и создания самодостаточного национального ОПК, который сможет выполнять большинство разработок собственными силами или действовать по отдельным направлениям с опорой на надежных иностранных поставщиков.

В современной ситуации, военно-политическое руководство Турции в вопросе создания полноценного авианосного соединения национальных ВМС может найти содействие именно в Российской Федерации. Китайские аналитики отмечают, что только в РФ находятся предприятия, которые обладают опытом создания палубных истребителей с укороченным взлетом и посадкой – Як-141.

По оценкам китайских специалистов, при получении твердого заказа на изготовление 20 палубных истребителей российские специалисты могут в кратчайшие сроки реанимировать единственный «живой» Як-141. При наличии устойчивого финансирования российские конструкторы и инженеры способны в определенные сроки создать более совершенную машину – Як-43, проект которого был разработан в сложные 90-е гг. прошлого столетия, но не был реализован в металле.

Достоверно известно, что российские конструкторы еще на стадии проектирования закладывали, как управляемые ракеты класса «воздух-воздух» и свободнопадающие бомбы типа ОФАБ-250-270, так и управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» в номенклатуру авиационных средств поражения Як-43. Кроме того, в проектной документации была предусмотрена возможность установки подвесного контейнерного оборудования.

Китайские специалисты полагают, что если турецкие предприятия ОПК смогут предоставить для такого перспективного самолета свои лучшие наработки в области бортовой электроники (обладают меньшей массой чем российская), то в ближайшие пять лет может быть создан прямой конкурент американскому палубному истребителю F-35B.

В качестве второго решения проблемы формирования палубной авиационной группы турецкие военные могут приобрести легкие истребители МиГ-29К, а для учебных целей Миг-29КУБ, однако линейные размеры этих самолетов несколько отличаются от F-35. Кроме того необходимо учитывать, что для их взлета будет необходимо переоборудовать летную палубу – установить удерживающие устройства и газоотбойные щиты. Следует отметить, что при существующих линейных размерах летной палубы УДК «Анатолия» взлет МиГ-29К возможен только с отметки 105 м от среза трамплина, т.е. истребитель будет вооружен не полностью.

Для посадки такого самолета на палубу  необходимо, как минимум, три троса-финишера, удерживающих истребитель от падения в воду. Это возможно только после увеличения длины палубы и размещения необходимого оборудования внутри корабля.

В современных условиях турецким кораблестроителям придется самостоятельно разрабатывать подобную технику. Основная трудность будет состоять в интегрировании такого оборудования в структуру УДК. Кроме того, потребуется разместить свето-сигнальную систему, позволяющую классическим истребителям безопасно выполнять посадку на палубу движущегося корабля.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с китайскими специалистами в том, что военно-политическое руководство Турции после расхождения с Вашингтоном по ключевым пунктам «сирийской повестки» и вопросам  военно-технического сотрудничества находится в затруднительном положении, т.к. не имеет права провалить программу создания авианосного флота из-за высоких репутационных рисков.

52.24MB | MySQL:103 | 0,486sec