Китайские специалисты оценивают проблемы военнослужащих израильской армии

Несмотря на успешную организацию и эффективную систему воспитательной работы с личным составом, израильская армия сталкивается с рядом трудноразрешимых проблем. Китайские специалисты отмечают, служба в армии считается священной обязанностью для каждого гражданина Израиля. Номинально призывная система охватывает практически все мужское население Израиля (около 92 %) и почти 60 % женщин. Учитывая большое число резервистов, в Израиле утверждают, что в большинстве израильских семей кто-либо из членов всегда находится на военной службе. На практике, однако, лишь около 55 % молодых граждан призывного возраста надевают военную форму. От призыва освобождаются евреи, непригодные к воинской службе по состоянию здоровья, а также юноши и девушки из ортодоксальных семей. В частности, студенты религиозных училищ (йешив) не служат в ВС, так как считается, что они «защищают Родину» путем изучения учения Торы. От военной службы освобождаются замужние женщины, одинокие матери, девушки, не прошедшие тесты на физическую подготовку, представившие документы о предстоящем замужестве или официальной помолвке или об отсутствии как минимум 8-летнего образования (требования по физическому и умственному развитию для женщин строже, чем для мужчин). Отмечается, что командование ВС Израиля серьезно обеспокоено участившимися случаями отказа военнослужащих от направления в боевые подразделения. Еще больше «отказников» среди резервистов, однако все чаще происходят скандалы, инициаторами которых оказываются представители элиты ВС страны. Известен случай, когда 25 сентября 2003 года 27 военных летчиков, в том числе бригадный генерал запаса Ифтах Спектор, ветеран войны 1973 года и участник налета на атомный реактор «Таммуз» в Ираке в 1980 году, обратились с открытым письмом, в котором заявили о недопустимости выполнения боевых заданий, целями которых является уничтожение гражданских объектов. Примечательно, что среди обратившихся было девять строевых летчиков, в том числе один пилот F-16, пять летчиков-инструкторов F-15 и три вертолетчика. Еще одной болевой точкой ВС Израиля является употребление наркотиков военнослужащими. Ежегодно около 60 % уголовных дел, рассматриваемых военным трибуналом, так или иначе связаны с наркотиками. Еще в начале 2000-х годов заместитель начальника управления личного состава генерал-майор О.Рагонис заявил, что «распространение наркотиков в израильской армии принимает опасные размеры». Китайские специалисты отмечают, что на протяжении полувека израильская армия имеет все основания именоваться не только Армией обороны Израиля (ЦАХАЛ), но и оккупационными войсками. Занимая в течение многих лет не принадлежащие Израилю территории (Голанские высоты, Западный берег реки Иордан, сектор Газа), израильские военнослужащие поневоле приобрели навыки, не свойственные обычным войскам. Помимо владения обычной тактикой действий, офицеры – и не только – обязаны знать и соблюдать многие другие правила. Во время прохождения службы в составе подразделений на оккупированных территориях командный состав вынужден выполнять многие несвойственные другим армиям функции – организация и поддержание взаимодействия с местным населением, в большинстве случаев настроенным, недружественно, решение хозяйственных проблем (в том числе израильских поселений), выполнения полицейских задач и др. Многолетнее вооруженное противостояние, которое в промежутках между войнами характеризуется как состояние «ни войны, ни мира» (а по мнению палестинцев, это перманентная «интифада», т.е. восстание), не могло не наложить свой отпечаток на несение военной службы. В условиях, когда мина может быть взорвана террористом-смертником в любое время и почти в любом месте, а четких адекватных мер противодействия современное человечество не знает, в израильских войсках нарастает нервозность, неуверенность в правомерности своих действий, а нередко и просто страх за жизнь – свою и своих близких. В связи с этим в сентябре 2003 года была введена приказом министерства обороны новая программа – «Кодекс поведения». Этот документ призван формировать навыки правильного поведения на блокпостах, во время арестов и обысков, во время митингов и демонстраций – в ситуациях, с которыми израильские военнослужащие сталкиваются ежедневно, особенно на оккупированных территориях.

Кодекс базируется на следующих 11 основных принципах поведения:

  1. Военные действия могут вестись только против военных объектов;
  2. Использование силы должно быть пропорциональным;
  3. Военнослужащие могут использовать только штатное вооружение;
  4. Любой сдавшийся не может подвергаться нападению;
  5. Допросы арестованных могут проводить только лица, прошедшие соответствующую подготовку;
  6. Военнослужащие должны относиться к местному населению и к арестованным с уважением;
  7. Если обстановка позволяет, военнослужащие должны обеспечивать медицинскую помощь противнику;
  8. Мародерство абсолютно и совершенно незаконно;
  9. Военнослужащие должны бережно относиться к религиозным и культурным объектам;
  10. Военнослужащие должны защищать сотрудников международных гуманитарных организаций, включая их собственность и транспорт;
  11. Военнослужащие должны сообщать обо всех нарушениях этого кодекса.

Китайские специалисты отмечают, что для облегчения восприятия в эту интерактивную программу, которую можно использовать с применением компьютера, включены отрывки из фильмов «Апокалипсис», «Английский пациент», «Охотник на оленей».

 

Особенности морально-психологической подготовки военнослужащих

Израильтяне считают, что необходимо стараться сохранить кадровый состав подразделения в неизменном составе на протяжении всего периода боевой подготовки, действительной воен­ной службы по призыву, а затем и в составе резерва. Сплоченность воинского коллектива – необходимое требование для успешного выполнения боевой задачи. От того, насколько военнослужащие одного подразделения будут уверены друг в друге, от их взаимопонимания и взаимовыручки зависит результат боя. Особое внимание уделяется обучению военнослужащих быстрому исполнению приказов. Так, например, если нарушения формы одежды караются не очень строго, то четкое выполнение распоряжений командира является обязательным требованием. Китайские специалисты отмечают, что одним из важнейших армейских институтов является военный раввинат. Военные раввины назначаются во все части и подразделения, насчитывающие более 100 военнослужащих. В таких подразделениях имеются стационарная и походная синагоги, религиозная литература и различные предметы культа. Управлением раввинов издается специальный журнал «Маханаим». Основная задача военного раввината забота о том, чтобы армия Государства Израиль была еврейской армией и чтобы каждому военнослужащему, изъявившему такое желание, была предоставлена возможность исполнять религиозные предписания. Так, например, соблюдение святости субботы и кошерности пищи является обязательным на всех базах израильской армии. По мнению командования израильской армии, для поддержания морально-психологического состояния военнослужащих на высоком уровне необходимы не только высокая мотивация действий солдат и офицеров, но и материальная, а также социальная стороны. И хотя денежное довольствие солдат срочной службы сравнительно небольшое и не превышает 100-150 долл. США, те, кто затем заключают с ВС контракт или становятся офицерами, получают намного больше, чем государственные служащие аналогичных категорий.

Кроме того, для военнослужащих срочной службы существуют определенные льготы. Например, они могут получить беспроцентную ссуду на строительство жилья или обучаться в высшем учебном заведении за счет вооруженных сил. Правда, при этом за каждый год обучения в дальнейшем необходимо прослужить в армии два года. Достаточно мощный аппарат морально-психологической подготовки позволяет органично и целенаправленно развивать у военнослужащих такие качества, как патриотизм, дисциплинированность, добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей.

55.85MB | MySQL:105 | 0,471sec