Опрос Фонда Карнеги о перспективах «арабской весны-2020». Часть 2

Ближневосточный Центр Карнеги задал экспертам, представляющим аналитические центры разных стран мира, вопрос о перспективах продолжения в 2020 году событий, расцениваемых как новая «арабская весна». Большинство опрошенных специалистов считает, что «арабская весна» продолжается, но с некоторыми особенностями и с учетом опыта протестов и восстаний, начавшихся десять лет назад.

Профессор современной истории Ближнего Востока при Оксфордском университете Юджин Роган выделяет три модели «арабской весны» в 2011 году. По его мнению,  республики были ближе всего к достижению целей «арабской весны», а монархиям за исключением Бахрейна удалось оказать успешное сопротивление народным восстаниям. Третью модель представляют собой те государства, в чьей недавней истории еще до событий «арабской весны» проходили гражданские войны. В таких странах в 2011 году массовые выступления так и не начались, потому что народ колебался. Теперь же, по мнению профессора Рогана, население этих стран полно решимости. Хотя в Судане, Алжире, Ливане и Ираке прекрасно знают цену гражданских конфликтов и беспорядков, недовольство коррупцией и неравенством достигло критической точки.

По словам эксперта, в ходе новой «арабской весны» жители таких стран требуют от правительств не абстрактной «демократии», а конкретной ответственности власти перед народом и социальной справедливости. «Они отвергают самодержавие и автократию и при этом последовательны и удивительно мужественны в попытках добиться реализации своих законных требований», — говорит Юджин Роган. – «Можно надеяться, что арабские народы усвоили уроки 2011 года и не повторят ошибок, из-за которых контрреволюционные силы смогли свести на нет многие достижения народного восстания». Профессор Роган говорит, что арабский мир уже переживает «тектонические» изменения, но при этом предполагает, что общество не прекратит бросать вызов установившемуся на Ближнем Востоке порядку и в ближайшем десятилетии.

Амр Хамзави, научный сотрудник Центра Института международных исследований им. Фримена Спогли, также считает, что противостояние народа и власти в странах Ближнего Востока продолжится и после 2020 года. Как и многие другие эксперты, А.Хамзави утверждает, что требование политических перемен в условиях новой «арабской весны» напрямую связано с экономическими трудностями на Ближнем Востоке. Не менее важной причиной восстаний этого года эксперт считает осознание массами необходимости победы над политическим сектантством среди власть имущих, недовольство крайне высоким уровнем коррупции, пребыванием у власти некомпетентных в экономических вопросах военных, а также низкое качество предоставляемых государством населению услуг. Хамзави полагает, что в таких условиях население уже не пойдет на сделку со своими «несправедливыми автократическими правительствами» и не обменяет доступ к продовольствию и сомнительный уровень безопасности на полную подчиненность этим правительствам, как было в конце первой волны «арабской весны».

Для Амель Бубекёр, преподавателя парижской Высшей школы социальных наук и специалиста по политике стран Союза арабского Магриба, так называемая «арабская весна 2.0» является продолжением длительного исторического накопления методов противодействия авторитарным режимам, выживающим только благодаря проведению фиктивных выборов и перераспределению ресурсов в политике клиентелизма. А.Бубекёр считает, что события «арабской весны» в начале второго десятилетия XXI века не были попыткой немедленного избавления от диктаторов и стремительной демократизации, а стали выражением многолетних усилий народов Ближнего Востока и Северной Африки по преобразованию системы контроля над механизмами политического, экономического и общественного управления в регионе. Амель Бубекёр полагает, что в грядущем десятилетии арабские народы будут продолжать пытаться отстранить правящую элиту от управления государствами и превратить пока еще нечеткие договоренности между властью и народом о формальном и неформальном использовании государственных ресурсов в конкретные правила.

По мнению эксперта, народы арабских республик будут пытаться разнообразными способами оказывать давление на военных или религиозных лидеров и их «марионеточных» президентов, чтобы добиться отстранения их от власти. В арабских монархиях люди будут требовать от королей, эмиров и наследных принцев выступать по отношению к населению в качестве «справедливых арбитров» при осуществлении гражданского правосудия и прекратить участие в подпольных политических и экономических играх, идущих в разрез с интересами народа. Наконец, в независимости от формы правления люди будут добиваться создания новых схем переговоров между народом и властью, а также требовать формирования новых оппозиционных партий взамен старых, не имеющих представления об интересах масс, а значит, укрепляющих главенствующую роль правящей элиты. Главным экономическим требованием протестующих, по мнению А.Бубекёр, будет являться развитие в странах региона производственной экономики и отказ от существующих экономических практик несущих выгоду только монополиям и правящим элитам.

По мнению эксперта, формальные средства политической борьбы – система парламентских партий и избирательных процессов – останутся коррумпированными и продолжат находиться под управлением элит, а значит, и в будущем десятилетии арабские народы продолжат оказывать давление на власть имущих посредством несанкционированных массовых протестов.

Интиссар Факир, сотрудник Ближневосточного Центра Карнеги и редактор газеты «Сада» (Sada), видит в пересмотре отношений граждан и структур управления не региональные, а глобальные черты. По мнению эксперта, новая «арабская весна» – это часть всемирного процесса пересмотра установившегося статуса-кво, переосмысления политических систем и распространения протестных движений. Проблемами арабских стран, которые будут обострять противоречия между народом и властью в новом десятилетии, по мнению эксперта, являются политическое сектантство и огромная роль личности лидеров, не готовых идти по конструктивному пути, но предпочитающих решать проблемы путем насильственным.

Таким образом, все опрошенные Ближневосточным Центром Карнеги эксперты считают, что «арабская весна» продолжится в третьем десятилетии XXI века. Специалисты сходятся во мнении, что движущей силой новых народных выступлений и протестов является неблагополучная экономическая ситуация, преодолению которой мешают неэффективное управление государством, вмешательство в политическую деятельность военных или духовенства, коррупция и клиентелизм в политике. В качестве общих тенденций новой волны «арабской весны» эксперты выделяют стремление народных масс добиться более глубоких преобразований политической системы и общественно-политического устройства, большее по сравнению с событиями 2011-2013 годов единство среди протестующих и недоверие протестующих к существующей оппозиции.

52.3MB | MySQL:105 | 0,625sec