Самолет ДРЛОиУ ZDK-03 как пример стратегического партнерства между КНР и Пакистаном

Как известно в 2005 г. официальный Пекин и Исламабад подписали соглашение об установлении «отношений всепогодного стратегического партнерства», в рамках которого было предусмотрено расширение военно-технического сотрудничества в области ведения разведки и сбора данных национальными ВВС. Во исполнение соответствующих поручений военно-политического руководства КНР конструкторы 14-ого и 38-ого НИИ китайской корпорации электронных технологий приступили к созданию  самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) на базе турбовинтового среднего транспортного самолета «Юнь-8F-400» (по другим данным «Юнь-8F-600»). Представляется возможным выделить несколько факторов, оказавших влияние на создание самолета ДРЛОиУ для ВВС Пакистана, которому присвоено условное обозначение ZDK-03 «Каракорумский орел».

«Израильский фактор»

Следует отметить, что китайские специалисты разрабатывали самолет ДРЛОиУ для ВВС Пакистана с учетом информации, которая была получена в ходе выполнения научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы под обозначением «Кунцзин-2000». В рамках данной работы китайские конструкторы и инженеры использовали информацию, полученную в рамках контракта с израильской компанией Elta (структурное подразделение корпорации IAI), сотрудники которой разработали такой известный самолет раннего воздушного предупреждения и контроля воздушного пространства  как «Фэлкон».

В качестве базовой платформы для «Фэлкон» израильские конструкторы использовали «Боинг-707», в носовой части которого в сферическом обтекателе установили радиолокационную станцию широкого обзора EL/M-2075. Известно, что рассматриваемую РЛС можно было размещать на «Боинг-767 и 747».

РЛС EL/M-2075 позволяла обнаруживать  до 100 (по другим данным не более 60) воздушных/надводных целей одновременно на дальности до 370 км и сопровождать около 20 из них. По данным некоторых источников, РЛС EL/M-2075 позволяла, как наблюдать за воздушным пространством, так и обеспечивала выработку данных наведения для 12 самолетов оперативно-тактической авиации без привлечения наземных пунктов управления и их вычислительных систем, что серьезно повышало эффективность действий авиации в целом. Китайские специалисты отмечают, что по некоторым параметрам израильский «Фэлкон» превосходил даже знаменитый самолет ДРЛОиУ Е-3 AWACS  ВВС США.

На следующем этапе развития РЛС израильские конструкторы создали более совершенную станцию под обозначением EL/M-2090. Данная станция размещена в плоском сферическом обтекателе самолета дальнего радиолокационного дозора и наведения (ДРДиН) A-50EI ВВС Индии, который был создан при совместных усилиях российских, индийских и израильских специалистов на базе тяжелого транспортного самолета Ил-76. Стоимость трех таких самолетов составила 1 млрд.долл.США.

Следует отметить, что в 90-е гг. прошлого столетия ВВС НОАК также приобрели четыре самолета ДРДиН А-50Н российского производства, однако несовершенство его элементной базы натолкнуло военно-политическое руководство КНР на сотрудничество с израильской компанией Elta, специалисты которой адаптировали оборудование РЛС EL/M-2075.

По данным китайских источников, окончательную настройку и тестирование станции специалисты ОПК КНР и ВВС НОАК выполняли самостоятельно, поскольку на финальной стадии реализации китайско-израильского контракта (в декабре 2001 г.) вмешался Вашингтон. Военно-политическое руководство США потребовало от израильской стороны прекращения всех военно-технических контактов с КНР, что конечно негативно повлияло на процесс реализации нескольких важных контрактов, которые позволяли израильским предприятия ОПК зарабатывать дополнительные средства, необходимые для дальнейшего развития собственного производства.

Следует отметить, что с середины 90-х гг. прошлого столетия китайские и израильские специалисты совместно работали по таким направлениям как:

– радиолокационные станции с фазированными антенными решетками;

– системы опознавания «свой-чужой»;

– комплексы радиоэлектронного подавления ПВО;

– системы радиотехнической и радиоэлектронной разведки;

– аппаратура обеспечения межвидовой связи.

«Шведский фактор»

Как известно, пакистанская военная разведка пристально наблюдает за действиями военно-политического руководства Индии и особое внимание обращает на любые разработки и программы, проводимые в интересах индийских ВВС. Очевидно, что медленная и сложная реализация проекта cамолета ДРДиН А-50EI (в период с 10.2003 по 08.20010) «сыграла на руку» официальному Исламабаду.

Пакистанские военные уже в 2004 г. смогли подписать контракт стоимостью 170 млн.долл.США со шведской компанией SAAB на поставку пяти самолетов ДРДиН, оснащенных РЛС PS-890. Самолету было присвоено обозначение SAAB-2000. Первый самолет был передан ВВС Пакистана в декабре 2009 г.

К слабым местам шведского самолета отнесем отсутствие оборудования для дозаправки в воздухе,  наличие «слепых зон» у РЛС, отсутствие возможности прямой передачи информации на самолеты оперативно-тактической авиации. Данные обстоятельства привели к росту расходов на обслуживание самолета, которому было необходимо выполнять посадку на аэродроме базирования для дозаправки.

Кроме того, наличие «слепых зон»  требовало активного маневрирования для того, чтобы РЛС могла полноценно просматривать воздушный район. Невозможность прямой передачи данных на истребители приводила к увеличению времени на принятие решения к действию и снижала эффективность ВВС в целом.

Содействие ОПК КНР

В таких условиях официальный Исламабад обратился к китайским партнерам за помощью в вопросе создания воздушных сил разведки и наблюдения. Известно, что китайские разработчики крупноразмерных РЛС еще в 1993 г. начали разработку цифровых станций, а в 1998 г. были изготовлены первые четыре приемника-передатчика для фазированной антенной решетки.

В сентябре 2000 г. были проведены испытания восьми элементов, которые позволили обнаружить самолет и автомобиль на дальности менее 10 км. Спустя четыре года были проведены испытания РЛС в составе 64 приемо-передатчиков, работающих в S-диапазоне, которые позволили одновременно наблюдать и сопровождать 20 воздушных целей. В 2005 г. была собрана первая РЛС из 512 элементов, которая позволила уверенно сопровождать до 100 воздушных объектов на дальности более 100 км.

Конченый продукт рассмотренных работ – это  РЛС кругового обзора   H/LJG-346, скорость вращения антенны составляет 6 оборотов в минуту. Максимальная дальность обнаружения воздушной цели составляет 370 км.

Данная РЛС позволяет обнаруживать авиационные средства поражения – управляемые ракеты классов «воздух-воздух», «воздух-поверхность», крылатые и противокорабельные ракеты, оперенные планирующие бомбы, беспилотные летательные аппараты и надводные движущиеся цели. В дополнение к вышесказанному отметим, что китайские авиастроители в течение 20 месяцев выполнили весь комплекс работ по внедрению и проверке безопасности, надежности и эффективности работы рассматриваемой РЛС на самолете «Юнь-8F-400».

Подводя итог вышесказанному, отметим, что самолет ДРЛОиУ ZDK-03 оснащен аппаратурой шифрованной цифровой связи Link-17, которая обеспечивает высокоскоростную передачу данных, как на наземные пункты управления ПВО, так и на истребителиJF-17 Block III. Фактически, благодаря китайским партнерам ВВС Пакистана располагают системой управления действиями авиации, которая независима от западного оборудования.

62.95MB | MySQL:105 | 0,967sec