О перспективах китайско-израильского сотрудничества в связи с заявлениями президента США Д.Трампа

Во вторник американский президент Д.Трамп, находясь в Лондоне, сообщил, что,  на его взгляд, целесообразнее было бы перенести подписание первой части торгового соглашения с КНР до президентских выборов 2020 г., т.е. сроком на год, в то время как ранее прогресс в отношениях Пекина и Вашингтона ожидался уже в текущем месяце. При этом лидер Соединенных Штатов подчеркнул, что «у него нет дедлайнов», а вот Китай стремится, цитируя президента, «заключить сделку сейчас, и мы посмотрим, будет ли сделка правильной». Днем ранее Пекин ввел ограничения для нескольких американских НПО, включая Human Rights Watch, поскольку они, согласно комментариям представителей МИД КНР, помогают «антикитайским силам в создании хаоса в Гонконге».

Приведенные события свидетельствуют, что борьба Пекина и Вашингтона продолжается, а значит вовлеченные в нее государства, в том числе и Израиль, по-прежнему будут испытывать на себе негативное влияние этого противоборства. В этой связи интересно обратить внимание на новые оценки перспектив китайско-израильского взаимодействия, которые существуют в текущих условиях. А характеризуются они, напомним, стремлением Иерусалима сохранить отношения с Пекином, не нарушив при этом особых отношений с  главным партнером Израиля на международной арене – США.

На официальном уровне представители Китая стараются показать израильской аудитории общность проблем двух государств, причем делают это с весьма интересного ракурса. Так, посол Китая в Израиле Чжан Юнсинь заявил в ходе четвертой конференции по китайско-израильским отношениям, состоявшейся в Герцлии в ноябре, что «антисемитская и антикитайская доктрины имеют общие основы». Под этим он подразумевал, что боязнь Китая и его влияния, по сути, базируется на схожих предрассудках, что и ненависть к евреям. Таким образом, судя по всему, дипломат пытался подчеркнуть, что дружественные отношения между государствами имеют под собой прочную базу, затрагивающую не только перспективность совместных проектов в области экономики и инноваций. Причем этот ход довольно типичен для израильской дипломатии, старающейся подчеркивать общность не только современных государств, но и исторические связи народов. Вместе с тем с точки зрения Иерусалима вопросы антисемитизма все же выводятся в иную плоскость, где сравнения зачастую неуместны.

О том, что при дальнейшем усилении американо-китайских противоречий Израиль сделает выбор в пользу США на уровне экспертного сообщества никто не сомневается. Подобный прогноз был сделан давно и фактически не претерпел изменений, которые ожидались в том числе и из-за корректировки позиции Канады. Так, основатель и исполнительный директор НКО SIGNAL (Sino-Israel Global Network & Academic Leadership) К.Витте отметила: «израильская общественность единодушна в том, что, если придется выбирать между ними ( США и КНР — авт.), то США – союзник Израиля».

Аналогичное мнение на днях высказал гонконгский бизнесмен, глава компании Hang Lung Group Limited Ронни Чан, посетивший в понедельник конференцию представителей предпринимательского сообщества GoForIsrael, организованную в Тель-Авиве. С его точки зрения, у Израиля, как, к примеру, и у Германии, нет другого выбора, кроме как встать на сторону США. При этом Иерусалим вынужден руководствоваться тем, что Р. Чан называет «экзистенциальными причинами». Впрочем, такой сценарий развития событий бизнесмена вовсе не пугает, равно как не должен настораживать и весь Китай. По его мнению, в некоторой степени это даже хорошо, поскольку более четкое разделение на два лагеря сдержит глобализацию. Объяснение, почему такие процессы хороши для Пекина, просты и заключаются в том, что Китай автоматически сможет заполнить ниши, которые будут вынуждены покинуть американские союзники.

Таким образом, не исключен рост конкуренции в ряде секторов уже между Израилем и КНР. Однако Иерусалим главным образом волнует, как кажется, не это. Так, первая часть упомянутой выше американо-китайской сделки должна была привести к повышению закупок КНР сельхозпродукции из США. Для Д.Трампа это важно, поскольку перед выборами ему необходимо обеспечить себе поддержку электората, для которого приоритетной традиционно считается внутриполитическая ситуация и социально-экономическое развитие. Соответственно, одна из ставок делается на фермеров. И здесь для Израиля, с которым Соединенные Штаты также хотят модернизировать торговые соглашения именно в части продукции сельского хозяйства, есть две ловушки. С одной стороны, Иерусалим может стать альтернативой в том случае, если договориться с Пекином у Вашингтона не получится. С другой стороны, если на американо-китайском треке начнется прогресс, под его влиянием Соединенные Штаты могут продолжить волну модернизаций торговых сделок, распространив ее на Израиль.

Вместе с тем в требованиях Д.Трампа к Китаю для израильской стороны есть еще один важный компонент – защита интеллектуальной собственности, на ужесточении которой также настаивает Вашингтон. В условиях ослабления американо-китайских разногласий прогресс в данной сфере позитивно сказался бы на взаимодействии Иерусалима с Пекином, где перспективными считаются высокие технологии.

Таким образом, в краткосрочной перспективе динамика американо-китайских противоречий будет иметь скорее негативное воздействие на Израиль, причем касается это не только эффекта, создаваемого самой торговой войной, но и опасений Иерусалима относительно возможностей ужесточения торговой политики Д.Трампа в адрес ближневосточного партнера. С другой стороны, технологический прогресс Китая в сочетании с риском роста конкуренции на рынке подталкивают Израиль к продолжению кооперации с КНР при попытке учесть интересы США. При этом вопрос о защите интеллектуальной собственности, чувствительный для Израиля, может стать наряду с обозначенными ранее рисками в сфере стратегической инфраструктуры дополнительным аргументом при частичном сдерживании контактов с КНР под воздействием США.

62.81MB | MySQL:102 | 0,565sec