Президент Туниса З.А. бен Али: 20 лет у власти

Современный этап развития Туниса начался 7 ноября 1987 г. с приходом к власти З.А. бен Али. Новый президент быстро зарекомендовал себя как государственный деятель, которому свойственны патриотизм, не переходящий в национализм и ксенофобию, способность к стратегическому видению, продуманная реализация принятых решений. За время его правления, отмечает Л.М. Садовская, в Тунисе возник «новый политический климат.., /который/ породил у людей реальное ощущение причастности к судьбе страны, деятельного участия в процессах обновления» [1]. К 1989 г. была разработана «Новая стратегия» развития, нацеленная на создание современной, ориентированной на экспорт экономики, основанной на свободном предпринимательстве и способной адаптироваться к требованиям, предъявляемым процессами ассоциации Туниса с Европейским союзом. Принимались продуманные меры государственного регулирования и экономического стимулирования, государство играло существенную роль в развитии ключевых отраслей народного хозяйства. Был обеспечен стабильный прирост валового внутреннего продукта, составлявший в 2003-2006 гг. 5,0-5,5% ежегодно, в то время как на 2008 г. запланирован экономический рост в 6,1%. [2]. Доход на душу населения достиг 2890 долл. [3].

Хозяйственная политика придерживающегося социал-демократических взглядов тунисского руководства носит четко выраженный социальный характер. В два раза сократилось число обитателей трущоб [4]. Сформировался средний класс, составляющий сейчас 80% населения страны [5]. Современный Тунис, констатируют Р.Г. Абдулатипов и С.А. Воробьев, превратился в динамично развивающееся государство с одним из самых высоких в Африке уровнем жизни [6].

Все это было достигнуто благодаря не инъекциям нефтедолларов, а продуманной экономической стратегии (как неоднократно говорили автору тунисцы, они считают великим благом, что их страна не относится к числу нефтедобывающих и они должны полагаться на свои собственные силы). Еще в 80-е гг. в Тунисе была сделана ставка на «инвестиции в людей» (образованный человек приносит обществу в 8 раз больший доход, чем необразованный). Принципиальное значение имело появление многочисленного, обладающего достаточно высокой покупательной способностью среднего класса, что привело к образованию относительно емкого внутреннего рынка, а это в свою очередь дало мощный импульс развитию производства. Не менее важен был правильный выбор приоритетов. «Новая стратегия» предусматривала в качестве основных задач поэтапную приватизацию, стимулирование инвестиций, в том числе путем придания гибкого характера налоговому законодательству, поддержку ориентированного на экспорт производства и создание новых рабочих мест. Сейчас к первоочередным целям добавились внедрение информационных технологий, наращивание темпов роста производства в обрабатывающей промышленности, прежде всего текстильной, укрепление сельскохозяйственного и туристического секторов, поощрение мелких производителей.

Вместе с тем серьезными проблемами остаются разделение народного хозяйства на «сферы влияния» между несколькими семейными кланами, что, препятствуя свободе конкуренции, сдерживает развитие экономики, и высокий уровень безработицы, сокращающейся, несмотря на все усилия правительства, крайне медленно – с 16% в 1994 г. до 14% в 2007 г. [7].

Политическая программа З.А. бен Али нацелена на формирование системы, основанной на принципах плюрализма. После его прихода к власти было отменено пожизненное президентство, осуществлен переход к многопартийности и альтернативным президентским выборам, за оппозицией закреплена минимальная квота представительства в палате депутатов (20% мест), реформирована правящая Социалистическая дустуровская партия (которая была преобразована в Демократическое конституционное объединение), за счет налаживания сотрудничества с рядом недустуровских партий и организаций расширена социальная база режима [8]. В 1988 г. был принят Национальный пакт – своего рода кодекс поведения руководства страны, партий, профсоюзов и общественных организаций, который декларировал защиту прав человека, свободу политических организаций и собраний при отказе от экстремизма и насилия и был направлен на достижение национального примирения.

В Западной Европе тунисского руководителя нередко обвиняют в авторитаризме и нарушении демократических норм. При этом ссылаются на внесение изменений в Конституцию, позволивших З.А. бен Али быть в очередной раз переизбранным в 2004 г. большинством в 95% голосов, лишение альтернативных кандидатов на президентских выборах доступа к средствам массовой информации, отсутствие свободы печати, аресты политических противников (в стране насчитываются несколько сот политзаключенных, задержанных в основном по подозрению в связях с экстремистскими организациями), преследования правозащитников и т.п. [9]. Основания для такого рода упреков действительно имеются. Вместе с тем не следует упускать из виду, что хотя часть тунисской крупной и средней буржуазии, средних слоев, интеллигенции выступает за немедленную политическую либерализацию, большинство населения в стране, где до сих пор сильны патерналистские традиции, а гражданское общество только начинает формироваться, к ней не готово. С учетом этого форсированная демократизация была бы чревата нарастанием центробежных тенденций в общественно-политической жизни [10]. На Западе, отмечает тунисский политолог М. Шарфи, демократия существует уже 100-200 лет, и там глубоко укоренились традиции политического плюрализма. Исламские же страны находятся только в начале пути, и демократия там нуждается как в поощрении, так и в защите. Иначе, подчеркивает он, ею воспользуются фундаменталисты, чтобы, прорвавшись к власти, установить теократическую диктатуру [11].

Исламистская угроза Тунису, действительно, была в свое время достаточно ощутимой. На парламентских выборах 1989 г. оппозиция, представленная в основном интегристами, набрала 10% голосов [12]. Воспользовавшись этим, ведущая исламистская партия «Ан-Нахда» потребовала легализации, а получив отказ, прибегла к провоцированию беспорядков и террору. На насилие власти ответили репрессиями, приведшими к разгрому экстремистов.

За этим последовало принятие комплексных мер, позволивших существенно снизить уровень интегристской опасности [13]. Значительное внимание было уделено искоренению порождающих исламизм экономических и социальных причин (сокращение числа лиц, живущих в бедности и нищете, рост благосостояния среднего класса, приоритетное внимание развитию отсталых районов юга, служивших оплотом для интегристов). Принятыми 3 мая 1988 г. Основным законом о политических партиях и 24 мая 1988 г. Законом о политических партиях было запрещено их создание на религиозной основе [14]. Большое значение имели шаги по закреплению эмансипации женщин, которым еще в 1956 г. было предоставлено беспрецедентное – по меркам мусульманских стран – равноправие. В 1992 г. парламент одобрил законы, в соответствии с которыми насилие в семье над женщинами стало рассматриваться как уголовное преступление, девушки приобрели право получать загранпаспорт без согласия отца, государству вменялось в обязанность помогать разведенным женщинам получать алименты [15]. Были приняты эффективные меры по деисламизации образования, поскольку, как полагают в Тунисе, «именно школа порождает фундаментализм или способствует его распространению» [16].

Тем не менее полностью покончить с терроризмом не удалось. В 2002 г. «Аль-Каидой» был организован взрыв у синагоги Гриба на Джербе, приведший к гибели 19 человек [17]. В конце 2006 — начале 2007 г. в Тунисе произошли столкновения между силами правопорядка и «группой салафитов», в ходе которых были убиты 12 и взяты в плен 15 боевиков [18]. Экстремисты остаются, таким образом, в состоянии время от времени совершать отдельные акции. И хотя возрождение массового интегристского движения в Тунисе в нынешних условиях невозможно, исламисты по-прежнему располагают определенной социальной базой в лице прежде всего не имеющих работы выпускников вузов и профессионально-технических училищ, составляющих 57% общего числа безработных [19].

Во внешней политике тунисское руководство особое внимание уделяет европейскому и евро-средиземноморскому направлениям. Заключивший с ЕС Соглашение об ассоциации, Тунис стремится стать частью расширенного европейского пространства. Понимая, что следовать курсу на сближение с Европой целесообразнее не в одиночку, а совместно с другими странами региона, тунисцы стремятся реанимировать Союз арабского Магриба, пытаясь содействовать нормализации мароккано-алжирских отношений и восстановлению климата доверия между государствами Северо-Западной Африки [20].

В Тунисе позитивно оценивают рост внимания России к арабскому миру, считая, что ее присутствие придает более сбалансированный характер взаимоотношениям внерегиональных держав в Магрибе и на Ближнем Востоке. Между двумя странами поддерживаются активные политические контакты. РФ и Тунис выступают с близких или совпадающих позиций по ближневосточной и иракской проблемам, за примат международного права в системе межгосударственных отношений и закрепление за Организацией Объединенных Наций центральной роли в мировых делах.

В то же время уровень торгово-экономического сотрудничества продолжает оставаться низким. Это, похоже, во многом объясняется недостаточной информированностью российского делового сообщества о Тунисе, в том числе об инвестиционном климате в этой стране. Еще в 90-е гг. Тунис занял — наряду с Дубаем — ведущее место среди арабских государств в сфере поощрения капиталовложений и облегчения соответствующих юридических процедур. Агентством по стимулированию иностранных инвестиций введен режим «одного окошка», позволяющий завершить работу по оформлению необходимой документации в течение двух недель [21]. Вместо нескольких нормативных актов, действовавших в отдельных секторах экономики, введен Единый инвестиционный кодекс. Капиталовложения можно осуществлять как в оффшорные зоны, так и в экономику собственно Туниса. Возможно создание совместных двусторонних либо многосторонних (с привлечением капитала третьих стран) компаний. Ассоциация с ЕС и участие в ряде соглашений о зонах свободной торговли открывают возможности для экспорта производимой в Тунисе продукции в Европу и государства региона. Страна располагает квалифицированной и при этом относительно дешевой рабочей силой, развитой компьютерной сетью, надежной банковской системой.

В целом, можно констатировать, что за 20 лет пребывания у власти З.А. бен Али это небольшое и к тому же не обладающее значительными запасами полезных ископаемых государство сумело успешно вписаться в процессы модернизации, обеспечить устойчивые темпы роста ВВП и внутреннюю стабильность, проводить эффективную внешнюю политику. Как представляется, тунисский опыт, особенно социально ориентированного развития, а также искоренения религиозного экстремизма, заслуживает того, чтобы присмотреться к нему более внимательно.

1. Л.М. Садовская. Политический портрет Зин аль-Абидин бен Али // Современные африканские лидеры. М., 2001, с. 66.

2. http://en.wikipedia.org/wiki/Zine_El_Abidine_Ben_Ali; http://fr.wikipedia.org/wiki/Zine_el-Abidine_Ben_Ali.

3. http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/newsid_2623000/2623561.stm.

4. Ibidem.

5. А.Б. Борисов. Исламизм в странах Магриба: Причины и последствия распространения // Восток/Oriens, 2004, № 6, с. 122.

6. Р.Г. Абдулатипов, С.А. Воробьев. Очерки практической арабистики. М., 2006, с.269.

7. http://fr.wikipedia.org/wiki/Zine_el-Abidine_Ben_Ali.

8. Ibidem.

9. Ibidem; http://news.bbc.co.uk/hi/russian/in_depth/newsid_2623000/2623561.stm.

10. Г.И. Гучетль. Демократизация в арабском мире: опыт Туниса и Сирии. М., 1999.

11. М.аш-Шарфи. Аль-Ислам ва-ль-хуррийя. Аль-Ильтибас ат-тарихи. Тунис, 2002, 150-151.

12. http://fr.wikipedia.org/wiki/Zine_el-Abidine_Ben_Ali.

13. А.Б. Борисов. Современные исламистские течения: Цели, стратегия, тактика // Азия и Африка сегодня, 1997, № 10, с.45.

14. Хукук аль-инсан фи Тунис. Ат-Такрир аль-ватани. 1993-1994. Тунис, б/г, с. 135, 145.

15. К.Капитонов. Человек обновления. – http://www.peoples.ru/state/king/tunicia/ben_ali.

16. М.аш-Шарфи. Аль-Ислам ва-ль-хуррийя…, с.196.

17. Аш-Шарк аль-Аусат, 05.05.2002.

18. А.Б. Подцероб. Тунис – новая цель исламистов? – www.iimes.ru.

19. А.Б. Борисов. Исламизм в странах Магриба… // Восток/Oriens, 2004, № 6, с.124.

20. И.М.Мохова. Западное Средиземноморье: Проблемы интеграции. М., 2005, с.65-66.

21. Л.Н.Руденко. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в арабские страны в условиях глобализации. М., 2006, с.73.

52.28MB | MySQL:103 | 0,485sec