О перспективах нормализации отношений Израиля и Марокко

Госсекретарь США М.Помпео, на текущей неделе прибывший в Марокко с визитом, как предположили израильские СМИ, в числе прочего решал задачу сближения Иерусалима и Рабата. По данным 12-го канала израильского телевидения, об этом премьер-министр Б.Нетаньяху и М.Помпео условились на состоявшейся ранее встрече в Португалии. Причем потепление контактов двух стратегически значимых для американской администрации государств было вписано в контекст сложной внутриполитической ситуации в Израиле как очередной элемент американской поддержки лидера Ликуда.

Из-за распространившихся слухов, как стало известно в пятницу, король Марокко якобы вовсе отказался от встречи с М.Помпео, поскольку тот, согласно комментариям в прессе, явно продвигает израильские интересы в ущерб королевству. При этом как отмечают израильские газеты со ссылкой на неназванные источники в американской администрации, подобных целей у Вашингтона нет, а сами СМИ ближневосточной страны делают информационные вбросы, пользующиеся популярностью ввиду ситуации после выборов. Цитируя упомянутый американский источник, интересно обратить внимание на словосочетание «израильская утечка», которое прежде не имело негативной коннотации, а наоборот, даже способствовало поддержанию не только слухов о готовящейся эволюции взаимодействия Иерусалима с умеренными ближневосточными лидерами, но и политики Вашингтона, декларирующего необходимость достижения широкого регионального мира Израиля с соседями. Таким образом, не исключено, что желание откреститься от этой «утечки» может объясняться не тем, что таких переговоров не было, а сбоем ранее работавшей тактики.

Справедливости ради, стоит все же отметить, что и без участия израильских политиков в распространении данной новости также не обошлось. Так, министр иностранных дел Израиля И.Кац ранее заявил, что представительство страны в США продвигает нормализацию с несколькими странами, включая Марокко, прибегая к содействию США. Кроме того, по некоторым сведениям вопрос обсуждался на серии недавних встреч заместителя советника президента США по национальной безопасности В.Коутс с представителями Марокко и Израиля. Также в процесс нормализации вовлечены ОАЭ, Бахрейн и Оман.

По имеющимся данным, обсуждение данной темы вписано в общую работу над т.н. оборонительным пактом Израиля и умеренных стран в регионе, который ранее анонсировал тот же И.Кац. Более того, израильские источники склоняются к тому, что ставка на Марокко была сделана именно с подачи США, где посчитали шансы на продвижение отношений более высокими. Приоритетом при этом должно было стать экономическое сотрудничество и открытие соответствующих миссий, которые, не исключено, могли бы в будущем эволюционировать в полноценное дипломатическое представительство. Эта мысль также вполне вписывается в методы работы израильской дипломатии, где и начало работы любых представительств в Иерусалиме трактуется через призму первого шага к переносу посольств в действительную столицу государства.

Не исключено, что на позицию Рабата оказала влияние антиизраильская линия нового президента Туниса. Так, в ноябре в страну прибыл новый марокканский посол Х.Тарик. Вручая верительные грамоты, он отметил, что отношения государств основаны на «истинной близости», базирующейся на сходстве экономик, культур и общественной жизни. Кроме того, дипломат сообщил, что стороны намерены способствовать продвижению отношений, достижению единообразия внешнеполитического курса, что, в свою очередь,  позволило бы построить то, что Х.Тарик охарактеризовал как «большой Магриб».

С другой стороны, негативно на отношениях государств может отразиться заявление для тунисских независимых СМИ, прозвучавшее из уст бывшего сотрудника спецслужб Марокко Х.Бушти, по информации которого марокканцы могли оказывать некую поддержку группировкам, готовившим теракты в Тунисе, среди которых атака на Национальный музей Бардо в столице и гостиницу в городе Сус. Верить или нет бывшему агенту, находящемуся сейчас в Европе и неоднократно критиковавшему власть в Марокко, за что он ею и преследовался, вопрос открытый. Однако в текущих условиях следует обратить внимание на его аргументы, где мотивацию  Марокко он объяснил намерением подорвать туристическую отрасль Туниса. А именно с последней сейчас внутри Туниса связаны дебаты об отношениях с Израилем и роли в их нормализации, которую мог сыграть министр туризма страны. Поскольку в Тунисе скептически настроены к представленной информации о Марокко, кризис из нее может не развиться, но для сдерживания негативных последствий шпионский скандал с «израильским следом» явно не нужен.

В целом разговор о потеплении отношений Израиля с региональными государствами – это действительно один из стратегических активов Б.Нетаньяху, безусловно, добавляющих ему козырей. Вместе с тем, если бы он полагал, что именно этот компонент способен принести ему победу во внутриполитической битве с Б.Ганцем, но не передал бы вопрос в руки И.Каца, а ведь именно он после вступления в должность главы МИД, которую премьер-министр долгое время замещал сам, стал курировать данное направление. Более того, если именно продвижение контактов с соседями способствует политическому успеху, то Б.Нетаньяху, опасающийся праймериз в партии Ликуд, фактически передал козырь потенциальному конкуренту.

Также довольно сомнительно и то, что США всерьез могли надеяться на скорый знаковый прорыв в отношениях своего главного ближневосточного партнера с Марокко. Можно согласиться с тем, что вопрос действительно обсуждался. Не исключено, что это имело и определенный позитивный эффект, о чем свидетельствуют сдержанные комментарии МИД Марокко об отказе короля от встречи с М.Помпео, но сделано все это было в неудачное время. Кроме того, свою роль играет и политика Израиля в том, что касается отстаивания прав восточных евреев, покинувших страны рождения под давлением в противовес призывам соблюдать права наследственных палестинских беженцев. Как кажется, это пока исключительно израильский проект, до конца не скоординированный с американской администрацией. А потому решение этой задачи может вступать в противоречия с политикой Вашингтона, который готов способствовать защите израильских интересов, но, как минимум на текущем этапе, сосредоточен на политической сфере, а не на исторических претензиях, которые команда переговорщиков из США в целом хотела бы максимально исключить из повестки дня.

52.23MB | MySQL:103 | 0,584sec