Деятельность турецкой религиозной секты «Нурджулар»

Турецкая религиозная секта «Нурджулар» основана после Первой мировой войны муллой, курдом по национальности, Саидом Нурси, проповедовавшим установление в Турции шариатского правления. После развала Османской империи и прихода к власти в 1920-х годах светского правительства М.К. Ататюрка деятельность религиозных орденов была запрещена. Действия С. Нурси по пропаганде радикального ислама и созданию законспирированных по суфийскому образцу религиозных ячеек «учеников» шли вразрез с новыми законами, поэтому на протяжении всей жизни он преследовался властями — более 23 лет провел в тюрьмах и ссылках, умер в марте 1960 г. Прокуратурой Турции неоднократно инициировались судебные иски о запрете книг С. Нурси и привлечении его к уголовной ответственности.

После смерти С. Нурси его ближайшими учениками в городах Турции были организованы курсы по изучению собрания его сочинений «Рисале-и Нур», которые переписывались от руки. Выделилось порядка шести идентичных, структурно обособленных направлений (ветвей) секты по сетевому принципу, возглавляемых учениками С. Нурси – Мустафой Сунгуром, Мехметом Курдоглу и др. В 1950-х годах Великое национальное собрание Турции (парламент) приняло постановление о реабилитации литературного наследия С. Нурси, после чего его сочинения стали издаваться в официальных турецких издательствах и переводиться на другие языки, а движение последователей было легализовано.

В 1970 г. радикальные идеи С. Нурси по установлению шариата активно стал проповедовать имам мечети в Измире Фетхулла Гюлен Хаджи эфенди. В связи с этим он неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности. В соавторстве с другими последователями С. Нурси Ф. Гюлен издал устав «Рисале-и Нур», регламентирующий все сферы жизни адептов, необходимость применения ими мер конспирации. Активная миссионерская деятельность Ф. Гюлена послужила толчком для создания вокруг него мощной, вертикально структурированной организации его последователей, ориентированных на наследие С. Нурси и написанных самим Ф. Гюленом произведений. Модель развития ячеек «Рисале-и Нур» под его кураторством с начала 70-х годов имеет ряд характерных особенностей, не присущих прямым последователям С. Нурси. В настоящее время она возглавляется М. Сунгуром и дистанцируется от последователей Ф. Гюлена. Ей присущи четкая иерархичность, строгая дисциплина, наличие тайного устава, нацеленность на СМИ и банковские структуры.

В турецких газетах отмечается, что «звезда Гюлена» начала сиять при Тургуте Озале. При его покровительстве и поддержке были осуществлены важные капиталовложения в созданные «нурджистами» просветительские учреждения. Гюлен все более выходил на первый план как звезда делового мира и мира просвещения. Полиция не долго оставляла его без внимания. В 1971 г., будучи проповедником в одной из мечетей Измира, Фетхулла Гюлен был осужден на 3 года за деятельность, направленную на создание в Турции государства, основывающегося на религии, – речь шла об активизации ордена «Нурджу». В приговоре отмечалось, что «одной из целей «нурджизма» было показать Ататюрка молодому поколению как врага религии», создать режим, опирающийся на религию. 13 сентября 1980 г. военные предприняли попытку вновь его арестовать, но Гюлену удалось скрыться из Измира в Эрзурум.

Ф. Гюлен был упомянут в списке разыскиваемых, который был опубликован в 1985 г., уже после прихода к власти гражданского правительства Тургута Озала. Наконец, в 1986 г. Фетхулла Гюлен был задержан силами безопасности, однако по инициативе высших должностных лиц (возможно, самого Озала) был освобожден.

Результаты анализа деятельности Ф. Гюлена по материалам турецких средств массовой информации показывают резкий рост совокупного капитала его общины с середины 80-х годов. В настоящее время он составляет более 50 миллиардов долларов, что дает основание предполагать искусственное вливание денежных средств в развитие структур Ф. Гюлена, а также причастность «Нурджулар» к высокодоходным незаконным видам бизнеса (наркотрафик, торговля оружием).

Имеется информация о связях секты с фундаменталистскими центрами в Саудовской Аравии и других арабских государствах, о причастности руководства «Нурджулар» к финансированию и оказанию иной помощи бандформированиям, действующим на территории Чеченской Республики, подготовке террористов-смертников.

США и Турция рассматривают присутствие структурных звеньев «Нурджулар» в странах Евразии в качестве одного из способов усиления политического и экономического влияния Турецкой Республики в данных регионах. Лидер секты Ф. Гюлен, продолжая с 2000 г. скрываться в США, активно сотрудничает с ЦРУ, ФБР и Госдепартаментом.

Секта финансируется крупными турецкими предпринимателями, среди которых преобладают последователи идей Ф. Гюлена. Она также пользуется негласной поддержкой турецкого правительства. Денежные средства поступают как за счет пожертвований, так и от финансово-экономической деятельности принадлежащих ей различного рода фирм, банков, холдингов и т.д. «Нурджулар» хорошо обеспечена, пользуется широкой поддержкой арабского мира.

Более того, секта активно финансируется через подконтрольную торгово-промышленную компанию «Ихлас холдинг», в состав которой входит информационное агентство «Ихлас хабер ажансы» (IHA), имеющее представительство в Москве. Руководство холдинга не скрывает своих крайне правых взглядов, связей с исламскими организациями страны. Материалы о России, в особенности о ситуации в Чеченской Республике, после обработки в стамбульской редакции приобретают ярко выраженную антироссийскую направленность. Основными ретрансляторами информации IHA являются принадлежащие ей еженедельная газета «Тюркие» и телеканал TGRT. Наряду с «Нурджулар», компанией также материально поддерживалась деятельность исламской Партии добродетели и правой Партии националистического движения.

Турецкая пресса неоднократно писала о том, что «Нурджулар» уже давно олицетворяет «исламистский капитал» Турции, который составляет около 30% ее экономики. Этот капитал контролирует телеканал «Саман Йолу ТВ», издательский комплекс «Хакикат Китаб ЭВИ», ему принадлежат газеты «Сызынты», «Зафер». Секте принадлежит медиахолдинг «Заман», издающий одноименную газету. Таким образом, одной из особенностей нурджистов при распространении их идей является внимание к СМИ и сильная позиция в этой сфере.

Развитие сетевых ячеек «Нурджулар» в условиях полуподпольной работы и давления со стороны государства привело к формированию своего рода спецслужбы. Секта занимается сбором информации в политической, экономической, межконфессиональной и других сферах в регионах и государствах, где проживают тюркоязычные народы, использует методы конспирации, осуществляет внедрение и дальнейшее продвижение своих адептов в органы власти и управления как Турции, так и СНГ, в том числе России.

«Нурджулар» является многоуровневой, четко структурированной организацией. Так, структура Анкарского звена секты состоит из следующих уровней: «шогирдлар» (ученики) – «уй имамы» (пятерки) – «семт имамы» (объединение пятерок по принципу городского квартала либо учебного заведения) – «булга имамы» (руководитель районного звена). Ее деятельность носит конспиративный характер, в структуре имеется собственная служба безопасности, располагающая банком данных на всех членов движения и занимающаяся, в частности, выявлением агентуры национальных спецслужб и правоохранительных органов. Каждого нового члена инструктируют о необходимости сохранения в тайне факта своей принадлежности к секте.

В настоящее время структуры «Нурджулар» действуют в 65 странах мира. По сведениям Главного командования Вооруженных сил Турции, число их последователей достигает 4 миллионов человек.

В 1997 г. правительство М. Йылмаза приняло решение об усилении ответственности за нарушение «кодекса о ношении светской одежды и участии в происламских митингах». Ряд мусульманских орденов и происламских организаций был распущен. Действия «Нурджулар» прокуратура охарактеризовала как направленные против конституции Турции, в связи с чем в 1999 г. вынесла постановление о запрете на ее деятельность. В стране резко сократилась численность религиозных учебных заведений.

В свою очередь, в военном руководстве страны были проведены кадровые перестановки. Невзирая на ранги и звания, из состава вооруженных сил были уволены свыше 170 офицеров.

Тем не менее, несмотря на ограничения, наложенные в Турции на деятельность секты как угрожающую светским устоям государства, «Нурджулар» продолжает пользоваться негласным покровительством высоких государственных и политических деятелей Турецкой Республики. При этом, поощряя и направляя «просветительскую» деятельность секты за пределами Турции, где «движение» реализует идею тюркского превосходства и необходимости объединения исламского мира под эгидой Анкары с конечной целью создания «чистого государства» на основе «просвещенного шариата», власти Турецкой Республики одновременно преследуют цель снижения активности секты в собственной стране.

В 2000 г. федеральным прокурором страны Ф. Гюлену было предъявлено обвинение о попытках изменения конституционного строя Турции. Неоднократные апелляции (последняя в октябре 2007 г.) отклонялись из-за позиции турецкой прокуратуры.

Однако деятельность секты, осуществляемая за пределами Турецкой Республики, признана правительством страны полезной с точки зрения реализации стратегических задач Турции и доктрины пантюркизма. С приходом к власти правительства Р. Эрдогана позиции «Нурджулар» на территории стран проживания мусульманского и тюркоязычного народов значительно усилились. Внесены поправки в турецкую конституцию, на основании которых в мае 2006 г. Ф. Гюлен был частично оправдан.

Особое внимание «Нурджулар» уделяет пропаганде исламских и пантюркистских идей в различных странах путем создания подконтрольных светских и религиозных учебных заведений различного уровня. Секта уже длительное время активно «осваивает» территорию целого ряда государств Центральной Азии, Закавказья, субъектов Российской Федерации, где проживают тюркоязычные народы. Всего с начала 90-х годов миссионеры «Нурджулар» развернули за пределами Турции более 500 официально считающихся светскими учебных заведений, в которых в равной степени преподаются общеобразовательные и религиозные предметы.

Одной из особенностей движения «Нурджулар» является его активная общественная деятельность. Речь идет об учреждении образовательных заведений — лицеев, школ и колледжей не только в Турции, но и за ее пределами. Так, в России сектой было открыто более 20 учебных заведений. В настоящее время действует порядка семи татарско-турецких лицеев. В самой Турции было открыто 103 школы, 460 курсов и около 500 общежитий этой секты.

По некоторым данным, структуры Ф. Гюлена сыграли, наравне с турецким суфийским орденом «Накшибенди», большую роль в Косове, организовав в регионе через сеть созданных турецких средних и высших учебныхзаведений агрессивную панисламистскую обработку албанской молодежи в духе радикальных сепаратистских идей. Аналогичные процессы по формированию протурецки ориентированной и перспективной молодежи в настоящее время «Нурджулар» инициирует в Крыму, Татарстане, ряде других регионов с преобладающим тюркоязычным населением.

При участии этого течения в Германии, Швейцарии, Нидерландах, на Ближнем Востоке и в Африке открыто значительное количество школ, лицеев, больниц, радиостанций и газет. В Центральной Азии работало 128 лицеев нурджистов. Оснащенность учебной базы этих образовательных учреждений обеспечивается во многом разветвленной сетью специально созданных коммерческих предприятий, например, таких как «Азия файнанс». В школах секты работают более 7 тысяч учителей, в основном мужчины. Эти преподаватели обычно имеют хорошее образование, полученное в турецких университетах. В обучении они применяют современные достижения, методики педагогической науки и психологии, широко используя английский язык. Все это создает надежный имидж нурджистов в обществе.

Движение «Нурджулар» ведет успешную проповедь в Индии, Пакистане и Малайзии, имеет распространение среди турецких студентов, обучающихся в США.

В то же время это движение скрытно действует в Российской Федерации. Покупается недвижимость, которая превращается, по сути дела, в явочные квартиры, где в условиях общежития негласно собирается молодежь и проходит их религиозное воспитание и обучение. В качестве религиозной организации эта секта никогда не регистрируется, поэтому трудно отследить эту составляющую ее деятельности.

В Российской Федерации движение «Нурджулар» носит целенаправленный и четко структурированный характер. За каждым регионом страны закрепляется тот или иной фонд или фирма, которые являются ответственными за распространение в нем идеологии секты. Вся территория России фактически поделена между структурными подразделениями на секторы. Фирма «Серхат», например, курирует Башкортостан, Татарстан, Астраханскую, Свердловскую, Оренбургскую и Челябинскую области. Фонд «Уфук» — Сибирь. Фонд «Толеранс» — Москву и Санкт-Петербург, Ростовскую область. Турецкие организации «Чаг», «Эртугрул гази», «Тюрк дюньясы», «Эфляк» и «Торос» — Северный Кавказ. Их деятельность контролируется руководящими функционерами «Нурджулар», которые регулярно совершают инспекционные поездки по российским регионам. Помимо инспекций они занимаются непосредственно и проповеднической деятельностью, осуществляя религиозный инструктаж сотрудников открытых сектой фирм и фондов, а также выступая перед российскими гражданами – последователями идей Ф. Гюлена.

Об особенностях деятельности секты «Нурджулар» известно, что собрания ее членов и сторонников происходят группами по 12-20 человек. Встречи групп проходят еженедельно под руководством одного из функционеров. В качестве мест проведения таких мероприятий, как правило, выбираются квартиры членов секты, реже — офисы турецких фирм. В ходе собраний члены «Нурджулар» читают Коран на турецком языке, наставник трактует отдельные его положения, причем такие «прогюленовские» комментарии зачастую противоречат догмам ислама. Наряду с обсуждением религиозных вопросов, затрагиваются «житейские» проблемы, с которыми сталкиваются соотечественники в России. Всячески приветствуется и поощряется стремление членов секты закрепиться в России, обзавестись семьями, получить гражданство. Помимо этого на собраниях групп перед членами секты ставится задача по сбору финансовых средств под предлогом благотворительности якобы на нужды учебных заведений, созданных указанными выше подконтрольными «Нурджулар» организациями.

Функционеры этих структур активно устанавливают связи с представителями органов власти и управления, в том числе с работниками администраций регионов, членами правительств, лидерами национальных общественных организаций, осуществляя сбор информации по экономической и общественно-политической ситуации в регионах, используя при этом возможности родителей обучающихся в лицеях детей.

Детей для обучения в своих образовательных заведениях указанные организации отбирают в основном из перспективных семей титульных наций региона. В ходе учебного процесса учащиеся подвергаются протурецкой обработке, для наиболее способных из них организуются выезды в Турцию за счет средств фондов, перед ними строятся перспективы получения высшего образования за границей.

Турецкие преподаватели отдают приоритет изучению турецкого и английского языков, заявляя о ненужности русского. В процессе обучения используются турецкие учебники, для которых характерны идеологическая ангажированность и гипертрофированный национализм, пренебрежительное отношение к фактологическому материалу. Общий уровень получаемых в лицее знаний не позволяет большинству обучающихся без дополнительной подготовки и задействования связей своих родителей поступить в российские вузы. Вследствие этого отдельные учащиеся вынуждены дополнительно заниматься с репетиторами.

По оценкам специалистов, уровень обучения в турецких лицеях не соответствует стандартам российской средней школы. В большинстве случаев в них используются программы, разработанные Министерством образования Турции, где основной упор делается на углубленное изучение турецкого языка, истории Турецкой Республики и тюркского мира.

Учащимся активно прививается мысль о приверженности к исламским ценностям и турецкой культуре, осознании ими мусульманского единства. В ходе учебного процесса турецкие преподаватели целенаправленно занимаются изучением моральных и личных качеств лицеистов и их близких родственников, практикуют посещение их по месту жительства, налаживание межличностных отношений. По имеющимся данным, на каждого учащегося составляется регулярно пополняющееся досье, в котором отражаются сведения о социальном положении родителей, его способностях, успехах в учебе, морально-психологических особенностях личности, эволюции взглядов на ислам и Турцию.

Из общего числа лицеистов выявляются наиболее способные и перспективные учащиеся, которым постепенно прививается мысль о том, что только в Турции они смогут получить современное образование. С данной категорией лиц проводится более тщательная работа.

Отобранным в результате такой «селекции» и подвергнутым особо интенсивной пантюркистской обработке учащимся создаются условия для дальнейшего поступления в светские и религиозные учебные заведения Турции за счет средств подконтрольных «Нурджулар» фондов и фирм. При этом направляемая на обучение в Турцию молодежь сразу попадает под влияние активистов секты, контролирующих сам процесс обучения и вопросы организации быта студентов, их финансирования и материального обеспечения. Данная деятельность осуществляется нелегально, в городах существует сеть частных пансионатов, общежитий и специальных квартир для студентов, в которых в скрытой форме на высоком организационном уровне ведется методичная религиозная обработка студентов из числа российских граждан.

В комнатах пансионата или на квартирах, в которых проживают по 5-6 человек, руководством региональной структуры секты назначается имам, в функции которого входит обязательное «просвещение» проживающих студентов. Имам регулярно проводит занятия на основе чтения Корана, бесед на религиозные темы, прослушивания соответствующих аудиозаписей. Идеологическая работа имамов контролируется и координируется директоратом пансионатов и общежитий. Существуют инструкции для имамов, в которых расписывается методика воспитания студентов. В инструкции предусматривается возможность принуждения студентов к молитвам и соблюдению мусульманских религиозных обрядов. Объектами пристального интереса становятся студенты из стран Центральной Азии и мусульмане из России. Каждый проживающий обязан соблюдать мусульманские правила поведения. Иностранцам-немусульманам позволяются некоторые поблажки, однако запрещается вести себя по своему усмотрению, за студентами ведется жесткий контроль, о нарушениях режима незамедлительно становится известно директору пансионата или общежития, вещи студентов подвергаются негласному досмотру, нарушение режима студентом-мусульманином грозит ему немедленным выдворением из пансионата, общежития или квартиры.

Многие студенты, в том числе сами турки, не выдерживают религиозного прессинга и уходят жить в гостиницы, общежития, где ведется контроль со стороны госорганов. Некоторые поддаются влиянию и становятся «зомби», беспрекословно подчиняясь имамам. Иностранцам предлагается пройти обряд посвящения в ислам.

В настоящее время в Турции обучаются несколько сотен российских граждан. В их сознание последовательно внедряется идея о том, что северокавказские и поволжские народы России являются потомками тюрок, и в связи с этим необходимо их объединение в единое тюркское государство под эгидой Турции. Для достижения этой цели им дается установка на продвижение в будущем на ключевые посты в органах власти и управления, правоохранительной системе, общественно-политических организациях, экономике, науке, СМИ и т.д.

При этом, не касаясь идеологической направленности воспитательного процесса, политические деятели Турции, в частности, бывший премьер-министр Бюлент Эджевит, посещая одно из таких заведений, приветствовал их деятельность как очагов турецкой культуры в тюркоязычных регионах СНГ, прежде всего России.

Официальной задачей «Нурджулар» заявлено проведение так называемой рекламы Турции за рубежом путем ведения преподавательской деятельности. В действительности указанная структура стремится создать протурецки настроенную прослойку российского общества, которая в перспективе будет формировать «турецкое лобби».

В этих целях данная структура оказывает существенную финансовую поддержку выезжающим в Россию турецким бизнесменам, на которых затем возлагается обязанность отстаивать интересы «Нурджулар».

В настоящее время существует реальная и близкая перспектива возвращения в Россию сотен мусульман-проповедников, ранее направленных под эгидой «Нурджулар» и других исламских организаций (без какого-либо контроля и участия со стороны государства) для подготовки в зарубежные исламские центры и религиозные учебные заведения. Как правило, их обучение носит ярко выраженную антироссийскую направленность, преследуя цель объединения всех мусульман для противодействия «экспансии России на истинно исламской территории». Большая часть из них, по-видимому, вернутся назад с четко оформившимися установками на захват лидирующих позиций в мусульманских общинах и организациях и проведение антиконституционной деятельности.

Уже сейчас это вызывает серьезные опасения, в том числе у значительной части официального духовенства и верующих, поскольку может привести к разрушению единства российских мусульман, размежеванию мусульманских общин по национальному признаку.

Деятельность структурных подразделений «Нурджулар» является фактически турецкой экспансией в российские регионы. В ближайшей перспективе это может привести к созданию условий, при которых филиалы «Нурджулар» станут фактором, способным серьезно влиять на общественно-политическую и экономическую ситуацию в российских регионах.

Под названием «Нурчилар» («Фатхуллачилар», религиозное общество) секта включена в перечень террористических и религиозных экстремистских организаций, деятельность которых запрещена на территориях государств — членов организации «Центрально-Азиатское сотрудничество – России, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана.

21 мая с.г. Коптевский районный суд САО г. Москвы принял решение о признании литературы основателя секты С. Нурси, изданной московским фондом «Нуру Бади», экстремистской и о запрещении ее распространения на территории Российской Федерации.

18 сентября с.г. коллегия Московского городского суда, рассмотрев кассационную жалобу адвокатов «Нурджулар», отклонила обращение стороны защиты. Таким образом, указанное решение вступило в законную силу в полном объеме и 14 книг из собрания сочинений С. Нурси «Рисале-и Нур»: «Вера и Человек», «Основы искренности», «Истины вечности души», «Истины веры», «Путеводитель для мужчин», «Плоды веры», «Рамадан, бережливость, благодарность», «Мунаджат, молитва, третий луч», «Тридцать три окна», «Основы братства», «Путь истины», «Посох Мусы», «Краткие слова», «Брошюра для больных», признаны экстремистскими.

49.67MB | MySQL:112 | 0,716sec