Ситуация в Пакистане: вероятные сценарии ее развития и возможные действия России в отношении Пакистана

Положение в Пакистане после введения президентом страны П. Мушаррафом 3 ноября чрезвычайного положения (ЧП) остается крайне напряженным. Приостановлено действие Конституции страны и осуществление основных гражданских прав и свобод, в столицу страны Исламабад, а также в крупные города Пакистана – Карачи, Мултан, Лахор и Пешавар введены армейские части. Несмотря на заявленные им в декларации о введении ЧП цели — «спасти нацию от самоубийства» — на фоне непрекращающихся террористических актов и нападений террористов на военных и полицейских, введение ЧП прежде всего ударило по умеренным оппозиционным партиям. В том числе по умеренной исламской партии «Джамаатэ-Ислами», входящей в коалицию исламистских партий «Муттахидае-Маджлисе-Амаль», представленную в парламенте страны, а также по крупнейшей оппозиционной Партии пакистанского народа (ПНП), возглавляемой Беназир Бхутто. Продолжаются задержания, аресты и избиения сотен сторонников оппозиции, юристов, выступающих против отстранения от должности Верховного судьи Пакистана Ифтихара Чаудхри, и других оппозиционеров. В то же время части пакистанской армии и полиции продолжают вести боевые действия в Свате (Южный Вазиристан) против вооруженных формирований Талибана. В отношении пакистанских военных и полицейских террористы, связанные с группировками «Аль-Каида» и «Талибан», продолжают осуществлять террористические акты. Не работают частные телевизионные каналы и не выходят газеты, принадлежащие к крупнейшей частной газетной империи «Джанг групп» в Карачи. Как сообщается в западных СМИ, пакистанские журналисты, работающие в частных изданиях, намерены проводить забастовки в знак протеста против запрета выхода их изданий.

Лидеры крупнейших оппозиционных партий, по сообщениям западных СМИ, осуждают введение ЧП и требуют возврата к демократическому процессу в Пакистане. С такими заявлениями выступает, в частности, Беназир Бхутто, прервавшая свою зарубежную поездку в Дубаи и вернувшаяся на родину. В то же время официальные власти Пакистана не исключают отсрочки проведения всеобщих выборов в стране в январе 2008 г. Это, в частности, дал понять премьер-министр Пакистана Шаукат Азиз, выступая на пресс-конференции. Он также заявил, что «режим чрезвычайного положения будет действовать столько времени, сколько понадобится для нормализации обстановки в стране».

Что касается международной реакции на введение чрезвычайного положения, то США и Великобритания выразили серьезную озабоченность и призвали Первеза Мушаррафа вернуть страну в демократический процесс и провести всеобщие демократические выборы, как и было намечено, в январе 2008 г. Они также всерьез рассматривают приостановку дальнейшего предоставления экономической помощи Пакистану (по сообщениям, за пять последних лет, например, только США оказали помощь Пакистану на сумму 10 млрд долларов). Индия, по сообщениям индийских газет, также выразила серьезную озабоченность угрозой дальнейшей дестабилизации обстановки в Пакистане и распространения ее на Индию.

В целом, последние дни жизни страны в условиях ЧП показали, что ситуация в Пакистане не стабилизируется, а наоборот, осложняется. Продолжает существовать угроза дальнейшей резкой дестабилизации внутренней обстановки и даже смещения военными генерала П. Мушаррафа, а в крайнем случае — в условиях неспособности военных справиться с ситуацией — и прихода к власти радикальных исламских партий.

В связи с этим можно говорить о трех основных сценариях развития ситуации в Пакистане после введения ЧП.

Первый сценарий (вероятный). Президент П. Мушарраф объявляет о неограниченном сроке действия ЧП. Деятельность основных политических партий (оппозиционных) запрещена, по-прежнему приостановлено осуществление основных гражданских прав и свобод в стране. В отдельных районах, прежде всего в СЗПП (провинции Южный и Северный Вазиристан), а также, вероятно, в Пенджабе и Синде, вводится военное положение. Властные полномочия находятся в руках представителей военных, проводятся дальнейшие аресты и задержания противников режима Мушаррафа из числа представителей основных оппозиционных партий. Не исключено и взятие под домашний арест Беназир Бхутто, несмотря на ее договоренность с Мушаррафом о разделе власти после проведения всеобщих выборов. В этих условиях всеобщие выборы в Пакистане в январе 2008 г. скорее всего будут отложены на неопределенный срок, но в случае смягчения напряженности могут пройти и в назначенное время. Если выборы все же будут перенесены или отложены на три месяца или на год, как сообщалось в западных и российских СМИ со ссылкой на пакистанские власти, это фактически будет означать, что страна вернулась к военной диктатуре. Отношения Пакистана с США и другими западными странами становятся напряженными в силу недемократичности правящего режима Мушаррафа. Но США и их союзники попытаются (и фактически уже делают это) оказать сильный нажим на П. Мушаррафа с тем, чтобы Пакистан вернулся на путь восстановления демократии, хотя и США, и другие западные страны готовы и к варианту смещения Мушаррафа с поста президента и главнокомандующего пакистанской армией. Отношения с Индией серьезно ухудшаются: правящий режим прибегает в этих условиях к испытанному средству сплочения нации перед лицом внешней угрозы со стороны Индии. Не исключено возобновление конфликтных и кризисных ситуаций в пакистано-индийских отношениях, прежде всего в Кашмире. Но режим Мушаррафа постарается не втягиваться в новый большой конфликт с Индией, чтобы сосредоточить силы на борьбе с исламистскими террористическими группировками на границе с Афганистаном. Отношения с Россией остаются замороженными, а пакистано-китайские отношения осложняются молчаливым осуждением Китаем действий режима Мушаррафа во внутренней политике.

Второй сценарий (менее вероятный). Военные в Пакистане смещают президента П. Мушаррафа в условиях неспособности армии под его руководством справиться с резко возросшей волной терроризма в стране и насилия по отношению к военным. На его место приходит новый военный руководитель Пакистана («сильная рука»), который вводит военное положение по всей стране. Запрещена деятельность любых политических партий и объединений под лозунгом искоренения терроризма. Проводятся широкие репрессии в отношении оппозиционных партий, в том числе исламистских радикальных партий. Аресты, задержания и высылки из страны лидеров оппозиции. Армия проводит широкие военные операции против вооруженных отрядов Талибана и остатков «Аль-Каиды» в Вазиристане на границе с Афганистаном. Не исключены мелкие вторжения подразделений пакистанской армии на афганскую территорию для преследования террористов. Отношения с США и другими западными участниками антитеррористической коалиции падают почти до нулевой отметки – Вашингтон и Лондон объявляют о полном прекращении военно-экономической помощи Исламабаду и требуют отмены военного положения и возврата к демократии в стране. Отношения с Индией остаются напряженными, но Пакистан не рискует втягиваться в военные авантюры против Индии в Кашмире, даже под предлогом сплочения нации против внешнего врага – Индии, учитывая превосходство Индии в обычных и ядерных вооружениях. Ядерные активы остаются под полным контролем пакистанских военных, которые заявляют, что в случае нападения Индии на Пакистан они могут быть использованы против Индии. Отношения с Россией остаются замороженными: прекращаются все гуманитарные и экономические контакты; в то же время обмен мнениями идет на дипломатическом уровне. В таких условиях Пакистан постарается искать поддержки своему внутреннему курсу среди консервативных членов ОИК и арабских мусульманских государств Ближнего Востока. Отношения с Ираном осложняются из-за проблем в пакистанском Белуджистане.

Третий сценарий (наименее возможный). Армия в Пакистане тотально неспособна справиться с эскалацией дестабилизации внутренней обстановки и идет на договоренности о разделе власти с исламистскими партиями при сохранении ведущей роли военных. Нарастает угроза гражданской войны в Пакистане, опасность потери контроля над ядерными активами со стороны армии. В результате сделки с военными исламисты приходят к власти. Резко обостряются пакистано-индийские отношения, не исключено возникновение новых локальных вооруженных конфликтов с Индией в Кашмире. Международное сообщество крайне озабочено резкой дестабилизацией ситуации в Пакистане, которая становится предметом рассмотрения в СБ ООН. «Ядерная пятерка» плюс Израиль пытаются предпринять шаги к тому, чтобы обезопасить ядерный арсенал Пакистана от угрозы попадания в руки радикальных исламистов, прежде всего путем превентивных действий американских коммандос. Запрещена всякая политическая деятельность в стране, экономика испытывает сильнейшие потрясения, рост ВВП резко падает. Нарастают центробежные тенденции сепаратизма отдельных провинций Пакистана, прежде всего Белуджистана и пакистанского Пуштунистана. Отношения с Россией оказываются отброшенными назад. В то же время Китай остается единственным государством, продолжающим сотрудничество с Исламабадом. Западные страны и международные кредитно-финансовые учреждения замораживают предоставление помощи Пакистану.

В целом, как представляется, сегодняшние события в Пакистане, в основе которых все-таки лежит конфликт президента Мушаррафа с Верховным судом страны, намеревавшимся не признавать легитимность избрания Мушаррафа президентом, дают основания полагать, что развитие ситуации скорее всего пойдет по первому сценарию.

Для России в сложившейся на сегодня ситуации крайне невыгодны второй и третий сценарии развития внутренней обстановки в Пакистане в силу того, что российские национальные интересы в этой стране требуют сохранения стабильности и целостности Пакистана и им противоречит угроза резкого роста исламского радикализма, идущего из Пакистана к южному флангу России и на российский Северный Кавказ (Чечня, Ингушетия, Дагестан). Наоборот, РФ следует внимательно наблюдать за развитием внутриполитической обстановки в Пакистане по первому сценарию (наиболее возможному) и по дипломатическим каналам вести диалог со своими пакистанскими партнерами о заинтересованности России в стабильном и предсказуемом Пакистане. В этом плане РФ способна сохранить больший образ друга Пакистана, чем США, которые оказывают нажим на Мушаррафа и непопулярны среди пакистанцев, поскольку за счет сохранения диалога и морально-политической поддержки Пакистана Россия будет выглядеть как надежный партнер Исламабада при любом развитии ситуации. Как вариант работы России в этом плане следует рассмотреть целесообразность направления со специальной миссией в Пакистан высокопоставленного российского дипломата или парламентария (как только позволит внутренняя обстановка в стране в смысле окончательного закрепления легитимности переизбрания П. Мушаррафа президентом в том или ином виде и спада антиправительственных выступлений) для выражения поддержки усилиям Пакистана вернуться в русло восстановления демократических форм правления. Что касается возможной реакции на это Индии, то индийским друзьям следует разъяснить важность поддержки Исламабада в этот критический для страны момент.

52.32MB | MySQL:103 | 0,601sec