Реакция США и ЕС на введение Чрезвычайного положения в Пакистане

7 ноября 2007 г., через несколько дней после введения режима чрезвычайного положения/ЧП, президент Пакистана П.Мушарраф объявил о проведении всеобщих парламентских выборов до 15 февраля 2008 г.

Ожидаемая новость последовала после телефонного разговора с президентом США, Дж.Бушем. Последний назвал П.Мушаррафа «незаменимым союзником» и потребовал от него скорейшего проведения выборов и отставки с поста главнокомандующего пакистанской армией(1). «Мы надеемся на скорейшее восстановление демократии», — заявил Дж.Буш. Он отбросил все сомнения, что, во-первых, «Мушарраф не последует его совету, а во-вторых, что США сократит военную помощь». «Это только гипотетически. Я абсолютно уверен ( он) примет мой совет», добавив, что “президент Мушарраф является сильным борцом против экстремизма и радикализма, — сказал Дж.Буш, — «все, что мы сможем сделать — продолжить работать с президентом…четко прояснив позицию Соединенных Штатов»(2).

3 ноября 2007 г. президент Пакистана, генерал Первез Мушарраф ввел чрезвычайное положение/ЧП. Приостановлено действие ряда статей Конституции о гражданских свободах, в первые дни введения ЧП была ограничена деятельность Верховного суда. Произведены аресты судей, юристов, представителей оппозиционных партий и т.д.

Выступая с обращением к нации по национальному телевидению глава государства заявил, что «введение режима Чрезвычайного положения было вызвано «активизацией исламских экстремистов и саботажем судебной власти».

Первоначально никто до конца не верил в возможность введения режима чрезвычайного положения в Пакистане. Слухи, циркулировавшие еще с июля 2007г., времени проведения военной операция по освобождению комплекса Красной мечети и захвату исламских экстремистов, постепенно утихли. И в отсутствие, казалось бы явных, общепринятых причин, администрация ИРП пошла на столь резкий шаг.

Реакция мировой общественности и международных организаций последовала незамедлительно. Госсекретарь США Кондолиза Райс, находясь еще с визитом в Турции, подчеркнула, что: «США дают ясно понять, что не поддерживают неконституционные шаги, поскольку они могут увести Пакистан с пути демократии и гражданского правления»(3)..

Днем позже К.Райс заявила, что Пакистан «обязан быстро вернуться к конституционному пути развития и провести выборы», настаивая при этом, чтобы П.Мушарраф ушел в отставку с поста командующего штабом сухопутных войск, и вернулся к гражданской форме правления»(4).

Вслед за первыми лицами США последовала реакция сенатора Джозефа Байдена, председателя Комитета по международным делам. Он заявил, что «Соединенные Штаты «выведут» истребители F-16 и другую военную технику с территории Пакистана в случае, если режим Мушаррафа не отменит Указ о введении чрезвычайного положения…, и это цена, которую он должен заплатить, если не захочет исправить то, что он сделал»(5).

Между тем и Демократическая партия, и Республиканская партия призвали пересмотреть политику США в отношении Пакистана, как их «ключевого союзника в борьбе с терроризмом». Последние «выразили опасения, что ядерный арсенал попадет в руки радикальных исламских сил в случае падения правительства Мушаррафа». Представитель Демократической партии, Хилари Клинтон, кандидат на пост президента США, подчеркнула, что «негативно относится к действиям П.Мушаррафа, но в то же время обвинила администрацию Дж.Буша за «недолжное ведение отношений с ключевым союзником».

В целом реакция США на события в Пакистане была единой и резкой. Раздражение представителей и Демократической и Республиканской партий, а также военных было вызвано отходом генерала П.Мушаррафа от «запланированного курса». Введение чрезвычайного положения в ИРП не входило в их планы. Именно поэтому амплитуда высказываний и обвинений со стороны ведущих политиков США была значительной.

Прежде всего в прессе появились сообщения о возможном сокращении американской программы оказании военной помощи Пакистану. США заявили, что «намерены пересмотреть многомиллиардную программу». Но это была лишь первая, импульсивная реакция на события в Пакистане. В настоящее время программа военной помощи продолжается. Официальные лица США исходят из того, что «Пакистан является ключевым союзником в борьбе против терроризма»(6), и успех военной операции с исламскими экстремистами в пограничных с Афганистаном районах напрямую зависит объемов предоставляемой помощи(7).

Значительная ее часть, которая составляет около 80 миллионов долларов в месяц, направлена на расходы по ведению военных операций против «Аль-Каиды» в Северо-Западной пограничной провинции Пакистана. Например только в октябре 2007 г., США передали Пакистану в аренду 26 новых вертолетов «Белл-412» и четыре отремонтированных вертолета «Кобра».

В целом, долговременная программа помощи ВВС Пакистана была согласована с США еще в 2004 г. Стоимость ее, по оценкам специалистов, составляет до 235 миллионов долларов. Программа осуществляется по двум направлениям: предоставление необходимого технического оборудования и машин, а также обучение летного состава. Посол США в Пакистане А.Паттерсон заявила, что объемы военной помощи Пакистану со стороны США за последние шесть лет составили более 5 миллиардов долларов.

После введения чрезвычайного положения, пресс-секретарь Пентагона Джеф Морел/Geoff Morrell однозначно высказался по вопросу об оказании военной помощи Пакистану в новых обстоятельствах, заявив, что «программа будет пересмотрена, но с тем чтобы не ослабить борьбу с террористами», и подчеркнул, что запланированные на 6 – 7 ноября 2007 переговоры представителей военных ведомств обоих государств отложены, но не отменены»(8).

В то же время, Пентагон заявил, что пересмотрит решение, принятое еще в 2006 г., о продаже 36 истребителей F-16 Пакистану.

В целом, очевидно, что США намерены пересмотреть свою тактику и стратегию по отношению к Пакистану в целом…, но это не означает, что в сторону сокращения военной помощи.

Великобритания, другой донор, также призывает президента Пакистана П.Мушаррафа покинуть пост начальника штаба сухопутных войск до 15 ноября 2007 г., и настаивает на скорейшем проведении всеобщих парламентских выборов, восстановлении мира и стабильности. «Мы настаиваем, чтобы президент П.Мушарраф сделал шаг вперед на пути урегулирования отношений с политической оппозицией», заявил премьер-министр Великобритании Гордон Браун(9), подчеркнув, что предоставляемая финансовая и иная помощь Великобритании может быть пересмотрена в случае невыполнения обязательств, взятых президентом ИРП Первезом Мушаррафом.

Правительства стран Евросоюза под нажимом организации по защите прав человека, членов Европарламента и ассоциаций журналистов высказались за приостановку Программы оказания помощи президенту П.Мушаррафу в связи с введением им режима Чрезвычайного положения в стране.

Хавьер Солана, член Европарламента, отвечающий за внешнеполитический блок, подчеркнул свою убежденность, что «любое отступление от основного демократического процесса не может быть решением…», «свободные и честные выборы должны быть проведены в заявленные сроки, восстановлено гражданское правление, проявлено уважение к судебной системе и предоставлена свобода средствам массовой информации»(10).

Елена Кембел/ Helen Campbell, один из высокопоставленных чиновников подкомитета по правам человека Европарламента, на официальных слушаниях заявила, что «…Евросоюз не планирует немедленно прекращать Программу оказания помощи Пакистану, которая, прежде, всего направлена на социальную сферу: здравоохранение, образование и проекты, связанные с развитием статуса женщин. Представители многих правительств стран Евросоюза убеждены, что приостановка проекта негативно отразится, в первую очередь, на простых гражданах Пакистана. Большая часть выделяемых финансовых средств направляется в Пакистан через неправительственные организации». В то же время так называемая «бюджетная статья», составляющая незначительную часть Программы в целом, будет пересмотрена. В первую очередь она затронет торговые взаимоотношения Пакистана со странами Евросоюза, а именно льготы, которые Пакистан получил на экспортные тарифы на текстиль»(11).

Давление, оказываемое США и ЕС на президента Пакистана Первеза Мушаррафа весьма серьезно, но события показывают, что это не мешает ему проводить курс, направленный на защиту своих интересов. И сегодня обе стороны вынуждены прислушиваться друг к другу. В Пакистане взаимоотношения с американцами называют «one weather friend», т.е. друг «нос по ветру». В предвыборный 2008 г. слишком много поставлено на карту и для самих США…

9 ноября 2007 г. на первой конференции после введения чрезвычайного положения, президент Мушарраф объявил дату всеобщих парламентских выборов – 9 января 2008 г. остается нерешенным второй вопрос – дата ухода П.Мушаррафа с поста начальника штаба армии.

1. ВВС 08.11.07

2. Dawn 06.11.07

3. Dawn 03.11.07

4. Dawn 04.11.07

5. Dawn 05.11.07

6. BBC 05.11.07

7. Dawn 06.11.07

8. Dawn 06.11.07

9. Dawn 06.11.07

10. Dawn 06.11.07

11. Dawn 06.11.07

52.29MB | MySQL:103 | 0,427sec