Ситуация в Пакистане накануне обьявления результатов президентских выборов

«15 ноября 2007г. распускается Национальная ассамблея, а 20 ноября — провинциальные ассамблеи Панджаба, Синда, Северо-западной пограничной провинции и Белуджистана, — заявил президент Пакистана Первез Мушарраф 10 ноября. — Выборы в национальную ассамблею и провинциальные ассамблеи будут проведены в один день» [1].

Названные сроки отвечают требованиям Конституции. Депутаты нижней палаты парламента – представители четырех национальных ассамблей и верхней палаты (сената) избираются сроком на пять лет. И именно 15 ноября 2002 г. П. Мушарраф принес присягу в качестве президента Исламской Республики Пакистан/ИРП.

Сегодня, спустя пять лет, как полагают многие аналитики, сценарий должен повториться, уже с новыми датами, но с прежним именем президента. Предполагается, что обновленный состав Верховного суда во главе с Главным судьей Абдулой Хамидом Догаром/Abdul Hameed Dogar вынесет решение об отклонении поданных ранее петиций о легитимности участия П. Мушаррафа, занимающего два главных государственных поста – президента и главнокомандующего пакистанской армией. Вступление в должность президента П. Мушаррафа на новый пятилетний срок должно состояться до 15 ноября с.г. Парламентские выборы, по заявлению главы государства, должны быть проведены 9 января 2008 г.

Относительно чрезвычайного положения/ЧП, введенного в стране 3 ноября, генерал П. Мушарраф, как всегда ясно, сказал, что «ЧП не может длиться долго в стране, стоящей перед парламентскими выборами, поэтому мы стремимся сократить его сроки» [2]. Однако даты отмены режима ЧП он не назвал.

На период парламентских выборов, согласно Конституции, действует Временное правительство, состав которого назначает президент.

Складывается четкая перспектива социально-политического развития страны на ближайшие два месяца. В целом, П. Мушарраф выиграл и у оппозиции, и у судейского сообщества, заручился поддержкой армии — основной социальной опоры его правления. Именно твердость позиции дала ему право заявить, что «население не находится под влиянием оппозиции, нет широких протестов, армию он полностью контролирует» [3].

На заявление Британского содружества наций/БСН о приостановлении членства ИРП в организации в случае, если до 22 ноября текущего года генерал П. Мушарраф не отменит чрезвычайное положение, руководство Пакистана отреагировало молчанием. В 1999 г. БСН прибегало к подобной практике, когда в октябре 1999 г. начальник штаба сухопутных войск генерал П. Мушарраф отстранил от власти премьер-министра Наваза Шарифа и ввел в стране чрезвычайное положение.

Но остаются неурегулированными два вопроса: крайне сложная обстановка в Северо-Западной пограничной провинции/СЗПП, и бушующая оппозиция в лице Пакистанской народной партии/ПНП, возглавляемой Б. Бхутто, а также юристы.

В северных районах долины Сват Северо-Западной пограничной провинции/СЗПП продолжаются вооруженные столкновения между регулярными частями пакистанской армии и исламскими экстремистами, которые поклялись вести борьбу за введение законов шариата в зоне пуштунских племен [4]. Именно «военная операция против террористов, сеявших страх в зоне племен СЗПП, по словам президента П. Мушаррафа, «не дает ему права немедленно отменить чрезвычайное положение». В состав сил правопорядка провинции вольются 7 тысяч новобранцев и полторы тысячи опытных полицейских [5].

Наиболее сильную головную боль для действующей администрации сегодня представляет Б. Бхутто, пожизненный председатель Пакистанской народной партии/ПНП. Вернувшись 18 октября с.г. на родину после восьмилетнего изгнания, сегодня она возглавила оппозиционное движение против отмены чрезвычайного положения в стране.

Беназир Бхутто прежде всего борется за обманутые иллюзии… Ее триумфальное возвращение в Карачи стало возможно благодаря Декрету о национальном согласии/ДНС, подписанному президентом П. Мушаррафом 5 октября с.г., согласно которому с бывшего премьер-министра госпожи Б. Бхутто в Пакистане снимались обвинения в коррупции, а в обмен ее партия не бойкотировала президентские выборы. Также президент и лидер ПНП договорились о так называемом разделении власти в правительстве, которое будет сформировано после всеобщих выборов 2008 г. Значительную роль в возвращении Б. Бхутто сыграли США.

Формально все инстанции утверждения ДНС были пройдены, однако его введение в действие было задержано Верховным судом, который взялся за рассмотрение вопроса о соответствии данного вердикта Конституции. Но в тот момент разразился кризис между правящей администрацией и прежним составом Верховного суда. И сегодня мало кто гарантирует в Пакистане, что Декрет о национальном согласии будет когда-либо утвержден, так как его актуальность пропала.

Сегодня в Пакистане само имя Б. Бхутто несет отрицательный заряд. Ее возвращение повлекло за собой мощнейший террористический акт – погибли 140, ранены более 500 человек. Два мощных взрыва террористов-смертников потрясли весь мир. Еще в сентябре текущего года она заявляла, что «лично пойдет в зону пуштунских племен, будет ловить «Аль-Каиду»… и покончит с терроризмом в Пакистане». Исламские экстремисты назвали ее целью № 2 после президента П. Мушаррафа.

На 13 ноября лидер ПНП назначила проведение марша протеста против режима чрезвычайного положения из Лахора в Исламабад. Первоначально она планировала провести многотысячный марш в Равалпинди, где расположена штаб-квартира пакистанской армии. Но власти запретили проведение марша в этом городе.

Равалпинди официально расположен в 15 километрах от Исламабада, но в действительности он находится намного ближе. Город постоянно растет, и немногие свободные площади под застройку и заселение как раз и расположены в сторону столицы. Центральная часть представляет собой старое поселение, и улочки там настолько узкие, что с трудом могут разъехаться две машины. Как и большинство пакистанских городов, Равалпинди строился без учета законов современного градостроительства. Но, конечно, есть там и прекрасные проспекты.

Большая часть населения Равалпинди работает в официальном Исламабаде. Утром и вечером, в часы пик транспорт не справляется с возрастающим пассажиропотоком. К нему добавляются те, кто ежедневно приезжает в город-спутник из ближайших деревень. Организация каких-либо шествий, манифестаций в городе мгновенно парализует транспортное сообщение и негативно отражается на функционировании офисов в Исламабаде.

Попытка Б. Бхутто организовать шествие в Лахоре также может привести к непредсказуемым последствиям. Место действия выбрано неслучайно. Более половины членов правительства Панджаба являются одновременно членами правящей пропрезидентской Пакистанской мусульманской лиги (К) (имени Каид-и Азама – основателя Пакистана Каид-и Азама Мухаммада али Джинны). Подтвердив симпатии народа родной провинции Синд, Бхутто решила перебраться в самое сердце Пакистана — Панджаб.

Планируемое шествие по пути Лахор – Исламабад также не выдерживает критики. Это единственная современная автомагистраль, соединяющая два крупных города. Более двух часов вы едете по скоростному шоссе, останавливаясь время от времени для оплаты дорожного налога. Поток автомашин увеличивается с каждым днем, так как 80% грузоперевозок в стране осуществляется автомобильным транспортом. И любое препятствие в виде демонстраций или шествий может привести к транспортному коллапсу. Автомагистраль имеет и стратегическое значение, так как сравнительно быстрый разбор разделительных плит между четырехполосными сторонами шоссе делает автомагистраль «взлетно-посадочной полосой».

В настоящее время г-жа Б. Бхутто находится под домашним арестом сроком на неделю в Лахоре. Дом, где она остановилась, окружен полицией. Власти объясняют это стремлением обеспечить безопасность бывшему премьер-министру Пакистана и соблюдать общественный порядок. Президент П. Мушарраф заверил мировую общественность в проведении свободных и честных выборов, но дату отмены чрезвычайного положения назвать отказался [6]. Ждать осталось несколько дней…

1. Dawn 11.11.07.

2. Dawn 11.11.07.

3. Dawn 11.11.07.

4. BBC 03.11.07.

5. Dawn 11.11.07.

6. ВВС 13.11.07.

52.2MB | MySQL:103 | 0,606sec