Оценки китайских специалистов оперативно-тактической авиации ВВС ОАЭ

Как известно, ВВС стран аравийской коалиции несут регулярные и досадные потери дорогостоящих истребителей, которые становятся жертвами управляемых ракет класса «воздух-воздух» Р-27 советского производства. Данные боеприпасы адаптированы иранскими специалистами для пуска с наземной мобильной установки, а информацию для наведения предоставляют оптико-электронные станции разведки и наведения, которые были импортированы из США и стран ЕС через подставные компании.

Следует отметить, что в большинстве случаев  отряды ПВО йеменских хоуситов выполняли успешные перехваты истребителей противника, в момент когда боевые машины выполняли полет на малых и средних высотах и были видны в безоблачно небе Йемене невооруженным глазом. После нескольких случаев потерь ВВС аравийской коалиции сменили тактику и действуют преимущественно в ночное время, однако периодически оперативно-тактическая авиация действует и в дневное время, однако арабские пилоты выполняют полеты и бомбометание на высотах более 5000 м, т.е вне поля зрения наблюдателей ПВО хоуситов, которые пока не обладают радиолокационными станциями.

По данным китайских источников, в последние несколько месяцев наибольшую нагрузку по борьбе с хоуситами несут подразделения оперативно-тактической авиации ВВС ОАЭ, которые для этого задействуют две авиационные базы в странах, расположенных на берегах Красного моря. Такое размещение авиации позволяет сократить время для подлета к району цели или району ожидания боевого распоряжения.  Известно, что в ночь с 3 на 4 декабря 2019 г. 20 истребителей F-16E/F Block 60 ВВС ОАЭ нанесли около 40 даров по целям в Йемене.

В основном аравийские военные применяют осколочно-фугасные бомбы с лазерными головными частями наведения, которые обладают достаточно высокой точностью, однако применение таких боеприпасов указывает, что в непосредственном контакте с противником находятся разведчики из числа военнослужащих ВС ОАЭ или наемные подразделения, которые располагают соответствующей аппаратурой подсветки цели.

Интерес китайских специалистов и аналитиков к истребителям F-16E/F Block 60 ВВС ОАЭ объясняется достаточно просто, поскольку эти самолеты одни из тех легких истребителей поколения 3+, оснащение которых характерно уже для боевых самолетов 4-ого поколения. Отличительной особенностью аравийских истребителей являются конформные топливные баки, установленные на фюзеляже и позволяющие увеличить радиус боевого патрулирования до 1250 км.

По данным китайских источников, военно-политическое руководство ОАЭ профинансировало опытно-конструкторскую работу по созданию  F-16E/F Block 60 – стоимость контракта на разработку самолета составила около 3 млрд долл. США. Данные денежные средства компания Lockheed-Martin направила на несколько направлений.

Во-первых, американские конструкторы в сотрудничестве со специалистами японской компании «Мицубиси» адаптировали фюзеляж самолета под конформные топливные баки (емкость 400 л каждый), с тем, чтобы сохранить маневренность и избежать увеличения эффективной площади рассеивания.

Во-вторых, известная двигателестроительная компания General Electric разработала для F-16E/F Block 60 новый двигатель F-110-GE-132, который значительно мощнее, чем F110-GE-129, который устанавливают на F-16C/D Block 70 ВВС США.

В-третьих, компания Northrop Grumman разработала для нового истребителя радиолокационую станцию с активной фазированной антенной решеткой под обозначением AN/APG-80, которая действует согласованно  с бортовой системой самообороны самолета AN/ALQ-165 – выполняет постановку активных радиоэлектронных помех.

В-четвертых, на истребителе F-16E/F Block 60 установлена многокомпонентная оптико-электронная система разведки и наведения, позволяющая пилоту  гарантированно обнаруживать надземные (стационарные и подвижные) и воздушные цели по тепловому излучению и без использования бортовой РЛС.

Первый компонент данной системы это оптико-локационная станция AN/AAQ-32, расположенная перед кабиной пилота. Данная станция  работает в совокупности с подвесной контейнерной системой целеуказания AN/AAQ-14 и навигационной системой AN/AAQ-13, однако по мере развития системы глобального позиционирования необходимость в применении последней полностью исчезла.

В совокупности два компонента системы, а именно AN/AAQ-32 и  AN/AAQ-14 позволяют пилоту обнаруживать цели в инфракрасном диапазоне, а телевизионные и лазерные элементы обеспечивают измерение дальности до цели, определение образа таковой и ее подсветку до момента поражения. Рассмотренное оборудование позволяет летчикам F-16E/F Block 60 оказывать воздушную поддержку наземным подразделениям, находящимся в непосредственном контакте с противником – т.е. выполнять задачи характерные для штурмовой авиации.

По данным китайских источников, ВВС ОАЭ суммарно приобрели 80 истребителей -16E/F Block 60, из которых 55 самолетов с двухместной кабиной и 25 самолетов одноместной кабиной. Суммарная стоимость истребителей составила 8 млрд долл. США, однако вполне вероятно, что в эту сумму были включены авиационные средства поражения (АСП) и сменно-запасные части.

В отношении АСП известно, что американская сторона поставила вместе с истребителями управляемые ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности AIM-9М (491 шт), а также УР ВВ средней дальности  AIM-120В (267 шт). Необходимо отметить, что ВВС ОАЭ первыми среди стран Аравийского полуострова получили AIM-120В, которые ранее США поставляли только для ВВС Израиля. Известно, что после проведения модернизации комплекса бортового оборудования и установки нового программного обеспечения рассматриваемые самолеты позволяют применять УР ВВ AIM-132.

Следует отметить, что истребители -16E/F Block 60  ВВС ОАЭ одними из первых получили возможность применять средства подавления ПВО противника – крылатые ракеты AGM-154 типа JSOW.

Кроме того, американские оружейники поставили для ВВС ОАЭ противокорабельные ракеты AGM-65D/G Maverick в количестве 1163 шт., что указывает на главную задачу для рассматриваемых истребителей – борьба с надводными кораблями вероятного противника, в качестве которого можно рассматривать только ВМС Исламской Республики Иран.

Также, ВВС ОАЭ получили более современные ПКР AGM-84 Harpoon в количестве 54 шт. Вполне вероятно, что в последствие ВВС ОАЭ дополнительное приобрели партию ракет в модификации AGM-84E. В значительно меньшем количестве аравийские военные приобрели противорадиолокационные ракеты AGM-88 Harm  — всего 163 шт. Вполне вероятно, что к настоящему моменту рассматриваемые истребители позволяют пилотам применять малокалиберные оперенные бомбы повышенного могущества типа SDB, а также боеприпасы аравийского производства – бомбы под обозначением HAKIM.

Подводя итог вышесказанному, представляется возможным согласится с оценками китайских специалистов в том, что ВВС ОАЭ одними из первых в мире приобретают самую современную боевую технику американского и европейского производства. Китайские аналитики отмечают, что военно-политическое руководство небольшого аравийского государства обновляет парк самолетов оперативно-тактической авиации национальных ВВС  примерно раз в 10 лет, что позволяет поддерживать боевую готовность на высочайшем уровне. Подобное возможно только при стабильном развитии национальной экономики.

В дополнение к вышесказанному отметим, что истребители F-16E/F Block 60 приняты китайским самолетостроителями за эталон в вопросе создания легкого многофункционального всепогодного одномоторного истребителя поколения 4+.

55.86MB | MySQL:105 | 0,485sec