Оценки китайских специалистов процесса развития противотанковых ракетных комплексов Spike израильского производства

В большинстве вооруженных конфликтов на Ближнем Востоке участвующие стороны применяли различную бронетехнику и для борьбы с ней самым эффективным средством являются противотанковые управляемые ракеты (ПТУР). Одним из лидеров в вопросе проектирования и изготовления противотанковых ракетных комплексов пятого поколения является известная израильская компания Rafael Advanced Defense Systems, специалисты которой на протяжении последних 30 с лишним лет ведут разработку ПТУР и систем наведения/управления для них.

Известно, что поводом для начало опытно-конструкторских работ стало понимание военно-политическим руководством Израиля, что возможностей ПТУР «Дракон» американского производства недостаточно для борьбы с основными боевыми танками, стоящими на вооружении сопредельных мусульманских государств.

С учетом напряженной военно-политической обстановки израильские специалисты начали разработку противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) под шифром Spike еще в начале 80-х гг. прошлого столетия, однако первые испытания были проведены только в 1992 г.

Израильским оружейникам потребовалось еще пять лет для организации мелкосерийного производства ПТРК в модификации Spike-MR, который имел максимальную дальность пуска 1500 м. Ракета Spike-LR обладала увеличенной до 4 км дальностью пуска. В последствие была разработана модель Spike-LR2 позволяющая поражать стационарные цели на удалении 5 км.

В 1999 г. израильские разработчики представили ПТРК Spike-ER –дальность пуска управляемой ракеты была увеличена до 8 км.  Именно эта модификация заинтересовала военных специалистов из Сингапура, которые приобрели установочную парию данных ПТРК и лицензию на серийное производство.

Спустя год лицензию приобрели немецкие оружейники, которые выпускают рассматриваемый ПТРК в интересах ВС Германии. К настоящему моменту ВС 31 иностранного государства приняли на вооружении ПТРК Spike разных модификаций.

Следует отметить, что первое боевое применение ПТУР Spike  израильскими военными зафиксировано только в 2009 г., хотя ранее ВС иностранных государств неоднократно применяли данные ракеты в Афганистане в рамках операции западной коалиции.  Известно, что высокую точность поражения обеспечивает комплексная система наведения, которая состоит из тепловизионного модуля, лазерной системы и телевизионной камеры, которые в совокупности позволяют обнаруживать цель в любое время суток и сложных метеоусловиях.

В 2012 г. компания Rafael Advanced Defense Systems представила новую сверхлегкую модификацию ПТРК под обозначением Spike-MINI, которая имеет дальность пуска всего 400 м, но при этом масса всей ПУ вместе с ракетой составляет всего 4 кг.

Наибольший интерес китайских специалистов вызывает ПТРК сверхбольшой дальности под обозначением Spike-NLOS, который позволяет поражать наземные цели вне зоны действия прицельных устройств противотанкового комплекса. По данным открытых источников, в  ПТРК Spike-NLOS реализован принцип «пустил и забыл» поскольку вычислительная система ракеты позволяет обнаруживать цель после запуска, а также принимает целеуказание от другого источника.

Известно, что в 2013 г. израильские специалисты провели модернизацию боевой части и головной части наведения ракеты Spike-NLOS, а в 2014 г. был представлен морской вариант данного ПТРК, предназначенный для установки на патрульные катера.

В дополнение к вышесказанному отметим, что в 2019 г. компания Rafael Advanced Defense Systems  начала испытания сверхлегкого багги военного назначения Tomcar с колесной формулой 4х4, который является платформой для счетверенной пусковой установки ПТУР  Spike-NLOS. Крепление ПУ к раме багги осуществляется в семи точках при помощи болтового соединения.

Анализ фото- и видеоматериалов с испытаний Tomcar позволяет утверждать, что конструкцией багги предусмотрено размещение двух военнослужащих в передней части, а в центральной и задней части машины  размещается  наклонная ПУ ПТУР Spike-NLOS, 4 дополнительные ракеты в транспортно-пусковых контейнерах.

На багги установлена шифрованная двухканальная система приема данных наведения и связи с ракетой, навигационная система. Кроме того, багги укомплектован трансформатором для подключения ПУ к системе электропитания при размещении в населенном пункте.

Подобный образец военной техники предназначен для маневренных групп Сухопутных войск, подразделений специального назначения и воздушно-десантных войск. Как отмечают китайские специалисты, достаточное количество ПТУР на багги Tomcar обеспечивает небольшому подразделению высокую огневую мощь.

Как известно, данные боеприпасы благодаря высокоточной системе наведения позволяют уверенно поражать движущиеся и стационарные цели даже в условиях плотной застройки населенного пункта.

Малая масса багги (около 1350 кг) позволяет доставлять его при помощи транспортных вертолетов средней грузоподъемности. Следует отметить, что несколько лет назад на одной из международных выставок ВВТ компания Polaris представила свой багги под обозначением MRZR-4 (колесная формула 4х4), на котором была размещена спаренная ПУ ПТУР Spike-NLOS и две запасные ракеты.

 

Значение ПТУР SpikeNLOS для ВС США

Достоверно известно, что в сентябре 2019 г. на испытательном полигоне Юма в штате Аризона в интересах подразделений армейской авиации (АА) Сухопутных войск ВС США был проведен тестовый пуск ПТУР Spike-NLOS с ударного вертолета АН-64Е, который не обладает надвтулочной радиолокационной станцией.  По данным китайских источников, экипаж вертолета получил данные наведения от оптико-электронной станции.  В качестве цели был использован гусеничный тягач,  который по внешнему виду был максимально приближен к мобильному зенитно-ракетному комплексу «Тор-М1», который находится на вооружении подразделений ПВО Сухопутных войск ВС РФ.

Испытания израильской ПТУР указывают на то, что американские военные достаточно активно ищут альтернативу ракетам типа AGM-114 Hellfire, поскольку предельная дальность пуска такой ракеты составляет 8 км, тогда как израильский Spike-NLOS позволяет поражать стационарные или движущиеся цели на дальности 25 (по другим данным 32) км. Известно, что в процессе испытания пилоты вертолета АН-64Е наблюдали на мониторах изображение цели, поступающее от телевизионного модуля головной части наведения боеприпаса.

Подобное возможно благодаря шифрованной двуканальной системе радиосвязи между ракетой и вертолетом или любым другим носителем – бронемашиной, катером и т.д. Пилоты вертолета отключили систему связи с ракетой за несколько секунд до поражения цели, а результаты попадания зафиксировал беспилотный летательный аппарат.

Представляется возможным согласится с китайскими специалистами в том, что ПТУР сверхбольшой дальности израильского производства позволит серьезно расширить боевые возможности ударных вертолетов армейской авиации США в процессе борьбы с мобильными ЗРК, а также с подвижными целями – пикапами и фургонами, в которых могут передвигаться стрелки с переносными зенитно-ракетными комплексами.

Актуальность подобных испытаний и перспективной интеграции ПТУР Spike-NLOS подтверждается практикой применения армейской авиации ВС аравийской коалиции в рамках операции против хоуситов в Йемене. По данным открытых источников, в конце ноября 2019 г. ВВС Королевства Саудовская Аравия потеряли ударный вертолет АН-64Е именно в результате обстрела из мобильного ЗРК «Оса» советского производства.

По данным китайских источников, американские военные продолжат тестирование ПТУР Spike-NLOS в течение 2020 г. с целью подтвердить надежность всей системы при работе в различных суровых условиях (в т.ч. на Аляске). Как известно,  принятие рассматриваемой ПТУР на вооружении АА СВ ВС США возможно только при условии, что производство будет размещено на североамериканском континенте. С большой долей вероятности сборочное предприятие будет организовано общими усилиями израильской компании Rafael Advanced Defense Systems и американской Northrop Grumman.

55.85MB | MySQL:106 | 0,577sec