Иранские эксперты о ситуации в Ираке

Продолжающиеся в течение двух месяцев массовые социальные протесты в Ираке, которые вызвали 29 ноября отставку правительства Аделя Абдель Махди, вызывают значительный интерес и пристальное внимание у иранского экспертного сообщества. Сохранение нынешнего уровня политического влияния в Ираке имеет чрезвычайно большое значение для иранской внешней политики и безопасности. Ирак является важнейшим в геополитическом плане соседом и стратегическим партнером Ирана. Важность Ирака для Ирана определяется несколькими факторами. Во-первых, безопасность Ирана напрямую зависит от ситуации на западном фланге, что наглядно демонстрирует вся история двадцатого века. Примером этому может служить ирано-иракская война 1980-1988 годов, когда неуемные политические амбиции Саддама Хусейна и его режима вызвали гибель миллиона иранцев, нанесли колоссальный ущерб иранской экономике. Отсюда естественное стремление иранцев иметь на западной границе стратегического партнера и проверенного союзника.

Вторым фактором исключительной важности Ирака для Тегерана является наличие на территории Ирака шиитских святынь – городов Неджефа и Кербелы, имеющих огромное символическое значение для коллективного сознания шиитов. На территории Неджефа расположена гробница Имама Али, в Кербеле похоронен третий Имам шиитов Хусейн, являющийся средоточием культа мученичества. Особое внимание иранцев к этим культовым местам проявилось летом 2014 года во время наступления «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России), когда иранцы были готовы ввести свои вооруженные силы на иракскую территорию для защиты этих сакральных центров.

В этой связи иранские эксперты выражают большое беспокойство в связи с тем, что протесты могут поколебать доминирование проиранских шиитских политических партий в Ираке и вызвать усиление американского влияния в этой стране. Характерным примером такого подхода является статья Салахеддина Хедива «Не пытается ли Америка укрепить свои позиции в Ираке по примеру Египта и Судана?», опубликованная на портале «Иранская дипломатия» («Дипломасийе ирани») (1). Автор описывает нынешнюю политическую систему в Ираке как этно-религиозную демократию (демокрасийе таифи). По его мнению, шииты Ирака, составляющие большинство в этой стране, в 2005 году наконец-то добились власти, впервые за всю историю существования этой страны. При этом правившая  в прошлом суннитская элита была в значительной степени оттеснена от власти. Далее иракским шиитам удалось подавить сопротивление радикальных салафитских исламистов в лице «Исламского государства» и отразить угрозу отделения Иракского Курдистана осенью 2017 года. В период борьбы за территориальную целостность государства им было некогда сводить взаимные счеты. Однако в настоящее время обозначилось недовольство шиитской улицы против представителей семей политической элиты, занявших серьезные позиции на местном политическом Олимпе, и коррупционеров в эшелонах власти. Этим, по мнению автора, могут воспользоваться США для восстановления своих позиций в Ираке и ослабления иранского влияния. В качестве доказательства Салахеддин Хедив приводит визит вице-президента США Майкла Пенса в Ирак, состоявшийся 23 ноября с.г. Вице-президент США в нарушение дипломатического протокола посетил американскую военную базу Айн аль-Асад, не встретившись с иракским руководством, а затем проследовал в Эрбиль, где провел встречу с президентом Иракского Курдистана Нечирваном Барзани. Салахеддин Хедив видит две внешнеполитические опасности для иранского влияния в Ираке. Во-первых, устремления курдского руководства, которое может вступить в альянс с американцами. Во-вторых, попытки американцев укрепить иракскую армию в противовес «Аль-Хашед аш-Шааби». В этом случае американцы с опорой на вооруженные силы смогут организовать в Ираке военный переворот по образцу тех, которые произошли в 2013 году в Египте и в 2019 году в Судане.

Опасения в связи с растущей внешнеполитической активностью курдской политической элиты выдвигает и профессор Тегеранского университета Сабир Гуль Анбари в статье «Парадипломатия Иракского Курдистана» (2). В ней отмечает возросшую активность в отношениях правительства Иракского Курдистана с региональными противниками Ирана – ОАЭ и Саудовской Аравией. 9-11 ноября с.г. президент Автономного региона Курдистан Нечирван Барзани и его премьер-министр Масрур Барзани посетили Абу-Даби по приглашению наследного принца Мухаммеда бен Зайеда для участия в церемонии открытии гонок «Формула-1». В Абу-Даби курдские лидеры помимо Мухаммеда бен Зайеда провели переговоры с наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом, его братом, заместителем министра обороны КСА Халедом бен Сальманом и руководителем разведки ОАЭ Тахнуном бен Зайедом. Автор подчеркивает усиливающиеся связи Иракского Курдистана с ОАЭ. Он отмечает активное участие эмиратских компаний в разработке нефтяных и газовых месторождений Иракского Курдистана, куда деловые круги ОАЭ вложили около 6 млрд долларов. Теоретически Автономный регион Курдистан, будучи частью Ирака, не может выстраивать самостоятельную внешнюю политику. Впрочем, специфика Ближнего Востока, по мнению автора, состоит в том, что негосударственные акторы там активно участвуют в международных отношениях. В качестве примера он указывает на сектор Газа и правящее там движение ХАМАС, развернувшее немалую дипломатическую активность. Несмотря на заигрывания правительства Иракского Курдистана с властями КСА и ОАЭ, иранский эксперт сомневается в том, что Эрбиль подчинит свою политику их интересам. Здесь свою роль играет своеобразный географический детерминизм – соседство Иракского Курдистана с Ираном и Турцией. По мнению С.Анбари, Турция не позволит создать внешнеполитический альянс между иракскими курдами и своими внешнеполитическими соперниками – Саудовской Аравией и ОАЭ. Турецкое влияние на ситуацию в Иракском Курдистане было доказано в 2017 году, когда Анкара активно воспротивилась провозглашению его независимости. По мнению иранского аналитика, руководство ДПК слишком зависит от Турции для того, чтобы  превращать Иракский Курдистан в плацдарм для аравийских монархий.

Иранские эксперты уделяют внимание и позициям отдельных иракских политиков в нынешнем кризисе. В частности, на сайте «Иранская дипломатия» опубликована статья специалиста по проблемам Ближнего Востока и Ирака Али Мусави Хальхали «Муктада ас-Садр и рассказ о восстании мясников» (3). Автор, проявляя недюжинную эрудицию, рассказывает в статье об эпизоде из французской истории времен Столетней войны. В 1413 году в Париже разгорелось стихийное народное восстание, вожаком которого стал мясник Этьен Кабош. Кровавые беспорядки привели к погромам и человеческим жертвам. Этим мятежом воспользовалась партия бургиньонов (сторонников герцога Бургундского), оказавшая на начальном этапе поддержу мясникам. В период хаоса они провели через парижский парламент ряд выгодных для себя решений. По мнению автора, так же и Муктада ас-Садр, лидер блока «Саирун», предпринял попытку воспользоваться в своих целях социальными протестами в Ираке. Автор статьи убежден в том, что М.ас-Садр является безнравственным политиканом, использующим любую возможность для укрепления своих позиций в коридорах власти. Он не хочет брать ответственности за принимаемые любым иракским правительством решения, но использует народные возмущения для укрепления власти и влияния. По мнению автора, М.ас-Садр стоял за погромом в иранском генконсульстве в Неджефе и шантажом других представителей высшего духовенства с угрозой разгромить их дома. Автор задается вопросом, нужен ли Ирану такой союзник, который всегда готов участвовать в подрыве стабильности в Ираке и предательстве иранских интересов.

  1. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1987916
  2. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1987950
  3. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1987895/
52.38MB | MySQL:103 | 0,689sec