Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что формирование подводных сил ВМС Арабской Республики Египет (АРЕ) связано напрямую с военно-политическими контактами официального Каира и Москвы в 60-е гг. прошлого столетия. Благодаря дружественным отношениям с СССР в период с 1966 по 1969 гг. египетские военные моряки получили в свое распоряжение шесть дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) класса «Ромео» (по классификации НАТО), которые к настоящему моменту сняты с вооружения, поскольку полностью выработали свой ресурс. К настоящему моменту аналогичные ПЛ стоят на вооружении только ВМС КНДР, что связано с удручающим экономическим положением в Северной Корее и скромными возможностями национального ОПК.
Второй этап развития подводной компоненты ВМС АРЕ связан с поставками четырех ДЭПЛ проекта 033 (экспортной версии присвоено обозначение ES5A) из КНР в период с 1982 по 1984 гг. Это один из немногих успешных примеров поставки подводных лодок китайского производства. Известно, что данные лодки являются адаптированными копиями ДЭПЛ класса «Ромео».
Специалисты четырех кораблестроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса КНР за двадцать лет серийного строительства ПЛ проекта 033 смогли повысить дальность плавания, снизить акустическую заметность субмарины, а также постоянно работали над совершенствованием бортового комплекса радиоэлектронного и гидроакустического оборудования.
Необходимо отметить, что именно на базе ДЭПЛ проекта 033 китайские конструкторы создали субмарину под обозначением 033Г (известно об одной лодке с бортовым номером 351), которая была оснащена шестью наклонными пусковыми установками для противокорабельных ракет серии «Инцзи-8». Впоследствии была разработана ДЭПЛ проекта 035, которые находились на вооружении ВМС НОАК почти 30 лет.
По данным китайских изданий в начале 90- х. гг. прошлого века ВМС АРЕ получили от Великобритании две ДЭПЛ проекта «Оберон», которые к тому моменту были выведены из состава британского флота. Представляется важным отметить, что британские лодки к настоящему моменту сняты с вооружения ВМС АРЕ, а китайские субмарины «проект 033» до сих пор сохраняют готовность к походу и боевым действиям. Сравнение основных тактико-технических характеристик ДЭПЛ британского и китайского производства приведено в таблице ниже.
Таблица 1.
Тактико-технические характеристики ДЭПЛ ВМС АРЕ проекта 033 и «Оберон»
Характеристика/проект | 033 | «Оберон» |
Водоизмещение надводное (тонн) | 1475 | 2030 |
Водоизмещение подводное (тонн) | 1830 | 2410 |
Длина (м) | 76,6 | 90 |
Ширина (м) | 6,7 | 8,1 |
Осадка (м) | 5,2 | 5,5 |
Максимальная глубина погружения (м) | 300 | |
Тип двигателя | Дизельный + электрический | Дизельный + электрический |
Кол-во двигателей | 2 | 2 |
Мощность (л.с) | 4000 | 6000 |
Мощность электродвигателя (л.с.) | 2700 | 3000 |
Максимальная скорость подводная (уз) | 13 | 17 |
Максимальная скорость надводная (уз) | 15,2 | 12 |
Дальность плавания при экономической скорости (миль) | 8300 | |
Вооружение | Торпеды, ракеты | торпеды |
Боезапас | 18 | 21 |
Экипаж | 57 | 68 |
Известно, что в период с 1988 по 1993 г. на судостроительном заводе Tacoma Boatyard, расположенном в штате Вашингтон американские специалисты провели модернизацию системы управления огнем китайских ПЛ (пр-во компании Lockheed Martin Tactical Defense Systems, США), заменили перископы и гидроакустические станции (пр-во компании STN ATLAS Elektronik GmbH, Германия).
Самым важным моментом комплекса модернизации является появление в номенклатуре вооружения противокорабельных ракет UGM-84 Harpoon (модификация для подводных лодок), которые позволяют поражать надводные цели на дальности 130 (по другим данным до 200) км. Кроме того, американские оружейники предоставили торпеды Мк.37Mod 1., оснащенные проводным управлением. В целом, проведенная модернизация позволила расширить боевые возможности ПЛ проекта 033, а также продлить их срок службы.
Третий этап развития подводных сил ВМС АРЕ связан с принятием на вооружение ДЭПЛ проекта HDW209/1400, которые разработаны конструкторами известной немецкой компании ThyseenKrupp Marine System. Известно, что в начале 2000-х гг. египетские военные рассчитывали приобрести партию ДЭПЛ проекта 206А из наличия ВМС Германии, однако в связи с нестабильной ситуацией в стране военно-политическое руководство АРЕ было вынуждено отложить переговоры о приобретении данных лодок.
На определенном этапе руководство Египта даже расценивало возможность приобретения российских ДЭПЛ проекта 636, однако немецкие кораблестроители смогли привлечь внимание официального Каира. Сравнение ТТХ ДЭПЛ российского и немецкого производства проведено в таблице 2.
По данным китайских источников, в 2011 г. был подписан первый контракт на две ДЭПЛ стоимостью 900 млн долл. США, а второй контракт на дополнительные две лодки был подписан несколько позднее и его стоимость составила уже 500 млн долл.США.
Таблица 2.
Тактико-технические характеристики ДЭПЛ проектов HDW209/1400 и 636
HDW209/1400 | 636 | |
Водоизмещение подводное (тонн) | 1586 | 3950 |
Длина (м) | 61,2 | 73,8 |
Ширина (м) | 6,25 | 9,9 |
Осадка (м) | 5,5 | 6,2 |
Максимальная глубина погружения (м) | 280 | 300 |
Тип двигателя | Дизельный + электрический | Дизельный + электрический |
Кол-во двигателей | 4 | 2 |
Мощность (л.с.) | 5000 | 5500 |
Максимальная скорость подводная (уз) | 20,5 | 20 |
Максимальная скорость надводная (уз) | 11 | 11 |
Дальность плавания (миль) | 8200 | 7500 |
Вооружение | Торпеды, ракеты, мины | Торпеды, ракеты, мины |
Боезапас | 14 | 18 |
Экипаж (чел) | 30 | 52 |
К настоящему моменту на вооружении ВМС АРЕ находятся две ПЛ проекта HDW209/1400 с бортовыми номерами S41 (861) и S42 (862). Строительство первой лодки было начато в 10 декабря 2015, а передача египетским военным состоялась в декабре 2016 г. К 19 апреля 2017 г. ПЛ S41 была доставлена в порт Александрии.
Вторая субмарина была заложена на судостроительном предприятии 5 декабря 2016 г, а передача ВМС АРЕ состоялась 8 августа 2017. ДЭПЛ с бортовым номером S42 была доставлена в порт Александрии 18 октября 2017 г. Строительство третьей лодки проекта HDW209/1400 было начато в мае 2019 г. Ожидается, что передача четвертой ДЭПЛ для ВМС АРЕ будет выполнена в 2021 г.
Как известно ДЭПЛ проекта HDW209/1400 являются самыми современными субмаринами европейского производства, которые могут приобрести иностранные государства. К настоящему моменту на вооружении ВМС 14 иностранных государств находится 63 ПЛ проекта HDW209 в разных модификациях. Самая крупная модель из модельного ряда — это HDW209/1500 – оснащается спасательным отделяемым отсеком, который позволяет разместить весь экипаж субмарины.
Следует отметить, что немецкие кораблестроители занимают лидирующие позиции на мировом рынке вооружений, как в секторе классических дизель-электрических подводных лодок, так и в области субмарин с воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ).
Внимание китайских специалистов к ВМС АРЕ обусловлено тем, что в перспективе египетские военные выведут из состава флота ДЭПЛ проекта 033 и уже сейчас известно о поисках альтернативы для этих лодок. Руководители предприятий ОПК КНР рассчитывают, что командование ВМС АРЕ по достоинству оценит разработки их специалистов и заключит контракт на поставку четырех ДЭПЛ с ВНЭУ проекта S20. Как известно, ранее ВМС Королевства Таиланд и Исламской Республики Пакистан подписали контракты на поставки данных субмарин, в комплекте к которым китайская сторона передает значительный боекомплект торпед.