Оценки китайских специалистов процесса развития подводных сил ВМС АРЕ

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что формирование подводных сил ВМС Арабской Республики Египет (АРЕ) связано напрямую с военно-политическими контактами официального Каира и Москвы в 60-е гг. прошлого столетия. Благодаря дружественным отношениям с СССР в период с 1966 по 1969 гг. египетские военные моряки получили в свое распоряжение шесть дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ) класса «Ромео» (по классификации НАТО), которые к настоящему моменту сняты с вооружения, поскольку полностью выработали свой ресурс. К настоящему моменту аналогичные ПЛ стоят на вооружении только ВМС КНДР, что связано с удручающим экономическим положением в Северной Корее и скромными возможностями национального ОПК.

Второй этап развития подводной компоненты ВМС АРЕ связан с поставками четырех ДЭПЛ проекта 033 (экспортной версии присвоено обозначение ES5A) из КНР в период с 1982 по 1984 гг.  Это один из немногих успешных примеров поставки подводных лодок китайского производства. Известно, что данные лодки являются адаптированными копиями ДЭПЛ класса «Ромео».

Специалисты четырех кораблестроительных предприятий оборонно-промышленного комплекса КНР за двадцать лет серийного строительства ПЛ проекта 033 смогли повысить дальность плавания, снизить акустическую заметность субмарины, а также постоянно работали над совершенствованием бортового комплекса радиоэлектронного и гидроакустического оборудования.

Необходимо отметить, что именно на базе ДЭПЛ проекта 033 китайские конструкторы создали субмарину под обозначением 033Г (известно об одной лодке с бортовым номером 351), которая была оснащена шестью наклонными пусковыми установками для противокорабельных ракет серии «Инцзи-8». Впоследствии была разработана ДЭПЛ проекта 035, которые находились на вооружении ВМС НОАК почти 30 лет.

По данным китайских изданий в начале 90- х. гг. прошлого века ВМС АРЕ получили от Великобритании две ДЭПЛ проекта «Оберон», которые к тому моменту были выведены из состава британского флота. Представляется важным отметить, что британские лодки к настоящему моменту сняты с вооружения ВМС АРЕ, а китайские субмарины «проект 033» до сих пор сохраняют готовность к походу и боевым действиям. Сравнение основных тактико-технических характеристик ДЭПЛ британского и китайского производства приведено в таблице ниже.

Таблица 1.

Тактико-технические характеристики ДЭПЛ ВМС АРЕ проекта 033 и «Оберон»

Характеристика/проект 033 «Оберон»
Водоизмещение надводное (тонн) 1475 2030
Водоизмещение подводное (тонн) 1830 2410
Длина (м) 76,6 90
Ширина (м) 6,7 8,1
Осадка (м) 5,2 5,5
Максимальная глубина погружения (м) 300  
Тип двигателя Дизельный + электрический Дизельный + электрический
Кол-во двигателей 2 2
Мощность (л.с) 4000 6000
Мощность электродвигателя (л.с.) 2700 3000
Максимальная скорость подводная (уз) 13 17
Максимальная скорость надводная (уз) 15,2 12
Дальность плавания при экономической скорости (миль) 8300  
Вооружение Торпеды, ракеты торпеды
Боезапас 18 21
Экипаж 57 68

 

Известно, что в период с 1988 по 1993 г. на судостроительном заводе Tacoma Boatyard, расположенном в штате Вашингтон американские специалисты провели модернизацию системы управления огнем китайских ПЛ (пр-во компании Lockheed Martin Tactical Defense Systems, США), заменили перископы  и гидроакустические станции (пр-во компании STN ATLAS Elektronik GmbH, Германия).

Самым важным моментом комплекса модернизации является появление в номенклатуре вооружения противокорабельных ракет UGM-84 Harpoon (модификация для подводных лодок), которые позволяют поражать надводные цели на дальности 130 (по другим данным до 200) км. Кроме того, американские оружейники предоставили торпеды Мк.37Mod 1., оснащенные проводным управлением. В целом, проведенная модернизация позволила расширить боевые возможности ПЛ проекта 033, а также продлить их срок службы.

Третий этап развития подводных сил ВМС АРЕ связан с принятием на вооружение ДЭПЛ проекта HDW209/1400, которые разработаны конструкторами известной немецкой компании ThyseenKrupp Marine System. Известно, что в начале 2000-х гг. египетские военные рассчитывали приобрести партию ДЭПЛ проекта 206А из наличия ВМС Германии, однако в связи с нестабильной ситуацией в стране военно-политическое руководство АРЕ было вынуждено отложить переговоры о приобретении данных лодок.

На определенном этапе руководство Египта даже расценивало возможность приобретения российских ДЭПЛ проекта 636, однако немецкие кораблестроители смогли привлечь внимание официального Каира. Сравнение ТТХ ДЭПЛ российского и немецкого производства проведено в таблице 2.

По данным китайских источников, в 2011 г. был подписан первый контракт на две ДЭПЛ стоимостью 900 млн долл. США, а второй контракт на дополнительные две лодки был подписан несколько позднее и его стоимость составила уже 500 млн долл.США.

Таблица 2.

 

Тактико-технические характеристики ДЭПЛ проектов HDW209/1400 и 636

  HDW209/1400 636
Водоизмещение подводное (тонн) 1586 3950
Длина (м) 61,2 73,8
Ширина (м) 6,25 9,9
Осадка (м) 5,5 6,2
Максимальная глубина погружения (м) 280 300
Тип двигателя Дизельный + электрический Дизельный + электрический
Кол-во двигателей 4 2
Мощность  (л.с.) 5000 5500
Максимальная скорость подводная (уз) 20,5 20
Максимальная скорость надводная (уз) 11 11
Дальность плавания (миль) 8200 7500
Вооружение Торпеды, ракеты, мины Торпеды, ракеты, мины
Боезапас 14 18
Экипаж (чел) 30 52

 

К настоящему моменту на вооружении ВМС АРЕ находятся две ПЛ проекта HDW209/1400 с бортовыми номерами S41 (861) и S42 (862). Строительство первой лодки было начато в 10 декабря 2015, а передача египетским военным состоялась в декабре 2016 г.  К 19 апреля 2017 г. ПЛ S41 была доставлена в порт Александрии.

Вторая субмарина была заложена на судостроительном предприятии 5 декабря 2016 г, а передача ВМС АРЕ состоялась 8 августа 2017. ДЭПЛ с бортовым номером S42 была доставлена в порт Александрии 18 октября 2017 г. Строительство третьей лодки проекта HDW209/1400 было начато в мае 2019 г. Ожидается, что передача четвертой ДЭПЛ для ВМС АРЕ будет выполнена в 2021 г.

Как известно ДЭПЛ проекта HDW209/1400 являются самыми современными субмаринами европейского производства, которые могут приобрести иностранные государства. К настоящему моменту на вооружении ВМС 14  иностранных государств находится 63 ПЛ проекта HDW209 в разных модификациях. Самая крупная модель из модельного ряда — это HDW209/1500 – оснащается спасательным отделяемым отсеком, который позволяет разместить весь экипаж субмарины.

Следует отметить, что немецкие кораблестроители занимают лидирующие позиции на мировом рынке вооружений, как в секторе классических дизель-электрических подводных лодок, так и в области субмарин с воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ).

Внимание китайских специалистов к ВМС АРЕ обусловлено тем, что в перспективе египетские военные выведут из состава флота ДЭПЛ проекта 033 и уже сейчас известно о поисках альтернативы для этих лодок. Руководители предприятий ОПК КНР рассчитывают, что командование ВМС АРЕ по достоинству оценит разработки их специалистов и заключит контракт на поставку четырех ДЭПЛ с ВНЭУ проекта S20. Как известно, ранее ВМС Королевства Таиланд и Исламской Республики Пакистан подписали контракты на поставки данных субмарин, в комплекте к которым китайская сторона передает значительный боекомплект торпед.

55.84MB | MySQL:105 | 0,399sec