Оценки китайских специалистов тенденций внутриполитической ситуации в Пакистане и возможностей России по укреплению стабильности ИРП

По мнению китайских специалистов КИМСИ НОАК (Китайские институт международных стратегических исследований Народно-освободительной армии Китая, организация осуществляет подготовку военных дипломатов и повышение квалификации командного состава НОАК), внутриполитическая обстановка в Пакистане является достаточно сложной, однако негативные варианты политического развития страны не могут иметь место в ближнесрочной перспективе. Китайские специалисты отмечают, что из-за нынешнего кризиса существуют слухи о возможном военном перевороте, но можно предположить, что данный переворот маловероятен. Китайские исследователи приводят следующие причины:

  1. Народ не поддержит военный переворот. Пакистанцы поддерживают влиятельные вооруженные силы страны исключительно по таким вопросам, как оборона и безопасность, но аналитики говорят, что несколько безуспешных военных диктаторов сильно подорвали доверие населения к способности армии решать политические проблемы Пакистана. Такие военные лидеры, как генералы Аюб Хан, Зия-уль Хак и Первез Мушарраф были обвинены в коррупции и неэффективном руководстве.
  2. Роль динамичных пакистанских СМИ. Одним из менее известных в международном сообществе инструментов Пакистана являются яркие и удивительно свободные СМИ, которые действуют как наблюдатель за хрупкой демократией страны. Свободная пресса появилась в Пакистане всего десять лет назад, но она уже превратилась в мощного игрока в пакистанской политике. Тем не менее, по мнению китайских аналитиков, армия не сможет ответить СМИ в случае переворота.
  3. Роль независимой судебной власти. В предыдущих переворотах военные руководители Пакистана сумели перетащить на свою сторону влиятельную судебную систему Пакистана. По мнению китайских аналитиков, нынешняя судебная система Пакистана не станет отступать от конфронтации с армией.
  4. Союзники Пакистана не станут поддерживать переворот. Такие иностранные державы, как США и Саудовская Аравия, оказывают значительное влияние на Пакистан в силу экономической, политической и военной поддержки. И данная помощь поступает в Пакистан, несмотря на высокую напряженность в отношениях с США, которые наблюдаются в последние месяцы, из-за рейда американских спецназовцев в Пакистане, прошедшего в мае 2010 года, в результате чего был убит Усама бен Ладен. Тем не менее, союзники Пакистана будут рассматривать военный переворот, как дестабилизирующий для региона фактор, который также будет угрожать хрупкому мирному процессу в Афганистане.

Основные направления внешнеполитического курса пакистанского руководства остаются в целом неизменными. Важную роль продолжают играть отношения с Китаем, США, мусульманскими странами Ближнего и Среднего Востока, странами ЦАР, Индией, Афганистаном, Россией и рядом других государств. В качестве своего главного стратегического союзника в регионе Пакистан рассматривает Китай.

Пакистанское руководство поддерживает исторически сложившуюся интеграцию с мусульманскими странами Ближнего и Среднего Востока, занимая нейтральную позицию в конфликтах в этом регионе. В последнее время заметна политическая активность правительства страны в отношении установления более тесных связей с республиками Средней Азии. Политика Исламабада в отношении этих государств строится в расчете на их вовлечение в экономический, а затем и в политический альянс мусульманских стран, в котором Пакистан намерен занять ведущее место. Серьезным препятствием для реализации этих планов остается политика односторонней поддержки руководством страны движения талибов в ИРА.

В последнее время проявляется заинтересованность пакистанского руководства в развитии двусторонних отношений с Российской Федерацией в экономической и военной сферах. В Исламабаде полагают, что такое сотрудничество способно в короткие сроки укрепить военный потенциал страны в условиях сохранения американского эмбарго на поставки Пакистану оружия и военной техники. Нынешнее состояние пакистано-индийских отношений предоставляет России возможности для укрепления своих геополитических позиций в Южной Азии, начинающей играть все возрастающую роль в транспортировке энергетических ресурсов из Персидского залива на Дальний Восток, и в предотвращении экспорта политического ислама в жизненно важную для России Центральную Азию. В связи с этим представляется необходимой активизация внешнеполитической деятельности РФ в регионе по следующим направлениям.

  1. России пора энергично возвращаться в Южную Азию (то есть к советской внешней политике 1960-х годов), используя ШОС для дискуссий по общем проблемам безопасности Центральной и Южной Азии, а также по другим важным вопросам, непосредственно затрагивающим интересы России, Индии и Пакистана (в частности, транспортного коридора «Север – Юг»). Важность использования механизмов ШОС особенно значима для отношений России и Индии, поскольку в Дели рассматривают ШОС как «придаток» внешней политики Китая. Вовлечение в ШОС на полноправной основе Индии и Пакистана, безусловно, отвечает стратегическим интересам России.
  2. Для России настало время ответить в Южной Азии на активность Соединенных Штатов своей активностью. Целями подобной активности могли бы стать восстановление отношений с Индией до советского уровня и возвращение России в Пакистан. Эти цели разделяют и Индия, и Пакистан, каждое государство по-своему. Важную роль в регионе играет Китай. Думается, КНР не меньше России озабочена повышенной геополитической активностью США в Южной Азии и на сопредельных территориях. В Пекине, в частности, полагают, что события в Тибете и Синьцзян-Уйгурском автономном районе можно рассматривать как часть американского стратегического замысла по окружению Китая. При сложившихся обстоятельствах уплотнение сотрудничества в четырехстороннем формате (Индия – Пакистан – Китай – Россия) может ограничить распространение дестабилизирующих влияний и в Южной, и в Центральной Азии.
  3. Нельзя не учитывать заметное потепление индо-пакистанских отношений, готовность Нью-Дели урегулировать свои отношения с Пакистаном, в том числе и по проблеме Кашмира. Налицо все предпосылки для широкомасштабного развития российско-пакистанских экономических и даже политических отношений.
52.19MB | MySQL:103 | 0,541sec