Об оценке результатов 40-й сессии глав стран-членов ССАГПЗ в канун Национального дня Эмирата Катар

Как известно, страны ССАГПЗ встретились на прошлой неделе на своем 40-мом саммите в Эр-Рияде, прошедшей, по оценке хозяев мероприятия, «в атмосфере примирения». Особенно после заявления заместителя министра иностранных дел Кувейта, Халеда аль-Джараллы посредника по кризису в Персидском заливе, в котором он выразил оптимизм по поводу разрешения конфликта между Саудовской Аравией и Катаром и позитивных шагов по достижению прогресса в примирении последних и каналов для прекращения спора, «который отныне будет частью прошлого».

Между тем, ряд политических обозревателей в самом Катаре, видит картину, несколько по-другому. Этому в воскресенье была посвящена обзорная статья на портале «Аль – Араб» и вот, что в ней, в частности говорится:

«…Представляется, что отношение стран Персидского залива к примирению отличается и иногда различается, начиная с Государства Катар, где министр иностранных дел Катара и до встреч на высшем уровне в Персидском заливе подтвердил, что между Катаром и Королевством Саудовская Аравия ведутся переговоры по урегулированию кризиса в  и выразил оптимизм по поводу того, что переговоры с братьями в Саудовской Аравии принесут плоды. Речь шла о положительных результатах, подтверждающих прогресс в переговорах и переход от тупика в кризисе в Персидском заливе к разговору о будущем видении отношений».

Ясно, что заявление министра иностранных дел Катара имеет важные последствия, в том числе то, что позиция Эр-Рияда в отношении кризиса является более гибкой, чем у других сторон, что королевство заинтересовано в разрешении кризиса на благо всех, и путь к урегулированию кризиса лежит только через переговоры и под эгидой кувейтского посредничества.

Что касается позиции Саудовской Аравии по примирению в Персидском заливе, она была упомянута министром иностранных дел Саудовской Аравии. В своих ответах на вопросы прессы, А.аль-Джубейр сказал, что «Катар сделал позитивные шаги, и мы ждем от него других шагов». А.аль-Джубейр подтвердил, что Саудовская Аравия приглашала катарское руководство на все региональные встречи, проводимые в Саудовской Аравии. Что подтверждает, что саудовский дипломатический язык изменился в лучшую сторону для разрешения кризиса. Что касается позиции Бахрейна, то она была изложена ​​министром иностранных дел Бахрейна, шейхом Халедом аль-Халифой, в заявлении Министерства иностранных дел Бахрейна, в котором позиция Катара во время саммита ССАГПЗ была названа «несерьезной и где возникла его серьезная и неоднозначная негативная ситуация, когда кто-то от имени Его Высочества эмир проявил себя без соответствующей на то санкции…

Похоже, что Его Превосходительство, министр забыл, что на заседании ССАГПЗ не обсуждался в первую очередь кризис в Заливе, и что Катар всегда требует от всех находиться за столом переговоров без предварительных условий и под эгидой кувейтского посредничества.

Что касается позиции ОАЭ, ее можно прочитать из твитта министра Гаргаша, который потребовал, чтобы кризис в Персидском заливе — в отношении Государства Катар — был пересмотрен.

Примечательно, что саудовский дипломатический язык по примирению в Персидском заливе, с одной стороны, и эмиратский и бахрейнский, с другой стороны, различаются. Возвращаясь к 40-ой встрече на высшем уровне, которая подчеркнула в своем заключительном заявлении важность решения проблем, с которыми сталкивается регион, и стремление укрепить механизмы сотрудничества между государствами ССАГПЗ, некоторые считают, что итоговое заявление на саммите не касается реальности, и забывают, что настоящая и неотложная проблема — это разрыв отношений между странами Персидского залива, жесткость системы Персидского залива и ее неспособность урегулировать разногласия в Персидском заливе, что угрожает самому выживанию ССАГПЗ как важной региональной системы.

Точно так же необходимо подготовить почву для реального примирения в Персидском заливе, чтобы предотвратить подобные вещи в будущем. Это определенно лучше, чем стремление к абстрактному миру в Персидском заливе. Именно это произошло на саммите в Эр-Рияде, и ожидается, что позитивные дипломатические итоги саудовско-катарской диалога будут подкреплены практическими шагами, такие как открытие пограничных переходов для путешественников и открытие воздушного пространства для гражданской авиации.

Вывод: принцип взаимодействия между политиками стран Персидского залива должен быть «на первом месте – все, что в Персидском заливе», прежде чем все другие страны, будь то братские или дружеские, и что мы допускаем различия в нашей политике вне нашего региона как лучшие, чем разногласия между нами, у себя дома…».

Подобная оценка в катарской официальном издании, подкрепляет наше предположение о том, что у эмирата более сильная позиция в переговорном процессе, который, как выясняется, идет, по крайней мере, с начала этого года. И что саудовские сателлиты, не все успевали  «следовать за генеральным курсом».

В самом Катаре, недавний» триумфатор», вернувшийся из Эр-Рияда, шейх Абдалла ибн Насер бен Халифа Аль Тани, премьер-министр и министр внутренних дел выступил в национальных СМИ по случаю Национального дня Государства Катар, который отмечается 18 декабря.

В специальном заявлении для Катарского агентства новостей глава правительства «искренне поздравил Его Высочество шейха, Тамима ибн Хамада Аль Тани, эмира страны, Его Высочество, отца принца шейха Хамада бен Халифу Аль Тани и граждан этой доброй земли по случаю празднования национального дня государства и попросил Всевышнего повторить этот день и хранить страну, чтобы ее жители гордились ей, пребывая в безопасности, стабильности и уверенности».

Он сказал, что «празднования Национального дня имеет большие значения в умах и сердцах всех граждан и проживающих в нем иностранцев, что указывает на то, что этот день  воплощает в себе значения единства и искреннего братства среди сыновей одной родины, а также является прекрасным поводом для того, чтобы почтить память основателя, заложившего основы государства, шейха Джассима бен Мухаммад Аль Тани.

Премьер-министр и министр внутренних дел добавил: «Одним из наиболее важных уроков, которые можно извлечь из этого события, является воплощение ценностей преданности Родине, в том числе ассоциации народа Родины с нашим мудрым руководством, Его Высочеством шейхом Тамимом бен Хамадом Аль Тани, — пусть Бог сохранит и поддержит его — там, где у Его Высочество есть основной интерес — в родине и ее гражданах. Празднование Национального дня способствует продвижению ценностей лояльности к стране через образы солидарности и взаимозависимости между руководством, гражданами и жителями этой хорошей земли, их приверженности ценностям государства». Он добавил: «Эта сплоченность стала главной чертой каждого, кто стоит вместе, под сознательным и осознанным руководством, искренне работая ради возрождения нашей любимой страны Катара».

Что касается неустанных усилий по осуществлению «Национального видения Катара до 2030 года» и его нынешней стратегии развития на 2018/2022 годы, Абдалла ибн Насер бен Халифа Аль Тани, заявил, что «этот год является вторым годом в реализации второй стратегии национального развития. Различные министерства, органы и ведомства продолжили свои проекты и программы, которые были утверждены в 2018 году».

Таким образом, в ближайшее время следует ожидать дальнейших подвижек в нормализации саудовско-катарских отношений, причем, нет оснований, что Доха пойдет на какие-либо значительные уступки Эр-Рияду. Последний, заинтересован, прежде всего, в ослаблении сотрудничества Катара с Турцией и с Ираном.

52.23MB | MySQL:103 | 0,475sec