Южный Судан: анализ политических рисков на 2020 г.

Поверхностный взгляд на итоги политического развития Южного Судана в 2019 году позволяет смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом.  Пожалуй, впервые с момента образования независимого государства установлено длительное перемирие между враждующими сторонами конфликта, которое длится с сентября 2018 года. При этом правящая власть и оппозиция ведут диалог и, казалось, медленно, но верно продвигаются к поставленной цели – формированию нового коалиционного правительства.

Однако, по оценке различных международных наблюдателей, реальная ситуация в стране далеко не такая оптимистичная, и мирный процесс находится под серьезной угрозой срыва. Следует ожидать, что политические риски и риски в сфере безопасности в 2020 году, особенно в первом полугодии, весьма высоки.

Периодически откладываемое выполнение сторонами конфликта обязательств в рамках мирного процесса по формированию правительства национального единства ведет к росту взаимного недоверия и закладывает своего рода мину замедленного действия. 12 ноября истек очередной, отложенный срок выполнения этого решения, который стороны перенесли еще на 100 дней – на конец февраля 2020 года.

При этом, несмотря на оптимистичные декларативные заявления от обеих сторон в последние недели, поводов для оптимизма не так уж много. В частности, очередная встреча в Джубе 2-4 декабря президента Ш.Киира и лидера оппозиции Р.Машара под эгидой Межправительственного органа по развитию стран Восточной Африки (ИГАД) и при посредничестве вице-президента Южной Африки Давида Мабуза вновь завершилась безрезультатно. Доверия между сторонами пока не много, хотя усилия предпринимаются энергичные.

Одна из сложнейших задач, cформулированных в мирном соглашении – интеграция военных групп армии и оппозиции в единую структуру. Несмотря на активный публичный пиар и в частности анонсированный в начале декабря с.г. правительством Южного Судана транш в размере 40 млн долларов США на создание новой объединенной национальной армии, прогресс пока достигнут незначительный.

Другим камнем преткновения стал вопрос о федеративном делении Южного Судана – стороны не смогли договориться о принципиальных моментах относительно количества провинций и их территориального и пограничного разделения.

Однако, главной проблемой является отсрочка в создании временного коалиционного правительства национального единства, которое не удалось сформировать к 12 ноября с.г. ввиду отсутствия доверия между сторонами и гарантий безопасности со стороны правящей власти для лидера оппозиции Р.Машара, которому в новом формате властного механизма отведена роль вице-президента страны. С каждой новой отсрочкой в выполнении решений пакетного мирного соглашения сентября 2018 года доверие между сторонами падает, и перспективы диалога сужаются. А ведь именно решение этой задачи позволит приблизится к политическому решению проблемы Южного Судана. В совокупности, в рамках содействия мирному процессу президент Ш.Киир выделил в конце этого года порядка 100 млн долларов, включая 40 млн на консолидацию армейских частей.

Помимо формирования единого правительства и общей национальной армии, соглашение 2018 года преследовало важную цель общей стабилизации. Однако, поддержание перемирия на протяжении последних 15 месяцев не стало, как ожидалось, фактором, стабилизирующим политическую и экономическую жизнь Южного Судана. Несмотря на отсутствие активных вооруженных действий и некоторое снижение накала в сфере безопасности, перемирие не дало каких-либо реальных шансов для развития местной экономики. Как показывает статистика, экономические показатели в стране за последнее время продолжали резко подать, а гуманитарная ситуация — сильно деградировать. В частности, по итогам 2019 года впервые рост ВВП страны был резко отрицательным и составил минус 2.5%. Долгосрочный прогноз не слишком утешительный даже при стабильном политическом развитии – не более 2% ежегодного роста в течение ближайших пяти лет. При этом инфляция в этот же период (2020-2024) прогнозируется в среднем на уровне 27% в год. Девальвация национальной валюты только за последние полгода составила 6%, и вероятнее всего в 2020 году она продолжит свое падение.

Кажущаяся стабильность политической ситуации не стала панацеей и от растущего гуманитарного кризиса. В декабре 2019 года, согласно обновленным данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), категория населения, испытывающего потребность в продовольственном содействии, достигла 4.55 млн человек, из которых более 2 млн– женщины и дети. При этом число внутренне перемещенных лиц составило 1.5 млн человек. В плане чрезвычайного реагирования ООН на 2020 год прогноз еще более пессимистичный: гуманитарные агентства запрашивают 1.5 млрд долларов у доноров на следующий год для того, чтобы обеспечить гуманитарным содействием, в том числе продовольственным, 5.6 млн человек.

С учетом складывающейся ситуации, можно прогнозировать высокую вероятность дестабилизации политической ситуации в Южном Судане в начале 2020 года. Политические риски будут связаны с провалом самых принципиальных обязательств сторон как создание единой армии и формирование коалиционного правительства в Джубе с возвращением в столицу лидера оппозиции Р.Машара. Если прорыва по этим магистральным направлениям не произойдет и формирование правительства будет снова отсрочено, то никакие заявления сторон и дополнительные шаги навстречу не смогут повлиять на ситуацию. Кроме того, давление со стороны международных посредников и ведущих внешних игроков, прежде всего США, на правящую власть и оппозицию в Южном Судане будет только возрастать. Это может проявляться в форме вероятных санкций, эмбарго и блокирования финансовой помощи. В конечном итоге политические риски будут возрастать, что увеличит угрозу возобновления активной вооруженной фазы внутреннего конфликта к марту-апрелю 2020 года.

62.82MB | MySQL:102 | 0,520sec