О развитии гражданской авиации Кувейта

В условиях провозглашения руководством Кувейта задачи по диверсификации экономики в качестве приоритетной преобразованию транспортной отрасли отводится одна из ключевых ролей. Реализация проектов в этой сфере позволит существенно укрепить общий экономический потенциал страны, поспособствовать развитию промышленности, торговли и туризма, создать новые рабочие места. Стратегия развития Vision 2035, принятая в 2017 году, предполагает масштабное инвестирование в строительство инфраструктуры. Одни из самых крупных реализуемых сегодня проектов связаны с модернизацией авиационного комплекса страны.

Авиакомпания Kuwait Airways появилась в 1954 году как частный перевозчик, который обслуживал маршруты регионального значения (Дамаск, Багдад, Бейрут). Широкую помощь в ее создании оказали британские специалисты. Уже в течение первого года в связи с угрозой банкротства 50% акций были выкуплены государством, а еще через несколько лет оно стало ее единственным владельцем. Kuwait Airways была одной из первых и передовых авиакомпаний Ближнего Востока и стран Персидского залива с современным флотом, карта маршрутов которого включала АТР, Европу, США и Африку. В конце 1980-х гг. многие эксперты предполагали, что именно кувейтский перевозчик станет лидером всего региона Персидского залива по доле присутствия на рынке этого вида услуг, качеству сервиса, объемам выручки и количеству эксплуатируемой техники. Однако все изменило вторжение Ирака в 1990-м году, в результате которого многие объекты инфраструктуры были повреждены, оборудование разграблено, самолеты выведены из строя. Часть похищенного имущества удалось вернуть с территории Ирака только в 2003 году.

Хотя полеты удалось возобновить уже в 1992 году, большая часть рынка оказалась уже потерянной, а лидирующие позиции в регионе постепенно стали закрепляться за Emirates (Дубай). На протяжении следующих десятилетий кувейтская авиакомпания неоднократно испытывала серьезные финансовые трудности, с 2004 года рассматриваются возможности ее частичной приватизации, однако до настоящего времени практическая стадия этого процесса не началась. По состоянию на 2013 год флот, эксплуатируемый кувейтским перевозчиком, был одним из самых устаревших на Ближнем Востоке (средний возраст составлял более 20 лет), однако в результате программы модернизации парк удалось существенно обновить. В настоящее время он представлен 30 единицами, в том числе 13 единиц Airbus A320-200, 2 единицы Airbus A320neo, 5 единиц Airbus A330-200, 10 единиц Boeing 777-300ER. Средний срок эксплуатации техники не превышает 7 лет. В планах авиакомпании планируется приобретение в ближайшие годы партии 26 лайнеров Airbus, количество единиц в эксплуатации в конце 2022 года должно составить 47 единиц. В настоящее время Kuwait Airlines осуществляет рейсы в 24 страны с использованием 38 маршрутов, руководство намерено расширить список государств присутствия до 46.

В 2004 году в Кувейте создан первый негосударственный авиаперевозчик Jazeera Airways. Его владельцами является Boodai Project (17 %) и Wings France (9%) (обе аффилированы с кувейтской Boodai Group), а также государственные и, в меньшей степени, частные компании эмирата. Хотя авиакомпания позиционирует себя как частная, с учетом специфики экономики Кувейта влияние государства на нее определяющее. Флот состоит из 12 лайнеров, в том числе 9 единиц Airbus A320-200 и 3 единиц Airbus A320neo. Заказано еще два самолета Airbus. Количество направлений более 20, которые представлены арабскими странами, активно осуществляется авиасообщение с Индией, Бангладеш и Пакистаном, а также имеются рейсы в Турцию, страны СНГ, Великобританию. Планируется расширение географии присутствия в государствах Европы, Азии, ССАГПЗ. Возлагаются надежды как на обслуживание потребителей в арабских странах, так и на увеличение транзита из Европы в Азию (особенно трудовых мигрантов). Маркетинговая стратегия во многом схожа с Flydubai (Дубай): оба перевозчика позиционируют себя как бюджетные, но с более высоким для авиакомпаний такого рода уровнем обслуживания. Jazeera Airways продает билеты не только эконом-класса, но и бизнес-класса. Упомянутый Flydubai является основным конкурентом этого перевозчика, особенно на региональном рынке, хотя масштабы двух авиакомпаний несопоставимы. В 2009 году руководство ОАЭ потребовало от Jazeera Airways ограничить активность в эмирате в целях не допустить превращения аэропорта Дубая в хаб кувейтского перевозчика.

Количество обслуживаемых пассажиров Kuwait Airways по итогам 2018 года достигло 4,7 млн, в 2017 году – 4,1 млн, в 2016 году – 2,8 млн. Уверенный рост показателя наблюдается с 2013 года. Расширение демонстрирует и Jazeera Airways: по итогам 2018 года количество пассажиров превысило 2 млн человек, увеличившись с 1,4 млн в 2017 году. В некоторых месяцах 2019 года показатель также демонстрировал рекордно высокие значения.

Выручка Kuwait Airways по итогам 2017 года составила 981 млн долл. США, по итогам 2018 года – 1 087 млн долл. США. Несмотря на уверенные темпы роста, авиакомпании пока не удалось выйти на показатели прибыли по итогам года, что связывается ее руководством с последствиями войны 1991 года и кризисом прошлых лет. Но в последнее десятилетие финансовые показатели улучшаются ежегодно, а по итогам 2019 года уже возможен положительный результат. В случае Jazeera Airways выручка превысила 250 млн долл. США, увеличившись на 45% по сравнению с прошлым годом. Финансовый результат положительный, однако чистая прибыль не превышает 20 млн долл. США.

Компании также предпринимают усилия по расширению присутствия на рынке и уделяют внимание маркетинговой политике. К примеру, Kuwait Airways был одним из первых, кто стал осуществлять полеты в Египет после теракта в отношении российского лайнера в 2015 году. В 2017 году укреплению позиций кувейтских авиакомпаний существенно поспособствовал дипломатический кризис вокруг Катара, по итогам которого Кувейт стал использоваться многими пассажирами, следующими из Катара, особенно в направлении Египта и Саудовской Аравии.

Период модернизации проходит и аэропорт Kuwait International Airport. Он появился в 1928 году, однако большая часть инфраструктуры, которая имеется сегодня, создана при реконструкции в 1979 году. Состоит из 5 терминалов, из которых в настоящее время один находится в стадии реконструкции. После завершения этого проекта стоимостью 4,3 млрд долл. США аэропорт будет способен обслужить 25 млн пассажиров в год (в настоящее время 16,5 млн). Основным подрядчиком является турецкий  холдинг Limak. Первоначально плановые сроки завершения приходились на 2022 год, однако в 2019 году руководство аэропорта заявило, что проект должен быть завершен на два года раньше. Это связано с высокими темпами роста количества обслуживаемых пассажиров (с 10,3 млн в 2014 году до 12,8 млн в 2018 году). Показатель увеличивается быстрее прогнозных планов, дальнейшие перспективы оцениваются оптимистично. Реконструкция аэропорта – один из самых крупных проектов по развитию инфраструктуры в стране в настоящее время, сравнимый по своим масштабам только со строительством и модернизацией автомобильных дорог, которое осуществляется в течение последних нескольких лет.

После долгого перерыва Кувейт все активнее включается в борьбу за расширение присутствия на рынке авиаперевозок. Основные преимущества заключаются в удобном географическом положении, возможностях правительства поддержать отрасль, наличие политических противоречий, которые делают Кувейт более безопасным и надежным пунктом обслуживания поездок (военно-политический кризис в Ираке, дипломатический конфликт Саудовской Аравии, Египта и ОАЭ с Катаром). Хотя национальные перевозчики пока испытывают трудности, их объемы выручки и перевозок демонстрируют уверенную тенденцию к росту, планы по расширению присутствия также амбициозны. Ввиду этого, вероятность дальнейших успехов авиационной отрасли высокая, что обусловит появление нового конкурента перевозчикам из ССАГПЗ.

44.73MB | MySQL:115 | 1,151sec