К вопросу взаимодействия ШОС и Афганистана

Судьба Афганистана, занимающего ключевое геополитическое положение, традиционно неразрывно связана с развитием его соседей, проводимой региональными и мировыми державами политической линией в регионе Среднего Востока и Центральной Азии. В течение последнего десятилетия в отношениях Исламской Республики Афганистан (ИРА) с его партнерами все более стала проявляться характерная для всего мирового сообщества тенденция к большей вовлеченности в интеграционные процессы. Так, на саммите Ассоциации регионального сотрудничества стран Южной Азии (СААРК) в апреле с.г. в Нью-Дели Афганистан присоединился к работе этого регионального форума в качестве полноправного члена.

Вместе с тем, как представляется, наибольший потенциал для содействия урегулированию в Афганистане и дальнейшему социально-экономическому развитию этой страны способна сыграть Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). Подобный вывод основывается на политической и экономической мощи входящих в эту организацию государств (речь прежде всего идет о России и Китае); их географической близости к Афганистану; прямой заинтересованности в скорейшей стабилизации обстановки в ИРА; позиционировании ШОС в качестве региональной интеграционной структуры, способной решать и глобальные проблемы, включая терроризм, одним из важнейших источников которого по-прежнему остается Афганистан.

Напомним об истории возникновения ШОС, объединяющей к настоящему времени Казахстан, Киргизию, Китай, Россию, Таджикистан и Узбекистан (наблюдателями при организации выступают Индия, Иран, Монголия и Пакистан). Шанхайская организация сотрудничества была сформирована на базе Соглашения об укреплении доверия в военной области в районе границы и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы, заключенных между Казахстаном, Киргизией, Россией, Таджикистаном, с одной стороны, и Китаем — с другой стороны, соответственно, в 1996 и 1997 гг.

Декларация о создании ШОС была подписана на встрече глав шести государств в Шанхае 15 июня 2001 г. На саммите в Санкт-Петербурге 7 июня 2002 г. была принята Хартия ШОС (вступила в силу 19 сентября 2003 г.) – базовый уставной документ, фиксирующий цели, принципы, структуру и основные направления деятельности организации.

Важным шагом в укреплении правовой базы объединения, развитии разностороннего взаимодействия стало подписание в Бишкеке 16 августа с.г. Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве.

Примечательно, что с момента своего образования ШОС уделяет приоритетное внимание развитию ситуации в Афганистане, нестабильность на территории которого угрожает всем государствам — участникам этого объединения. Есть все основания полагать, что в условиях террористической и наркотической угроз, исходящих из ИРА, вовлеченность Шанхайской организации сотрудничества в афганское урегулирование будет лишь нарастать. Тем более что взаимодействие по линии ШОС–Афганистан получило свое организационное оформление в виде Контактной группы.

Договоренность о создании указанного механизма была достигнута на саммите организации в Ташкенте в 2004 г., на которой нынешний президент Афганистана Х. Карзай присутствовал в качестве гостя председательствующего. Протокол о создании Контактной группы ШОС–ИРА был подписан 4 ноября 2005 г. в Пекине с целью выработки предложений и рекомендаций по осуществлению сотрудничества между сторонами по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Контактная группа осуществляет свою деятельность в форме консультативных встреч, которые проводятся по взаимной договоренности на базе Секретариата ШОС и/или посольства Афганистана в Китайской Народной Республике.

Таким образом, на текущий момент есть основания рассматривать взаимодействие по линии ШОС–Афганистан в качестве сформировавшегося механизма подключения ИРА к работе этого интеграционного объединения. Как видится, в среднесрочной перспективе подобный формат сотрудничества вряд ли изменится. Не приходится говорить и о предоставлении Афганистану статуса наблюдателя при ШОС: любые инициативы Кабула в этом направлении жестко блокируются Вашингтоном, рассматривающим Шанхайскую организацию сотрудничества в качестве своего весомого конкурента в регионе.

Вместе с тем США не могут игнорировать тот факт, что ШОС успешно дополняет политическое сотрудничество с Афганистаном развитием экономических связей. В 2006 г. торговля со странами организации, как членами, так и наблюдателями, составила две трети внешнеторгового оборота Кабула (2 млрд долларов), при этом экспорт государств — членов ШОС в Афганистан в пять раз превысил импорт «шанхайской шестерки» из этой страны.

В 2006 г. ведущее место среди стран ШОС в торговле с Афганистаном занимала КНР (318 млн долларов), которая поставляла афганцам энергетическое оборудование, дорожно-строительную и автотехнику, товары широкого потребления. Товарооборот России с Афганистаном в 2006 г. составил 240 млн долларов. Торговля Узбекистана с Афганистаном в 2006 г. достигла 205 млн долларов, афганцам поставлялись электроэнергия, нефтепродукты, газ, стройматериалы, продовольствие. Казахстан выразил заинтересованность в выигрыше тендера на разработку в Афганистане месторождений меди «Айнак» и железа «Хаджигак». Таджикистан поставляет Афганистану электроэнергию, металлопродукцию, продовольствие. Товарооборот Киргизии с Афганистаном в 2006 г. равнялся 93 млн долларов, большую его часть составили поставки электроэнергии для афганцев и транзитом в Пакистан.

Развивающиеся торгово-экономические связи государств — членов ШОС и Афганистана, с одной стороны, их совместная вовлеченность в противодействие террористической и наркоугрозам, исходящим из Афганистана, а также их уязвимость перед лицом возможного ухудшения положения в области политической стабильности и общей безопасности в этой стране — с другой стороны, создают объективную основу для совпадения интересов «шестерки» в вопросе о целесообразности проведения представительной международной конференции по Афганистану.

На заседании Совета министров иностранных дел ШОС в Бишкеке в июле с.г. министр иностранных дел России С.В. Лавров выдвинул предложение о проведении под эгидой Шанхайской организации сотрудничества международной конференции по Афганистану в интересах стабилизации внутриполитической ситуации в этой стране и содействия ее социально-экономической реабилитации.

В практическом плане разработанный Управлением ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН) трехлетний план действий по пограничному сотрудничеству в Центральной Азии мог бы быть дополнен на этой конференции предложением о создании комплексной системы «поясов антинаркотической и финансовой безопасности вокруг Афганистана» с участием государств — членов ШОС в развитие инициативы организации 2002 г. в этом направлении.

Каковы перспективы дальнейшего взаимодействия ШОС и ИРА? В политическом плане объективным сдерживающим фактором, как уже отмечалось, остается иностранное военное присутствие на афганской территории. Вместе с тем без военной поддержки извне кабульская администрация вряд ли сможет удержаться у власти под напором экстремистских сил. Это, как представляется, в полной мере осознают в странах — участницах ШОС. В этой связи со стороны Организации не следует ожидать жестких выпадов против присутствия в Афганистане контингентов НАТО, тем более требований об их скорейшем выводе.

Таким образом, единственным и наиболее эффективным инструментом закрепления и расширения влияния ШОС в ИРА остается развитие торгово-экономических связей, участие в восстановительных проектах на афганском направлении, содействие подготовке специалистов для этой страны.

52.22MB | MySQL:103 | 1,550sec