Сирия в контексте ближневосточной политики Франции

Ближневосточное направление французской внешней политики активно развивается в течение длительного времени. Особое положение в этой политике отводится Сирии — ныне одной из ведущих стран региона. После окончания Первой мировой войны вплоть до 1946 г. Сирия являлась французской подмандатной территорией. Естественно, что в этот период французское влияние было определяющим фактором развития сирийской внутренней политики, экономики, социальной сферы. Однако и в период независимого развития, после прихода к власти баасистов, Сирия продолжала оставаться одним из приоритетных интересов Франции на Ближнем Востоке; отношения стали активизироваться после диверсификации политического курса САР в 90-е годы.

Новый виток развития сирийско-французских отношений начался с приходом к власти Б. Асада, нынешнего президента Сирии. Это ознаменовалось, в частности, присутствием Жака Ширака, в то время президента Франции, на похоронах предыдущего лидера сирийского государства Хафеза Асада. Таким образом, Франция выразила свои надежды на то, что смена власти в Сирии повлечет за собой перестройку политических и экономических структур и стратегий этой страны. При этом Париж проявил готовность содействовать в осуществлении этих перемен. Так, Франция активно помогает Сирии в проведении внутренних преобразований и либерализации экономики (о необходимости перехода к рыночной экономике в Сирии было объявлено во время 10-го Съезда партии Баас в июне 2005 г.). В Сирию направляются группы высокопрофессиональных экспертов для консультирования сирийского правительства по вопросам реструктуризации экономики.

Что касается политических взаимоотношений, то их динамика весьма неоднозначна. За последние несколько лет Франция неоднократно оказывала поддержку США в их достаточно жесткой политике по отношению к САР. В частности, поворотным моментом в сирийско-французских отношениях стала гибель премьер-министра Ливана Р. Харири в феврале 2005 г. в результате теракта. Немаловажно, что Харири был личным другом президента Франции Ж. Ширака. Из всех европейских стран Франция, наряду с Великобританией, оказалась настроена наиболее жестко и критично по отношению к Сирии, активно поддерживая политику США. Так, в марте 2005 г. госсекретарь США К. Райс и министр иностранных дел Франции М. Барнье потребовали от Дамаска прекратить оказывать воздействие на Ливан. Тогда же К. Райс заявила М. Барнье, что Сирия и Франция рассматривают, что можно сделать для стабилизации обстановки в Ливане, когда сирийцы его покинут. В октябре 2005 г. Франция и США пообещали наложить на Сирию экономические санкции, если она не согласится полностью сотрудничать со следственной комиссией ООН, расследующей обстоятельства гибели Р. Харири. Буквально через несколько часов после того, как руководитель комиссии, германский прокурор Детлев Мехлис предоставил Совету Безопасности ООН отчет о ходе расследования дела Харири, США и Франция распространили проект резолюции по Сирии. В декабре 2005 г. те же страны подготовили проект резолюции, предполагавший расширение деятельности упомянутой следственной комиссии в область расследования других политических убийств, произошедших в Ливане за последний год.

Еще одним значимым событием для развития сирийско-французских отношений стала вторая ливанская война. В январе 2006 г. президент Ширак вновь напомнил Сирии о необходимости соблюдения резолюций ООН, а также о необходимости полного сотрудничества с комиссией ООН в расследовании дела Харири. За несколько месяцев до начала военных действий, в марте 2006 г., Ширак в официальном выступлении предупредил Сирию, что любые попытки дестабилизировать ситуацию в Ливане вызовут резкий отклик международной общественности. Имеются данные, согласно которым Ж. Ширак в начале этой войны неофициально поддержал Израиль, в частности, в его намерениях атаковать Сирию. Основанием для поддержки послужило мнение, высказанное французским президентом, что именно Сирия являлась основным поставщиком вооружений для «Хизбаллы».

Таким образом, действия Ширака можно представить как попытку перекрыть канал поставок вооружений и способствовать тем самым прекращению военных действий. Однако есть и другая точка зрения. Так, еще до начала второй ливанской войны, осенью 2005 г., у определенной части мировой общественности сложилось мнение, что Франция и другие страны, поддерживающие нападки США на Сирию и пытающиеся сфокусировать общественное внимание на сирийском вмешательстве в Ливан, стремятся таким образом предотвратить массовое возмущение арабского общества по поводу действий США в Ираке, где ситуация в тот период обострилась до чрезвычайности. Особенно важной в этом свете стала позиция Алжира, представляющего арабский мир в Совете Безопасности ООН и весьма близкого к Дамаску. Тем не менее к концу войны Франция изменила свою позицию, по официальной версии — из опасений, что французские солдаты станут мишенью «Хизбаллы».

Почему Франция была изначально настроена так жестко? Проявление солидарности с политикой США в данном случае представляется не причиной, а лишь средством достижения собственных целей. Франции было необходимо вывести Ливан из-под контроля Сирии, что было продиктовано в первую очередь французскими экономическими интересами на Ближнем Востоке. Повышенный интерес Франции к Ливану вполне понятен, так как эта страна в довоенное время имела весьма благоприятный финансово-экономический климат для европейских инвестиций («арабская Швейцария»). При восстановлении в Ливане политической стабильности Франция, несомненно, примет самое активное участие в реконструкции экономического пространства этой страны, что может принести значительную прибыль. Однако пока Ливан находился под контролем Сирии, проникновение в ливанскую экономику французского (и прочего иностранного) капитала во многом лимитировалось руководством САР. Соответственно, выведение Ливана из-под сирийского влияния было первоочередной задачей в контексте осуществления французской экономической политики на Ближнем Востоке. Это подтверждается высказыванием Ж. Ширака в феврале 2005 г., когда президент Франции заявил, что связи его страны с Ливаном весьма прочны и «что вредно для Ливана, то вредно для Франции». Необходимо также отметить, что именно Франция возглавила контингент миротворческих сил ООН, размещенный в Ливане. Изначально Франция планировала предоставить в распоряжение ООН лишь 200 своих солдат (по состоянию на 17 августа 2006 г., из 2000 миротворцев ООН 200 составляли французские солдаты), однако вскоре существенно увеличила их число, что доказывает важность ливанского вопроса для французской политики. Так, когда было принято решение об увеличении контингента сил ООН до 15 тыс. человек, 2 тыс. из них составили французские миротворцы.

С другой стороны, размеры французского капитала, размещенного на Ближнем Востоке вообще и в Сирии, в частности, весьма значительны. При этом экономическое сотрудничество двух стран развивается в различных сферах. Так, в июле 2006 г. сирийский министр транспорта Й. Бадр обсуждал с директором Французского национального центра безопасности транспорта Д. Флори способы увеличения объема кооперации в сфере безопасности движения и предотвращения ДТП. В том же месяце было подписано соглашение между Сирийской ассоциацией врачей и Национальным советом Французской организации врачей, в рамках которого предполагается интеграция деятельности в сфере здравоохранения.

Пожалуй, наиболее значительный интерес для Франции представляет сирийская нефтяная промышленность. Министр нефтяных и минеральных ресурсов Сирии И. Хаддад в одном из своих выступлений подчеркнул важность роли французской компании TotalFinaELF в секторе сирийской нефте- и газодобычи. Еще в 1998 г. эта компания активно участвовала в разработке нефтяных месторождений в восточной части Сирии. Так, в районе Дейр-эз-Зор компания ежедневно добывала 60 тыс. баррелей нефти; также проводилась разведка в районе Тишрин. Данная компания участвует в проекте по добыче и экспорту газа в районе Дейр-эз-Зор (проект утвержден в 1999 г., реализуется, начиная с 2002 г.).

Наряду с Германией и Японией, Франция предоставляет основную массу сирийских кредитов и грантов. Соответственно, необходимость соблюдения собственных экономических интересов требует от Франции выстраивать свою ближневосточную политику, основываясь на позитивных принципах, а также проявлять лояльность по отношению к экономически приоритетным странам. Так, в октябре 2005 г., когда Франция настаивала на полном сотрудничестве Сирии со следственной комиссией ООН, посол Франции в САР Жан-Франсуа Жиро заявил, что его страна связана с Сирией узами глубокой дружбы. Он подчеркнул, что Франция не поддерживает идею наложения экономических санкций на Сирию, и отметил, что сирийско-французские отношения видели сложные периоды, но «дружба всегда преодолевала эти трудности». В ноябре 2005 г. президент Ширак возобновил свой призыв к Сирии оказывать всемерное содействие официальному расследованию дела Харири. Однако в то же время на встрече с президентом Йемена Али Абдуллой Салихом Ж. Ширак отметил, что действия Франции не направлены против самой Сирии или ее правящего режима.

Символично то, что на протяжении всего правления в Сирии Б. Асада многостороннее сотрудничество САР с Францией не прекращалось, он продолжалось даже во время расследования дела Харири, а также в период международной изоляции Сирии. Так, в ноябре 2005 г. между Сирией и Францией было подписано соглашение о сотрудничестве Дамасского университета с университетом Марне-ла-Валли во Франции, предполагавшее научную кооперацию и широкую обменную программу для студентов, профессоров и исследователей. Продолжалось и экономическое сотрудничество. Что касается экономической кооперации, то в ноябре 2006 г. сирийский министр экономики и торговли Амир Хусни Луфти обсуждал с новым послом Франции в Сирии Мишелем Дюкло достижения сирийской экономики в области либерализации, имевшиеся на тот момент, а также состояние дел в сфере инвестиций.

Отдельного упоминания заслуживает мнение французской «улицы» об отношениях Франции и Сирии. В целом, французская общественность настроена достаточно доброжелательно по отношению к САР и арабским государствам Ближнего Востока в целом. Подтверждением этого служит тот факт, что в июле 2006 г. в городах Франции прошли массовые демонстрации в знак протеста французов против агрессии Израиля в Ливане и Палестине. Демонстранты обратились к правительству с призывом занять более справедливую позицию по этому вопросу.

Необходимо также отметить, что во Франции функционирует Ассоциация французско-арабской дружбы (председатель Люсьен Биттерлин), которая поддерживает активные контакты с Сирией. Так, в ходе своего визита в САР в апреле 2003 г. Л. Биттерлин встретился с министром высшего образования Сирии Х. Рашихом, а также с министром нефтяных и минеральных ресурсов Сирии И. Хаддадом. В ходе встречи обсуждались французские проекты в Сирии в сфере образования и экономики — приоритетных направлений сотрудничества САР и Франции. В сентябре 2005 г. Л. Биттерлин от лица французского народа выразил поддержку Сирии в ее противостоянии международному давлению, подчеркнув при этом свою поддержку сирийских требований о возвращении Голанских высот.

Что касается позиции Сирии в отношении сотрудничества с Францией, то она весьма неоднозначна. С одной стороны, французская экономическая поддержка, как консультативная, так и финансовая, чрезвычайно важна для сирийского развития. С другой стороны, степень сирийского доверия к Франции во многом зависит от того, поддерживает ли Франция политику США по отношению к САР. Так, в августе 2006 г., когда Ширак в одном из своих выступлений отметил, что «не уверен» в Сирии, сирийский министр информации Мухсин Билал заявил, что уверенность или неуверенность Ширака в Сирии есть его собственное дело, не касающееся САР и ее непосредственной политики. Билал также подчеркнул, что популярность Ширака в тот момент достигла низшей точки за все время его правления — 17%; то есть министр подразумевал, что Франция пытается ослабить внутреннее недовольство, «переключив» его на некий внешний отвлекающий фактор, а именно на положение Сирии.

Новый этап в динамике сирийско-французских отношений начался с избранием на пост президента Франции Николя Саркози. Стоит отметить, что еще в июне 2004 г., когда Саркози был министром финансов, он занимал дружественную позицию по отношению к Сирии, и имелись основания предполагать, что, если он будет избран главой государства, то в целом продолжит ближневосточную политику Ширака. Однако в июне текущего года Саркози заявил о невозможности возобновления диалога с Сирией на высочайшем уровне, по крайней мере, на тот момент. Ближневосточная политика Франции теперь в значительно большей мере, нежели ранее, ориентирована на интересы Израиля и менее склонна идти навстречу пожеланиям Сирии. САР вынуждена встраиваться в изменившуюся конъюнктуру. В конце октября с.г. министр иностранных дел Сирии В. Муаллим встретился с французским дипломатическим представителем Ж.-К. Куссераном; основным пунктом переговоров был ливанский вопрос. Муаллим подтвердил, что Сирия считает, что решение проблем в Ливане должно исходить от самого Ливана.

При этом Франция проводит различную политику в отношении Сирии и Ирана. Париж предполагает, что две проблемы, связанные с Ираном — иранская ядерная программа и поддержка Ираном «Хизбаллы», — должны рассматриваться по отдельности. В ноябре с.г. Саркози подтвердил, что арабские страны, включая Иран и Сирию, имеют полное право на ядерные разработки в мирных целях. Однако при этом Франция считает возможным в ходе политического взаимодействия с Сирией апеллировать к расследованию дела Р. Харири. Это, по всей видимости, вызвано жесткой конкуренцией Сирии и Франции в борьбе за влияние в Ливане. Общий внешнеполитический курс Саркози, по его собственным заявлениям, ориентирован на активизацию роли Франции в рамках НАТО, а также на сотрудничество с США. Так, сирийский вопрос был одним из основных в повестке дня переговоров Саркози с Дж. Бушем и канцлером ФРГ А. Меркель в начале ноября с.г.

Сирийская общественность чутко отреагировала на изменения в сирийско-французских отношениях. Перспектива французско-американского сотрудничества в политическом пространстве Ближнего Востока воспринимается Сирией с настороженностью, так как Евросоюз и, в частности, его ведущие страны, такие как Франция и Германия, представляют для Сирии интерес в первую очередь как противовес США и их экспансионистской политике на Ближнем Востоке.

В целом, ближневосточная политика Франции во многом основана на идеалах и принципах Шарля де Голля, считавшего, что Франция имеет собственное положение в мире и собственное видение мира. В отличие от США, стремящихся реализовать свой план по переустройству региона силовыми методами, Франция предпочитает применять консультативное воздействие, в частности, в экономической сфере. Франция также стремится проводить собственную политику в отношении Сирии и всего Ближнего Востока, ориентируясь на свои экономические интересы в данном регионе. Однако это непросто, так как чрезмерное давление со стороны Франции может быть воспринято как подражание США и приведет к утрате Францией авторитета в ближневосточной политике. Это еще более актуально в свете стремления Франции занять позицию ключевого посредника между арабскими странами, в том числе Сирией, с одной стороны, и Израилем и США — с другой, в процессе мирного урегулирования, в частности, в рамках предстоящей ближневосточной конференции.

По материалам http://news.bbc.co.uk http://www.jpost.com http://www.guardian.co.uk http://english.peopledaily.com.cn http://www.washingtonpost.com http://www.arabicnews.com http://www.sana.org http://www.cnn.com/ http://www.neurope.eu/ http://www.ambafrance-us.org/ http://www.total.com/ http://www.moskau.diplo.de

52.38MB | MySQL:103 | 0,851sec