О спуске на воду первой подводной лодки, построенной в Турции

22 декабря 2019 г. президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган принял участие в церемонии спуска на воду подводной лодки Piri Reis на военной верфи Гельджук на северо-западе страны. Выступая перед собравшимися, турецкий лидер сообщил, что, начиная с 2022 г., ВМС Турции ежегодно будет передаваться по одной подлодке. По его словам, власти Турции планируют построить в целом 6 подлодок для ВМС Турции. Вторая подлодка — Hızır Reis находится на стадии технического оснащения и предположительно будет спущена на воду в 2022 г. Последнюю подлодку планируется передать командованию ВМС Турции не позднее 2027 г., сообщил президент Турции. Продолжается строительство третьей и четвертой подводных лодок, отличающихся сверхманевренностью и возможностью, находится долгий период под водой (автономностью). Подлодки оснащены современными торпедными комплексами, могут также уничтожать статичные объекты противника на суше, ставить минные заграждения и наносить ракетные удары. Длина подлодки водоизмещением 1850 тонн составляет 68,35 метров, ширина – 6,3 метра. Команда состоит из 40 человек. Подлодка сможет находиться под водой 17 дней. Срок строительство и оборудование подлодок класса Reis занимает 42 месяцев, приемочные испытания – 9 месяцев, испытания на море – 11 месяцев, в общей сложности 62 месяца[i].

Напомним, что строительство подлодки Piri Reis началось четыре года назад в рамках проекта турецких ВМС по созданию подводной лодки нового типа (Yeni Tip Denizaltı Projesi, YTDP) с целью повышения способности оборонной промышленности страны. В частности, строительство первой подлодки Piri Reis началось 28 сентября 2015 г., что было связано с тем, что в этот день в 1538 г. состоялось военно-морское сражение у Превезы между османским флотом и флотом «Святой Лиги», в котором османский флот одержал решительную победу. Тогда османским флотом командовал адмирал  Хайреддин Барбаросса (он получил от султана почетное звание Хайр-эд-Дин – «Хранитель веры», а Барбаросса означает Рыжая Борода), благодаря которому, османский флот доминировал в Средиземном море. Примечательно, что в конце 2017 г. турецкая пресса сообщила, что подводная лодка Piri Reis будет спущена на воду в конце 2018 г.  Было также сообщено, что в рамках программы YTDP планируется построить 6 подводных лодок до 2025 г. (каждый год состав ВМС Турции пополнит одна подводная лодка класса Reis)[ii].

Итак, TCG Piri Reis (S-330) стала первой подлодкой класса Reis («Лидер»), построенная в рамках программы YTDP. Отметим, что первая подводная лодка  класса Reis получила свое название в честь османского мореплавателя и картографа — Пири Рейса (1470-1555 гг.) в 1547 г. дослужился до звания реиса (адмирала) в качестве командующего османским флотом в Индийском океанен отличился в борьбе с португальцами). Уже известно имя второй подлодки — Hızır Reis (TCG Hızır Reis (S-331)). Здесь у нас есть два варианта. 1) Корабль назван в честь османского адмирала Kurdoğlu Hızır Reis (Курдоглу Хызыр Реис), который в 1569 г. возглавил поход османского флота в Индонезию (остров Суматра). 2) Корабль назван в честь османского адмирала Хайреддина Барбароссы (Barbaros Hayreddin Paşa), настоящее имя которого — Хызыр Реис (Hızır Reis). Третий корабль назван TCG Murat Reis (S-332), четвертый — TCG Aydın Reis (S-333), пятый — TCG Seydi Ali Reis (S-334), шестой — TCG Selman Reis (S-335).

Напомним, что в июле 2009 г. Турция заключила соглашение с крупнейшей немецкой верфью HDW (Howaldtswerke-Deutsche Werft) о совместном производстве шести подлодок типа 214 TN, которое вступило в силу 22 июня 2011 г. Тип 214 является серией дизель-электрических немецких подводных лодок. Так как турецкий тип 214 должен был иметь большое количество турецких систем на борту, этот вариант лодки было решено именовать типом 214 TN (Turkish Navy). Тогда сообщалось, что не менее 80% от объема работ по созданию субмарин возложено на турецкую оборонную промышленность, остальные 20% — на немецкую компанию. HDW будет собирать лишь основные корпусные и механические узлы и некоторые секретные компоненты, в числе которых топливные элементы и двигательные установки. Все электронные компоненты и системы вооружения производятся и устанавливаются в Турции. Тогда говорилось, что эти субмарины могут погружаться на 400 метров и под водой самостоятельно действовать до 50 дней, запас хода составляет 19 000 км. Данное соглашение, которое было оценено 2.5 млрд евро (3.4 млрд долл. США), стало самым большим проектом по наращиванию обороноспособности Турции после закупки 116 самолетов F-35 со стоимостью, превысившей 10 млрд долл., и самой дорогой сделкой в истории ВМС Турции.

Однако в октябре 2014 г. турецкий колумнист Хусейн Озай написал, что между Турцией и Германией начался «субмариновый» кризис, поскольку Германия задерживала поставку подводных лодок типа 214 TN. По договору 2009 г. предусматривалось начать строительство первой из шести заказанных Турцией субмарин в 2011 г. и сдать ее Турции в 2015 г.

Но выяснилось, что из-за технических проблем строительство первой субмарины даже не началось (некоторые эксперты не исключали, что Германия не начала поставки этих субмарин в Турцию из-за Израиля, поскольку не хотела усиления ВМС Турции, учитывая плохие отношения между двумя этими странами)[iii].

После  ухудшения двусторонних отношений турецкая сторона была вынуждена сделать в некоторые корректировки в строительстве подлодок типа 214 TN. Это касалось и названия класса подлодок. Если ранее было решено назвать подлодки типа 214 TN — Cerbe (в честь сражения османского и испанского флота у острова Джерба у побережья Туниса 914 мая 1560 г., итогом сражения стала решительная победа турок под командованием Пияли-паши), то после возникновения проблем с Германией, его переименовали Reis․ Примечательно, что Р.Т.Эрдогана, поддерживающие его граждане Турции, в народе часто называют реисом (Reis).

Однако изменения, которые предприняла турецкая сторона в строительстве подлодок типа Cerbe (Reis) в основном не были положительными. Были сокращены маневренные возможности, тактическая и максимальная скорость, ухудшена гидродинамическое равновесие и другие параметры. Кроме того, увеличился срок производства подлодок класса Reis[iv].

Кстати, мы не считаем случайностью тот факт, что подводную лодку Piri Reis спустили на воду именно 22 декабря — 22 декабря 2015 г. Германия вывела с территории Турции свои системы противовоздушной обороны ЗРК Patriot (эти комплексы были доставлены в порт Искендерун и погружены на борт грузового корабля под флагом Дании)․ В Минобороны Германии подчеркнули об отсутствии угрозы нападения на Турцию с территории Сирии, что делает миссию на территории страны бессмысленной [v]. В реальности, Германия вывела свои комплексы Patriot, потому что турецкие власти летом 2015 г. возобновили военные действия против РПК (курдов).

Турция является владельцем второго по величине подводного флота в НАТО, поскольку на вооружении Военно-морских сил страны состоит 12 подводных лодок, построенных по немецкому проекту Type 209, по 4 классов Ay, Preveze и Gür. Напомним, что в октябре 2015 г., когда началось строительство подлодки TCG Piri Reis, турецкая пресса писала, что она станет самой большой подводной лодкой турецкого флота. В частности, длина подлодки Piri Reis составит 68,35 м (примерно на 3 м длиннее, чем стандартные подлодки), высота 13,1 м (включая перископ), диаметр — 6,3 м, в то время как длина подлодок класса Ay составляет 61 м, длина подлодок класса Preveze – 62 м, длина подлодок класса Gür – 62 м[vi].

Подлодки класса Reis, которые будут оснащены воздушной независимой системой двигателей (Air Independent Propulsion, AIP) и могут оставаться под водой неделями без всплытия, внесут важный вклад в боевую деятельность ВМС Турции. Они станут первым важным шагом модернизации подводного флота Турции, который в реальности устарела и не сможет соответствовать его требованиям, а также турецкой доктрины Mavi Vatan («Голубая родина»). Однако турецкая сторона не собирается довольствоваться этим․ Предполагается, что опыт и технологии, полученные в рамках YTDP, также будут использованы для программы MILDEN.

Напомним, что в конец октября 2019 г. Минобороны Турции объявило о начале новой национальной программы проектирования и постройки подводных лодок, получившей обозначение MILDEN. MiLDEN является сокращением от Milli Denizalti, что переводится как «национальная подводная лодка». В программе участвуют турецкие компании STM, Aselsan, Havelsan, Ayesaş, Mılsoft, Koç Bilgi Sistem, Meteksan Savunma, TÜBİTAK.

На 9-м семинаре по военно-морским системам заместитель руководителя департамента судостроения Министерства национальной обороны контр-адмирал Мехмет Сари выступил с докладом о программе. Согласно его заявлению, первые кадровые назначения в рамках проекта уже состоялись. После завершения разработки проекта начнется период планирования строительства подлодок. Согласно планам, новые подлодки будут построены на предприятии Golcuk Naval Shipyard. Государственная компания Aselsan поставит радиоэлектронное оборудование и средства обнаружения и ведения разведки, а Havelsan – интегрированный пакет командования и управления. В рамках программы MILDEN Турция планирует построить шесть подводных лодок, которые будут приняты на вооружение в 2030-х гг. Предполагается, что новые субмарины будут оборудованы воздухонезависимой энергетической установкой, современными тяжелыми торпедами и управляемыми ракетами[vii].

Таким образом, Турция, которая ранее не осуществляла проекты разработки субмарин, постепенно усиливает и модернизирует свой устаревший подводный флот. Это очень важно для нее, поскольку в целом, Турция — морская страна. Отметим, что длина сухопутных границ Турции составляет 2949 км, в то время как длина морских границ составляет 7816 км (по другим сведениям – 8333 км). Поэтому для Турции важно иметь сильный надводный и подводный флот. Основатель современной Турции Мустафа Кемаль Ататюрк еще свое время заявил: «Являясь наземной силой, лишенной помощи своего флота мы никогда не можем защищать наш полуостров (Малая Азия) от врага, который без труда может приблизить свои сухопутные войска»[viii]

В другом случае он заметил։ «Мы выиграли Дарданелльскую (Галлипольскую) операцию (Первая мировая война) и таким образом спасли Стамбул, благодаря тому, что у нас был сильный флот, и мы сумели закрыть Черноморские проливы. Однако Османская Империя в итоге потерпела поражение в войне, поскольку она не смогла то же самое сделать, то есть закрыть (Баб-эль-Мандебский) пролив, который соединяет Красное море с Индийским океаном (и Великобритания переправила войска из Индии, Австралии, Новой Зеландии через этот пролив)»[ix].

[i] Cumhurbaşkanı Erdoğan: Türkiye attığı adımlardan kesinlikle geri dönmeyecektir, Anadolu Ajansı, 22.12.2019

[ii] Reis, 2018 yılı sonunda denizle buluşacak, Akşam, 25.12.2017

[iii] Габриелян Айк, «Немецко-турецкие разногласия в военной сфере», Институт Ближнего Востока, 26.11.2017

[iv] Reis Sınıfı Denizaltı Projesi (Type-214 TN), Defence Turk, 22.12.2019

[v] Alman Patriot Birliği Türkiye’den ayrıldı, NTV, 22.12.2015

[vi] Piri Reis denizaltısı için ilk kaynak atıldı, Milliyet, 10.10.2015

[vii] Türkiye’nin milli denizaltı projesi resmen başladı, Akşam, 24.10.2019

[viii] Atatürk ve Deniz Kuvvetleri, Türk Deniz Kuvvetleri Komutanlığı

[ix] Nejat Tarakçı, Cumhuriyet ve Türk Denizciliği, TASAM, 20.10.2012

52.24MB | MySQL:103 | 0,672sec