Первез Мушарраф признан победителем на президентских выборах

Верховный суд Пакистана дал указание Избирательной комиссии «объявить генерала Первеза Мушаррафа победителем на президентских выборах», прошедших 6 октября с.г. [1]. В условиях бойкота выборов оппозицией и значительного числа воздержавшихся от голосования генерал Мушарраф набрал большее количество голосов.

Согласно Конституции страны, Избирательная комиссия по проведению президентских выборов объявляет итоги голосования сразу же после подсчета голосов. Однако еще в августе и сентябре высший судебный орган обязал Избирательную комиссию Пакистана опубликовать результаты выборов только после того, как Верховный суд рассмотрит поданные петиции, оспаривающие законность участия в выборах генерала П. Мушаррафа.

Основными оппонентами последнего на президентских выборах были Ваджихуддин Ахмед — отставной судья и Фарьял Талпур — назим (глава органа местного самоуправления). Они и подали петиции, оспаривающие законность участия военного чина в кампании.

На момент проведения президентских выборов Первез Мушарраф занимал два высших государственных поста – президента Исламской Республики Пакистан и главнокомандующего пакистанскими вооруженными силами. Согласно процедуре президентской избирательной кампании, нет ограничений для участия в выборах светских или гражданских лиц. Поэтому участие П. Мушаррафа в выборах является легитимным. Со своей стороны, еще до событий 6 октября генерал Мушарраф дал обещание, что покинет пост начальника штаба сухопутных сил непосредственно после процедуры инаугурации на второй президентский срок.

Сразу после президентских выборов Верховный суд приступил к слушанию петиций. Следует напомнить о непростых взаимоотношениях между генералом П. Мушаррафом и Ифтихар Мухаммад Чаудхри/Iftikhar Muhammad Chaudhry, бывшим главным судьей Верховного суда. В марте текущего года последний был отстранен президентом страны П. Мушаррафом от занимаемой должности за превышение служебных полномочий, а уже в июле, по решению того же суда, был восстановлен.

Практически месяц Верховный суд рассматривал петиции, откладывая время от времени слушания под благовидными предлогами. Процесс казался бесконечным… Судьба президента Пакистана зависела не от Конституции, а от судей Верховного суда. Дата утверждения победителя на президентских выборах откладывалась на неопределенное время. По Исламабаду поползли слухи, что Верховный суд не признает законность участия генерала П. Мушаррафа в президентских выборах. Ожидаемого решения Верховного суда не было. Генерал П. Мушарраф был ограничен во времени, так как 15 ноября, согласно Конституции, истекал срок полномочий Национальной и провинциальных ассамблей. И в тот же день истекал срок полномочий П. Мушаррафа на посту президента Исламской Республики Пакистан. Он уже назначил генерала Кияни заместителем главнокомандующего пакистанской армией, т.е. своим преемником.

События в Исламабаде разворачивались на фоне неблагоприятных военных действий против исламских экстремистов в соседних с Афганистаном районах Северо-Западной пограничной провинции, а также террористических актов, направленных непосредственно против армейских подразделений Пакистана.

3 ноября генерал П. Мушарраф, главнокомандующий пакистанскими вооруженными силами, ввел в стране режим чрезвычайного положения. В тексте Декларации он изложил основные причины своего приказа:

— «Налицо активизация деятельности экстремистов и участившиеся террористические атаки, включая взрывы террористов-смертников, взрывы самодельных взрывных устройств, стрельба с применением реактивных снарядов, взрывы бомб, а также формирование военизированных группировок, чьи действия достигли беспрецедентного уровня насилия, угрожая жизни и имуществу граждан Пакистана»; «В это время некоторые представители судебной власти действуют вразрез интересам исполнительной и законодательной власти в борьбе против терроризма и экстремизма, подрывая таким образом решения правительства и нации по ослаблению их деятельности, угрожающей физическим насилием».

— «Налицо возрастающее вмешательство представителей судебной власти в политику, проводимую правительством, особенно в области экономического развития; налицо вмешательство в деятельность исполнительной власти..; контроль за ценами, разукрупнение предприятий-гигантов и предприятий городского планирования. Это ослабляет позиции правительства; полиция полностью деморализована и быстро теряет эффективность в борьбе против терроризма, затруднена работа спецслужб по предотвращению террористических актов» и т.д. [2].

Главный судья Верховного суда Ифтикар Чаудхри и восемь судей ВС отказались подписать Временный конституционный указ/Provisional Constitutional Order, изданный президентом П. Мушаррафом, и были отстранены от должностей, а вскоре взяты под арест [3]. Практически сразу, 4 ноября, к присяге был приведен новый Главный судья Верховного суда Пакистана Абдул Хамид Догар/Abdul Hameed Dogar [4].

После введения чрезвычайного положения практически «все флаги» отвернулись от президента П. Мушаррафа, оппозиция шумно давила, США, Евросоюз, Британское сообщество постоянно настаивали на его отставке с поста главнокомандующего, скорейшем объявлении срока всеобщих парламентских выборов, грозя санкциями…

21 ноября новый состав Верховного суда отклонил последнюю петицию, ставившую под сомнение законность участия генерала П. Мушаррафа в президентских выборах. Таким образом, ВС признал легитимность участия генерала П. Мушаррафа в президентских выборах, состоявшихся 6 октября с.г. в Исламской Республике Пакистан/ИРП.

Следует ожидать новой страницы в летописи Исламской Республики Пакистан – клятвы П. Мушаррафом при вступлении на пост президента страны, отставки генерала П. Мушаррафа с поста главнокомандующего вооруженными силами, проведения всеобщих парламентских выборов в январе 2008 г. и грядущих лет правления страной гражданским президентом П. Мушаррафом.

1. BBC 25.11.07.

2. BBC 03.11.07.

3. Dawn 03.11.07.

4. Dawn 05.11.07.

62.82MB | MySQL:102 | 0,514sec