Конфликт, не поддающийся разрешению

В 2007 г. исполняется 60 лет с момента начала арабо-израильского конфликта, в более широком толковании получившего название «ближневосточного».

Формально начало ему положила резолюция № 181 от 29 ноября 1947 г. о разделе Палестины на арабское и еврейское государства. Последовавшие за этим события, в частности, вступление войск арабских стран на территорию Палестины, положившее начало первой арабо-израильской войне, продемонстрировали и демонстрируют по сей день, что тогдашние руководители арабских стран, крайне недальновидно отвергнув резолюция ООН № 181 и начав войну, взяли на себя тяжелейшую историческую ответственность за игнорирование воли мирового сообщества, выраженной в этой резолюции, и за разразившийся ближневосточный конфликт. А главной жертвой этого игнорирования стал арабский народ Палестины, вынужденный по настоящее время горьким образом расплачиваться за тяжелые ошибки арабских лидеров той эпохи.

За истекшие 60 лет с момента начала конфликта о нем в разных странах написаны сотни книг и тысячи статей. С позиций начала наступившего столетия для наблюдателей разных уровней и специалистов, десятки лет занимающихся этим конфликтом, очевидными являются несколько выводов и обстоятельств, которые будут определять его дальнейший ход в наступившем ХХI-ом столетии.

Во-первых, каждое поколение политиков и высших военных стран, вовлеченных в конфликт с обеих сторон, предпринимало безуспешные попытки решить его мирными переговорами или силой в свою пользу, ущемляя тем самым интересы противоположной стороны и делая свои ошибки. Известные решения ООН, в частности резолюция 242 ее Совета Безопасности от 22 ноября 1967 г., при этом либо учитывались частично, либо игнорировались полностью.

Во-вторых, с обеих сторон в каждом новом поколении и политиков, и широких масс населения определенный удельный вес составляли и составляют экстремисты, экстремистские партии, организации и другие силы, которые не признавали и не признают сегодня даже тех шагов навстречу друг другу, которые проделали умеренные политики. Они выступают с экстремистскими требованиями и за экстремистские, а,, следовательно, нереалистические, пути и методы решения конфликта, что может вести лишь к его дальнейшему затягиванию.

В-третьих, огромное воздействие на ход конфликта на протяжении всей его шестидесятилетней истории оказывали позиции стран, обеспечивавших военную, экономическую и морально-политическую поддержку сторонам, противостоящим друг другу в этом конфликте.

От этих трех факторов и их всевозможных комбинаций и будет зависеть дальнейшая судьба ближневосточного конфликта в наступившем веке. Очередным свидетельством этого вывода стал упоминавшийся выше итоговый документ саммита Лиги арабских государств (ЛАГ), состоявшегося в марте 2006 г.в Хартуме.

В этом документе, получившем название «Хартумской декларации», участники встречи приветствуют выборы в палестинский парламент, состоявшиеся 25 января 2006 г., их объективность и прозрачность. В нем также подчеркнута недопустимость вмешательства во внутренние дела палестинской автономии и «односторонних шагов Израиля», касающихся размежевания с палестинцами. Этот пункт выглядит особенно актуальным на фоне объявленной в тот же день победы на выборах в израильский парламент партии «Кадима» Эхуда Ольмерта. В предвыборных выступлениях Ольмерт неоднократно говорил о намерении в одностороннем порядке определить границы Израиля в виду невозможности контактов с оказавшимся у власти движением ХАМАС. Характерно, что в «Хартумской декларации» ХАМАС даже не упоминается, а ее представителей на саммите не было.

Участники встречи в Хартуме подтвердили приверженность продолжению оказания помощи Палестинской национальной администрации посредством механизмов, выработанных на арабском саммите в Бейруте в 2002 г. Она заявили о готовности оказывать палестинцам ежемесячную финансовую помощь в размере 55 млн. долл. США. Палестинская делегация была заинтересована в получении от арабского мира дотаций в размере 130 млн.долл. в месяц, однако, итоговые документы саммита ЛАГ закрепили лишь ранее взятые на себя Лигой обязательства.

Хартумский саммит в своем итоговом документе также заявил о приверженности одобренной на бейрутской встрече в верхах в марте 2002 г. и почти забытой из-за отсутствия практической реакции на нее арабской мирной инициативе, которая «является основой для решения арабо-израильского конфликта».

Под формулировкой «арабская мирная инициатива» или «общеарабская мирная инициатива» понимается саудовское предложение по урегулированию на Ближнем Востоке. В нем Израилю предлагается уйти с арабских территорий, оккупированных в 1967 г., признать создание независимого и суверенного палестинского государства на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа и обеспечить справедливое решение проблемы палестинских беженцев. В обмен арабы готовы признать еврейское государство, подписать с ним мирные соглашения и установить нормальные отношения.

В «Хартумской декларации» содержался также призыв к «четверке ближневосточных посредников» в составе США, ЕС, РФ и ООН активизировать усилия по претворению в жизнь разработанной ими мирной инициативы «дорожная карта», которую как Израиль, так и ХАМАС в 2006 г. считали уже неактуальной.

При этом Израиль еще в 2002 г. отклонил «общеарабскую мирную инициативу». Однако в период, прошедший после саммита в Хартуме, и Израиль, и США стали давать понять, что «общеарабская мирная инициатива» может стать основой для переговоров по урегулированию.

В марте 2007 г. израильский премьер-министр Э.Ольмерт выразил оптимизм по поводу этого плана, заявив, что «если умеренные арабские государства попытаются активизировать процесс (мирного ближневосточного урегулирования – В.Г.) в соответствии с его предначертаниями, то это можно будет считать позитивным изменением».

В том же месяце посетивший Эр-Рияд накануне очередного саммита Лиги арабских государств в саудовской столице политический лидер ХАМАС Халед Машааль заявил, что его движение не будет противодействовать «общеарабской мирной инициативе», если она будет подтверждена на предстоящем саммите. Это был очевидный позитивный сдвиг в позиции ХАМАС, поскольку до этого движение избегало выражать прямую поддержку этой инициативе.

Накануне открытия ХIХ саммита в Эр-Рияде министр иностранных дел королевства Сауд аль-Фейсал подчеркнул, что эта инициатива – «лучшее средство достижения справедливого и всеобъемлющего решения не только по палестинской проблеме, но и по всем аспектам арабо-израильского конфликта». Он предупредил Израиль, что его ждет «военная развязка конфликта в случае отказа принять достойные условия мира, которые ему предлагают арабы».

По мнению многих обозревателей и специалистов по ближневосточному региону, арабская мирная инициатива – универсальна и содержит практически все основные пункты известных резолюций ООН по арабо-израильскому конфликту, проблеме границ и Иерусалима, правам палестинских беженцев на возвращение к родным очагам. Ее выдвижение означает, что арабские лидеры готовы теперь обсуждать реальные пути подхода к всеобъемлющему миру, а не просто декларировать принципы урегулирования.

ХIХ саммит открылся 28 марта 2007 г. и получил название «саммит восстановления арабской солидарности и реанимации мирного процесса». В центре внимание его участников — платформа мирного урегулирования и вопрос о создании региональных миротворческих сил.

Генеральный секретарь Лиги арабских государств (ЛАГ) Амр Муса предложил Израилю вступить в переговоры с арабами на основе их мирного плана. По его словам. «возвращения к практике прошлых лет, когда мирный процесс сводился к односторонним уступкам, больше не будет». Израилю придется сделать ответственный выбор и прекратить оккупацию палестинских территорий, Голанских высот и района Шебаа, если он хочет мира, сказал Муса. Генсек ЛАГ сообщил, что на саммите будет вплотную обсужден вопрос о создании межарабских сил для проведения миротворческих операций в регионе.

Таким образом, саудовский план пятилетней давности получил в Эр-Рияде новое, вторичное звучание. Это свидетельствует о том, что за эти пять лет арабам не удалось выработать никакого нового реалистического плана ближневосточного урегулирования, в котором бы учитывались новые факторы и обстоятельства, возникшие в последнее время в регионе. Сюда следует отнести вооруженный конфликт между Израилем и шиитской «Хизбаллой» летом 2006 г. среди этих новых факторов и обстоятельств – крайне болезненный не только для палестинцев, но и для всех арабов вооруженный конфликт между движением ХАМАС, поддерживаемым Сирией и Ираном, и арафатовски-аббасовским движением ФАТХ. Этот конфликт привел палестинцев не только к военно-политическому, но и фактически к территориальному расколу, резко усилив позиции Израиля. Если он отверг арабскую мирную инициативу в 2002 г., то теперь он ее тем более проигнорирует.

Теперь мало что меняют в этом отношении и пять резолюций по палестинскому вопросу, принятых на ХIХ саммите. Саммит высказался, в частности, за активизацию мирного процесса (пожелание, разумеется, благое), за поддержку правительства национального единства (которого фактически нет) и в пользу снятия блокады с автономии. Но ведь сами палестинцы, голосовавшие за ХАМАС, навлеки на себя эту блокаду.

Саммит ЛАГ в Эр-Рияде подтвердил резолюцию предыдущей арабской встречи в верхах о превращении Ближнего Востока в зону, свободную от ядерного оружия. Арабские руководители высказались на использование атомной энергии на Ближнем Востоке исключительно в мирных целях и под контролем МАГАТЭ.

В целом можно считать, что новая арабская встреча в верхах, несмотря на принятые резолюции и сделанные заявления не приблизила ближневосточный регион к разрешению его самого застарелого конфликта. Слишком много противоречий наблюдается в самом арабском мире, которые мешают арабским странам выступить действительно консолидировано и сообща занять единую позицию.

Этих противоречий и разногласий намного больше, чем факторов, сближающих и объединяющих арабский мир. Некоторые арабские лидеры даже не согласились принять участие в ХIХ саммите. В их числе вождь Ливийской Джамахирии Муамар Каддафи, президент Туниса Зин аль-Абидин Бен Али, король Марокко Мухаммед VI, султан Омана Кабус.

Сплочению арабов мешает межконфессиональная суннитско-шиитская рознь в арабских странах Машрика, деятельность подпольной террористической сети «Аль-Каида», иранский фактор, в частности оккупация Ираном трех принадлежащих ОАЭ островов в Персидском заливе, ситуация в Сирии и Ливане.

Прозвучавшая на саммите иррациональная угроза в адрес Израиля о возможности «военной развязки конфликта» лишь укрепила в Израиле позиции радикалов и экстремистов и еще более отдалила поиск подхода к действительному ближневосточному урегулированию в обозримом будущем.

Новый вехой на пути урегулирования ближневосточного конфликта, открывающей седьмое десятилетие поисков его решения, призвана стать международная конференция по Ближнему Востоку, в частности по вопросу создания палестинского государства в американском г.Анаполисе в ноябре с.г., инициированная президентом США Дж.Бушем. В конце сентября с.г. упоминавшийся выше «квартет» посредников поддержал и одобрил эту инициативу.

В конференции предполагается участие комитета, уполномоченного Лигой арабских государств. В его состав войдут министры иностранных дел Саудовской Аравии, Египта, Иордании, Сирии, Ливана, Марокко, Бахрейна, Йемена, Палестинской национальной администрации, а также генеральный секретарь Лиги.

Позиции главных сторон конфликта – Израиля и Палестинской национальной автономии весьма расходятся по возможным итогам конференции. Палестинцы, в частности, хотят, чтобы на конференции было принято заявление с указанием конкретных сроков создания их независимого государства.

К числу спорных вопросов относятся такие как, кому будет принадлежать Иерусалим, что делать с палестинскими беженцами, потерявшими собственность в ходе войны 1948 г., каковы будут границы палестинского государства.

Вашингтон надеется привлечь на конференцию как можно больше арабских стран, в т.ч. и Сирию.

Израильский министр Ами Аялон призвал главу своего правительства Э.Ольмерта покончить с бойкотом ХАМАС и пригласить представителей этой организации принять участие в конференции. Он отметил, что такое приглашение должно быть обусловлено принятием ХАМАС позиции палестинского правительства.

В канун проведения конференции во многих странах делаются самые разные прогнозы и предложения о ходе ее работы и возможных итогах. Так, 5 ноября с.г. вице-премьер Израиля Хаим Рамон заявил, что эта конференция приведет к развалу правительственной коалиции, и что для подтверждения обязательств, которые могут быть приняты израильской делегацией, нужно будет проводить общенародный референдум. При этом, если в Анаполисе будут приняты какие-либо решения по окончательному статусу, их нельзя будет реализовывать до того, как палестинское руководство в лице Аббаса и Файяда обретет реальную политическую силу. Израиль, в свою очередь, не пойдет ни на какие уступки до тех пор, пока не будут разоружены террористы и ликвидирована инфраструктура террора.

Только таким путем палестинское руководство сможет доказать, что берет на себя ответственность и способно осуществлять контроль за безопасностью.

Разумеется, что прогноз чиновника такого высокого уровня можно считать выражением официальной израильской позиции или ее основы.

С палестинской стороны можно выделить заявление председателя ПНА Махмуда Аббаса, сделанное им 2 ноября по окончании переговоров с госсекретарем США К.Райс в Рамалле. По окончании переговоров он заявил, что он как и Ольмерт, верит в мирный процесс, в возможность настоящего мира между израильтянами и палестинцами и в создание палестинского государства. При этом он подчеркнул, что Израиль должен прекратить поселенческую экспансию, строительство забора безопасности, и выразил готовность вернуться к той ситуации, которая имела место на палестинской территории до начала интифады «Аль-Акса».

К.Райс, со своей стороны, выразила надежду на то, что Анаполис станет исторической вехой в создании независимого палестинского государства, а ситуация в регионе после этого саммита кардинально изменится.

13 ноября с.г. она заявила, что обе стороны, израильтяне и палестинцы, должны будут на этой конференции найти на значительные уступки друг другу, не уточнив, правда, на какие именно. Обозреватели и эксперты-ближневосточники поэтому могут лишь предполагать масштаб этих уступок, исходя из следующих ее слов: «Угроза, исходящая от экстремистов, означает, что провал переговоров попросту не вариант» и «Что находится под угрозой, так это не что иное, как будущее Ближнего Востока». К.Райс также добавила, что условия для мира – вполне подходящие, потому что Израиль теперь имеет дело с легитимным партнером – главой Палестинской администрации М.Аббасом. «По нашему представлению, безопасность демократического еврейского государства требует создания и палестинского государства», — сказала госсекретарь.

Эту же идею К.Райс подчеркивала в своих других выступлениях, как в США, так и в странах Ближнего Востока.

Но подготовка к конференции, открывающейся 26 ноября, проходит не без сложностей, что дает некоторым обозревателям возможность даже говорить об угрозе ее срыва. Одной из таких сложностей стала бойня в Газе 12 ноября, устроенной боевиками ХАМАС при разгоне манифестации, сторонников движения ФАТХ, приуроченной к 3-й годовщине смерти его основателя Я.Арафата. 9 человек было убито и более 100 получили ранения. Эта бойня дополнительно усилила раскол в палестинском обществе и поставила под вопрос возможность единой общенациональной позиции на предстоящих переговорах.

В том случае, если итоговый документ по результатам конференции будет нечетким, то ее устроители попытаются использовать ее для содействия еще одной попытки реализовать первый этап известной «Дорожной карты» к миру, разработанной в 2003 г.

Но и здесь позиции стран кардинально расходятся, в частности по вопросам границ, статуса палестинских беженцев и Иерусалима.

В любом случае конференция в Анаполисе станет еще одной попыткой если не решить конфликт, то хотя бы наметить некоторые пути к его урегулированию и по меньшей мере сблизить позиции противоборствующих сторон.

52.25MB | MySQL:103 | 0,620sec