Ситуация в Сомали: октябрь 2007 года

Октябрьские события в Сомали в основном развивались в двух направлениях — по линии противоборства в районе Могадишо между правительственными силами и эфиопскими войсками, с одной стороны, и исламистскими формированиями — с другой, а также по границе самопровозглашенных Сомалиленда и Пунтленда — двух образований в границах прежнего Сомали, находящихся на севере страны.

Главной особенностью боевых действий в столице стала их резкая интенсификация, в результате чего ощутимые потери понесли эфиопские войска.

3 октября интенсивные бои прошли в южных кварталах Могадишо между исламистами и силами альянса правительственных и эфиопских войск. Столкновения развернулись в районе старого здания Министерства обороны страны и вызвали пожар на самом большом рынке столицы — Барака, который уничтожил находившиеся там товары. По итогам столкновений каждая из сторон утверждала, что противоположная сторона потеряла до 20 человек убитыми. В этих боях впервые на стороне исламистов дало о себе знать движение «Шабаб» /»Молодежь»/, которое даже исламисты характеризуют как «самое радикальное». Как утверждал в заявлении для АФП главарь движения Шейх Мухтар Робо /боевой псевдоним — Абу Мансур/, «наши муджахидины яростно атаковали эфиопских захватчиков и их сомалийских лакеев, уничтожив при этом 12 сомалийских солдат и пятерых эфиопских военных». По его словам, «враги Аллаха использовали тяжелую артиллерию, в результате чего они полностью сожгли рынок Барака с целью уничтожить собственность исламской общины в Сомали». По данным представителя полиции Сомали, правительственные войска уничтожили 13 исламистов, а сами потеряли одного военнослужащего.

В октябре в Сомали было совершено несколько терактов, организованных по «лучшим» сценариям «Аль-Каиды». Одно это лишний раз подтвердило взаимосвязь между организацией Усамы бен Ладена и сомалийскими исламистами, хотя последние это всякий раз отвергают. 10 октября заминированная автомашина взорвалась на базе эфиопской армии в г. Байдоа в 250 км к северо-западу от Могадишо. База располагается в непосредственной близости от гостиницы «Пекин», где в настоящее время находится резиденция премьера переходного правительства Али Мохаммеда Геди. Несмотря на то что, по рассказам очевидцев, взрыв потряс здание гостиницы, сам премьер и его окружение не пострадали. Официальные источники ничего не сообщили о возможных жертвах этого теракта. По данным неофициальных источников, в результате взрыва погибли двое эфиопских солдат. К этому времени резко обострились отношения между Геди и президентом Сомали Абдуллахи Юсуфом Ахмедом. Геди прибыл в Байдоа специально для участия в заседании переходного парламента, на которое предполагалось вынести вопрос о доверии переходному кабинету министров.

Ответственность за совершение теракта в Байдоа взял на себя главарь движения «Шабаб» Шейх Мухтар Робо /Абу Мансур/. «Это была наша операция. Это была операция с использованием смертника, которую осуществил молодой муджахидин с тем, чтобы уничтожить захватчиков. Эта операция — часть нашего джихада. Один наш смертник уничтожил много эфиопов», — утверждал он. Сразу после этой акции сайт сомалийских исламистов www.heegan.net сообщил, что Абу Мансур назначен представителем по печати Альянса за новое освобождение Сомали /АНОС/, образованного в конце сентября в Асмэре, в котором первые роли играют исламисты.

28 октября в Могадишо прошла манифестация протеста против присутствия на территории Сомали эфиопских войск. Судя по всему, она была организована сторонниками АНОС как провокация. Эта затея удалась — эфиопские военные открыли огонь по демонстрантам, убив троих из них.

Конфликт между президентом и премьером привел к тому, что 29 октября глава государства назначил Салима Алиуоу Иброу исполняющим обязанности премьер-министра после того, как Геди ранее в тот же день подал прошение об отставке. До этого он в течение трех лет находился на посту главы переходного правительства. Ранее Иброу занимал пост заместителя премьера. Как заявил в этой связи президент Сомали, Иброу будет находиться на посту премьера до назначения нового главы правительства. Утверждается, что главная причина отставки Геди в том, что он не смог обеспечить безопасность в столице страны. Судя по всему, отставка была осуществлена с согласия Эфиопии. После этого Геди покинул Сомали и выехал в Найроби, где находится его семья. Он сохраняет за собой пост депутата переходного парламента. Интересная деталь: Геди является выходцем из могущественного клана хавийя, многие представители которого встали на сторону АНОС.

16 октября Международное морское бюро /ММБ/ опубликовало доклад о безопасности мореплавания, согласно которому прибрежные воды Сомали стали одними из самых опасных в мире. Из 198 пиратских атак, совершенных за девять месяцев с.г. в мире, 26 приходятся на воды Сомали. В прошлом году за аналогичный период было зарегистрировано восемь подобных случаев. ММБ предупредило судовладельцев, что район действий сомалийских пиратов расширился на расстояние до нескольких сотен километров от берега. Бюро рекомендовало капитанам кораблей не приближаться к берегам Сомали на расстояние ближе, чем 200 морских миль. Как уже объявило Минобороны Франции, французские боевые корабли с начала ноября приступили к эскортированию судов, перевозящих в Сомали грузы продовольствия по программам ПАМ.

17 октября власти Сомали без объяснения причин арестовали представителя Всемирной продовольственной программы /ПАМ/ ООН Идриса Мохаммеда Османа. В ответ в тот же день ПАМ была вынуждена объявить о прекращении распределения продовольствия среди жителей Могадишо. Распределение продуктов было возобновлено на следующий день при 42 мечетях столицы страны, однако ПАМ перевела часть своих сотрудников в относительно безопасные места.

В октябре переходное правительство страны предприняло ряд мер, чтобы упорядочить ситуацию с работой СМИ. Эти меры были крайне необходимы потому, что после победы в начале с.г. объединенных сил переходного правительства и эфиопских войск над исламистами ряд СМИ, особенно электронных, остались под контролем сторонников Высшего исламского совета Сомали /ВИСС/. Их радиостанции сыграли заметную роль в деле консолидации сторонников исламистов. Да и некоторые зарубежные журналисты, прибывшие в страну, поддались на исламистскую пропаганду и предпочитали писать об ужасах эфиопской «оккупации». Стоило властям отреагировать — пусть и не всегда адекватно — на подобные публикации, как международные правозащитные организации завопили о нарушениях свободы «независимой» прессы.

5 октября переходное правительство предписало всем СМИ пройти процедуру регистрации при Министерстве информации. С этого времени в стране разрешалось работать только аккредитованным СМИ.

Стоит напомнить, что 18 сентября правительственные силы взяли приступом радиостанцию «Шабель» и разрушили ее передающую аппаратуру. Эта атака вынудила радиостанцию прекратить вещание. Свои действия военные мотивировали тем, что один из сотрудников радиостанции несколькими часами ранее якобы бросил гранату в солдат, патрулировавших улицу.

Всего в течение 2007 года в Сомали погибли, по меньшей мере, семь журналистов. 12 работников СМИ подвергались арестам, некоторые из них были осуждены по приговорам судов.

Поясняя меры правительства, министр информации Мадобе Нарроу Мохаммед уточнил, что аккредитацию при его ведомстве должны пройти и все работающие в стране организации, занимающиеся вопросами защиты свободы прессы, в частности, Национальный союз журналистов Сомали. Одновременно было объявлено, что местным неправительственным организациям разрешено поддерживать отношения с их зарубежными коллегами только в том случае, если они аккредитованы при Министерстве информации.

На действия властей немедленно отреагировала Международная федерация журналистов /МФЖ/. Лукаво забыв, что процедура аккредитации действует во всех странах, причисляющих себя к «демократическим», МФЖ осудила «ограничения свободы прессы», введенные переходным правительством Сомали, и потребовала их отмены. 11 октября власти перешли от слов к делу. Они арестовали директора и журналиста радиостанции «Симба Радио», а также прекратили вещание этой радиостанции после того, как ее эфир был предоставлен упоминавшемуся выше Абу Мансуру. 19 октября неизвестные расстреляли в Могадишо директора информационного холдинга «Шабель» Башир Нур Геди, радиостанция которого прекратила вещание еще 18 сентября.

В октябре вновь обострилась ситуация и на другом сомалийском «фронте». 1 октября поступили сообщения об ожесточенных боях с использованием тяжелой артиллерии на границе Сомалиленда и Пунтленда, к которым привели взаимные территориальные притязания на район Лас Анод. В ходе этих боев погибли, по меньшей мере, десять человек. Как утверждали военные из Пунтленда, первыми их позиции якобы атаковали формирования Сомалиленда. По неподтвержденным данным, в результате боев контроль над спорным районом перешел Сомалиленду.

В целом, официальным властям Сомали пока не удалось стабилизировать ситуацию в стране. Более того, с учетом бессилия Африканского союза обеспечить эффективную миротворческую операцию, существует реальная опасность повторного прихода исламистов к власти, а это несет реальную угрозу региональной стабильности.

52.23MB | MySQL:103 | 0,474sec