Обзор продовольственной ситуации в Йемене

В конце 2019 года продовольственная ситуация в Йемене оставалось сложной и неустойчивой. Как показали итоги уходящего года, даже несмотря на отдельные, достаточно продолжительные этапы стабилизации конфликта, Йемен сохраняет перманентно высокую зависимость от импорта продовольствия. Попытки властей выйти на устойчивое аграрное производство на местном уровне для укрепления национальной продовольственной безопасности оказываются пока безуспешными. В обозримой перспективе, по крайней мере на 2020 год, доминирующая зависимость йеменцев от внешних продовольственных поставок,  в первую очередь в формате  продовольственной помощи, будет сохранена.

На сегодняшний день, в наибольшей степени от внешней продовольственной помощи зависят регионы, контролируемые хоуситами. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), объёмы импорта продовольствия в Йемен через ключевые порты Красного моря — Ходейда и Салиф — в октябре и ноябре текущего года устойчиво росли. Только в ноябре Йемен импортировал 350 тысяч тонн продовольствия, что на 16% выше среднего месячного уровня за весь предыдущий период 2019 года и на 4% выше показателей октября с.г.

Напомним, что с начала йеменского конфликта в 2014 году, оба этих порта контролировались повстанцами-хоуситами, и только в мае-июне с.г. была наконец реализована договорённость об их передаче под контроль ООН, что позволило в конечном итоге наладить бесперебойные поставки гуманитарной помощи нуждающемуся населению вглубь страны. Более того, ООН удалось заметно сбалансировать поставки продовольствия с тем, чтобы снизить зависимость от портов на Красном море, которые в пик конфликта в 2015-2017 гг обеспечивали пропуск 70-80% всего продовольственного импорта в страну. Сегодня через два этих порта проходит 53% всего импортируемого продовольствия на территорию Йемена (33% — Ходейда, 20% — Салиф). При этом через контролируемый правительством Йемена порт Аден в текущем году было поставлено 41% продовольственного импорта.

Нужно понимать, что примерно 85-90% всего продовольственного импорта в Йемен составляет продовольственная помощь, и только небольшая часть — коммерческие поставки. Соответственно, одновременно с ростом показателей импорта, объёмы продовольственного содействия в Йемене за осень 2019 года также выросли. Так, по данным Всемирной продовольственной программы ООН, в период с декабря 2018 года по настоящее время число бенефициаров продовольственной помощи в Йемене увеличилось с 10.3 до 12 млн человек. При этом в октябре и ноябре с.г. были достигнуты рекордные показатели — охват бенефициаров превысил 12 млн человек. Пропорционально гуманитарные организации наращивали объёмы закупок продовольственной помощи. Только по линии ВПП ООН закупки продовольствия для йеменской программы увеличились со 105-110 тысяч до 120 тысяч тонн. Аналогичный тренд наблюдался и в работе гуманитарных неправительственных организаций Oxfam и Save the Children.

Интересный факт — параллельно с ростом продовольственного импорта эксперты фиксируют увеличение объёмов ввоза топлива в Йемен. Здесь однако наблюдается более высокая волатильность. Но и трактовка показателей прямо пропорциональная — рост топливного импорта, в котором остро нуждается йеменская экономика, является положительным сигналом. После пиковых показателей топливного импорта в мае-июне текущего года (тогда он достигал 275 тысяч тонн), к сентябрю его уровень снизился до среднестатистических показателей 2018-2019 гг., что примерно составило 100-125 тысяч тонн и привело к перебоям. Однако уже в октябре, параллельно с продовольственным импортом, ввоз топлива вновь резко пошёл вверх и достиг в итоге отметки 170-190 тысяч тонн в октябре-ноябре текущего года.

Прогноз продовольственной ситуации в Йемена на начало 2020 года неутешительный: запасов донорских ресурсов на поддержание экспорта продовольствия и топлива в обозримой перспективе может не хватить. Выделенный Саудовской Аравией в 2018 году знаменитый депозит в размере 2 млрд долларов США на поддержку продовольственного импорта, судя по всему, будет исчерпан уже в январе. По крайней мере, сегодня можно наблюдать как Саудовская Аравия намеренно торпедирует одобрение новых заявок на финансовые кредиты для импорта продовольствия в рамках вышеуказанного депозита. Каких-либо четких сигналов от Эр-Рияда либо других доноров о планах напуска аналогичных инициатив по оказанию масштабного финансового содействия для закупок продовольствия в Йемене на 2020 год пока не поступало.

То есть по всей вероятности объемы донорских средств на помощь Йемену будут сохранены в границах текущего года. В принципе, этих средств может быть достаточно, но при условии быстрого реагирования донорами в самом начале года и четком выполнении анонсированных обязательств. Резюмируя итоги бюджетирования Плана гуманитарного реагирования для Йемена на 2019 год, следует отметить достаточный уровень финансирования, особенно на фоне других глобальных гуманитарных кризисов, включая Сирию и Южный Судан. Йеменский гуманитарный план с бюджетом 4.2 млрд долларов США по состоянию на конец года профинансирован  на 83% (3.48 млрд долларов). Однако проблемным фактором стало поступление большей части этих средств только в последние месяцы года — на конец августа 2019 года уровень финансирования плана гуманитарного реагирования составлял лишь 34%. Такая непропорциональность в выделении донорских средств осложняет планирование и повторение схожего сценария в 2020 году может вызвать серьезные продовольственные проблемы,  особенно в начале года.

Другая острая проблема в финансировании йеменской продовольственной помощи — ограниченная донорская база. Йемен целиком зависит от четверки доноров — Саудовской Аравии (28% по итогам 2019 года), США (26%), ОАЭ (12%) и Великобритании (7%). В совокупности — 73% всех выделенных донорских средств. Если в 2020 году любой из доноров в силу политических причин решит выйти из йеменского гуманитарного пула, последствия для программы продовольственной помощи могут быть катастрофическими. С учетом непредсказуемости развития политической ситуации,  особенно по оси Саудовская Аравия-ОАЭ, реализация такого сценария вполне допустима.

Экономисты прогнозируют на этом фоне дальнейшую девальвацию национальной валюты и рост продовольственных цен в ближайшие месяцы. В этой связи многие торговые компании сокращают закупки и снижают резервы, ограничиваясь лишь приобретением продовольствия на самые необходимые нужды, опасаясь резкой девальвации национальной валюты в январе и предпочитая хранить свои обороты в долларах. Также эксперты прогнозируют угрозу продовольственного кризиса в тех регионах, где вооружённый конфликт вероятнее всего будет только усиливаться в начале 2020 года. Речь идёт в первую очередь о таких районах как Ходейда, Хаджа, Садах, Аль-Дали и Таиз. В этих районах в 2020 году наиболее вероятна угроза начала массового голода. Он неизбежно произойдёт, по мнению экспертов ФАО, в случае блокады стратегических портов в Красном море на достаточно продолжительные периоды времени.

Пока неясными остаются и перспективы реализации Эр-Риядского соглашения о перемирии в Адене, заключённого несколько недель назад между правительством и стоящей за ним Саудовской Аравией и повстанцами Южного переходного совета, курируемого ОАЭ. В частности, обстановка в ряде районов пока остаётся нестабильной, и новые вынужденные массовые переселения гражданского населения по-прежнему фиксируются с ноября с.г.

Очевидно, что с точки зрения будущей стратегии в сфере национальной продовольственной безопасности, Йемену необходимо двигаться по пути постепенного замещения безусловной продовольственной помощи коммерческими поставками. В случае прекращения конфликта и экономической стабилизации именно такой выбор представляется наиболее логичным.  Уповать на восстановление местного аграрного потенциала было бы опрометчиво: по данным Всемирного банка доля аграрного сектора (включая лесное и рыбное хозяйства) составляют около 4% ВВП. Характерно, что эта доля исторически последовательно снижалась с 25% в 1990-х гг и до начала военного конфликта в 2014 она уже была на минимуме и составляла 6-7%. То есть еще на предконфликтной стадии Йемен  относился к категории нетто-импортеров продовольствия, а с ростом конфликта и демографическим ростом населения эта зависимость только увеличивалась. Производство аграрного сектора до конфликта удовлетворяло чуть более 10% потребностей  — в 2014 году Йемен производил 538 тысяч тонн зерновых и импортировал 4.4 млн тонн. В 2019 году на фоне роста потребления производство сократилось на 12% и составило 380 тысяч тонн. Соответственно, даже с восстановлением довоенного аграрного производства уровень зависимости от импорта продовольствия (в форме помощи либо коммерческих закупок) в среднесрочной перспективе будет крайне высоким. В 2020 году основные риски массового голода в отдельных регионах страны сохранятся, и эта угроза будет в первую очередь зависеть от развития политической ситуации вокруг Йемена.

62.85MB | MySQL:102 | 0,471sec