Об истории военно-технического сотрудничества Пакистана и Франции в секторе оперативно-тактической авиации

Анализ открытых источников показывает, что в вопросах поддержания боевой готовности оперативно-тактической авиации военно-политическое руководство Пакистана на разных этапах существования молодого мусульманского государства взаимодействовало с Соединенными Штатами Америки, Францией и Китайской Народной Республикой. Сотрудничество официального Исламабада с указанными странами в большинстве случаев носило конкретный характер и подразумевало приобретение ограниченного количества боевых самолетов с учетом территориальных особенностей Пакистана и возможностей ВВС Индии, как основного и, фактически, единственного противника в регионе.

На первом этапе существования Исламской Республики Пакистан национальные ВВС были укомплектованы истребителями и бомбардировщиками американского производства F-86E, F-104 и В-57, которые к концу 60-х гг. прошлого столетия по тактико-техническим характеристикам (ТТХ) уступали ВВС Индии, поскольку их эскадрильи были сформированы из более современных самолетов производства СССР.

Именно техническое превосходство индийской стороны, а также низкая степень готовности отдельных подразделений ВВС Пакистана привели к тому, что в рамках вооруженного конфликта пакистанские военные потеряли 40 боевых самолетов, хотя справедливости ради нужно отметить, что потери индийских военных составили 45 самолетов. При серьезном численном превосходстве эта разница не была значительной для индийских военных.

Осознавая всю важность современной оперативно-тактической авиации, способной выполнять разнородные задачи в ходе крупномасштабного вооруженного конфликта, военно-политическое руководство Пакистана  еще в 1968 г. приобрело для национальных ВВС 24 истребителя «Мираж-3» производства французской компании Dassault Aviation, а именно:

– 18 одноместных истребителей модели «Мираж-3ЕР»;

– 3 двухместных учебно-боевых самолета «Мираж-3DP»;

– 3 самолета-разведчика «Мираж-3RP».

Указанные самолеты были переданы на вооружение 5-й эскадрильи оперативно-тактической авиации 38-ого крыла тактической авиации, которая ранее была дислоцирована на авиационной базе (АвБ) «Саргода». В настоящее время данное подразделение переведено в состав 39-ого крыла, которое дислоцировано на АвБ «Джакобабад».

Французские самолеты позволили снять с вооружения часть устаревших F-86 и F-104, которые были непригодны для маневренного воздушного боя с МиГ-21ФЛ ВВС Индии.  Следует отметить, что в последующем ВВС Пакистана приобретало подержанные истребители «Мираж-3» в других странах мусульманского мира, что позволяло при умеренных затратах поддерживать боевую готовность подразделений. Точное количество подобных самолетов установить не представляется возможным в силу секретности информации по военно-техническим контактам Пакистана с дружественными мусульманскими государствами, которые ранее приобретали аналогичные самолеты во Франции.

Обозреватели китайских специализированных изданий отмечают, что создание единственного в Пакистане комплексного авиастроительного и авиаремонтного предприятия на авиационной базе «Камра» связано именно с масштабным принятием на вооружение национальных ВВС истребителей модели «Мираж-3». Данные самолеты прошли три этапа программы модернизации под шифром ROSE, в рамках которой было модифицировано бортовое радиоэлектронное оборудование, расширена номенклатура авиационных средств поражения и т.д. Известно, что модернизацию прошли как истребители, так и разведчики — провели замену фото и видеозаписывающей аппаратуры.

Китайские специалисты отмечают, что к настоящему моменту большая часть истребителей «Мираж-3» выведена из эксплуатации, поскольку производство данных самолетов прекращено более 40 лет назад и для ремонта годных самолетов приходится заимствовать детали с других машин. Подобный метод поддержания летной годности ограниченного количества самолетов характерен для ВВС тех стран, которые в силу недостаточного финансирования ограничены в закупке новых самолетов.

Китайские специалисты отмечают, что техническому персоналу ВВС Пакистана удается поддерживать летную годность нескольких «Мираж-3», которые на регулярной основе принимают участие в совместных межвидовых учениях ВВС и ПВО «Героический орел», проводимых поочередно в Пакистане и КНР.

На следующем этапе своего существования (в середине 70-х гг. прошлого столетия ) ВВС Пакистана приобрели 28 истребителей «Мираж-5РА2» и 30 самолетов в модификации «Мираж-5РА3». Данные самолеты вместе с «Мираж-3» составили основу для 7-й, 8-й, 15-й, 22-й, 25-й и 27-й эскадрилий оперативно-тактической авиации. Сравнение основных тактико-технических характеристик рассматриваемых истребителей французского производства представлено в таблице ниже.

Таблица 1

Тактико-технические характеристики истребителей «Мираж-3Е» и «Мираж-5РА» ВВС Пакистана

Характеристика/модификация «Мираж-3Е» «Мираж-5РА»
Длина (м) 15 15,55
Размах крыла (м) 8,22 8,22
Высота (м) 4,5 4,5
Производитель двигателя SNECMA SNECMA
Модель двигателя АТАР-9С-3 АТАР-9С
Масса пустого (кг.) 7150 7150
Максимальная взлетная масса (кг) 13500 13700
Максимальная скорость (км/ч) 2350 2350
Крейсерская скорость (км/ч) 956
Практический потолок (м) 17000 18000
Дальность полета без ПТБ 2282 2400
Максимальная дальность полета с ПТБ 3000 3300
Максимальная полезная нагрузка (кг) 3000 3000

 

Анализ приведенных ТТХ показывает, что оба самолета имели равные возможности, однако они отличались бортовой электроникой, а кроме того «Мираж-5РА» являлись носителями противокорабельных ракет и могли выполнять задачи, характерные для морской авиации ВМС – бороться с надводными кораблями вероятного противника. На одном из учений ВВС Пакистана была продемонстрирована такая возможность – истребители «Мираж-5РА» выполнили пуск шести ПКР ММ-39 Exocet и успешно поразили надводную мишень на дальности 50 км.

Вполне вероятно, что при содействии китайских специалистов ВВС Пакистана адаптировали «Мираж-5РА2 и РА3» под применение тактического ядерного оружия – свободнопадающих ядерных авиационных бомб с тормозящим парашютом. Кроме того, китайские оружейники внедрили управляемые ракеты «Гром-2, 2В и 5» в номенклатуру авиационных средств поражения «Мираж-5РА2 и РА3».

Достоверно известно, что вторую партию «Мираж-5РА» ВВС Пакистана приобрели в Австралии, которые в 1990 г. поставили официальному Исламабаду 50 самолетов, которые на тот момент были сняты с вооружения. По данным китайских источников, 45 самолетов сохраняли летную годность и только 5 боевых машин были признаны негодными.

Такое количество самолетов позволило пакистанским военным поддержать техническое состояние собственных эскадрилий. В дополнение к самолетам ВВС Австралии передали боекомплект,  а именно управляемые ракеты класса «воздух-воздух» R550 Magic.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в сентябре 2019 г. официальный Исламабад подписал контракт с Арабской Республикой Египет на поставку 36 истребителей «Мираж-5РА». Указанные боевые машины имеют минимальный налет, и по оценкам китайских специалистов, «Миражи-5» из наличия ВВС АРЕ прослужат пакистанским военным не менее пяти лет.

Подобный контракт вполне соответствует интересам официального Каира, поскольку ВВС АРЕ получают финансирование на поддержание готовности действующих самолетов и избавляются от «Мираж-5». По данным китайских источников, ВВС Египта рассчитывают в ближайшее время приобрести партию истребителей Су-35, а также нарастить количество МиГ-29К.

В свою очередь официальный Исламабад получил возможность поддержать боеготовность двух полноценных эскадрилий при умеренных затратах. Данный  вопрос стоит для ВВС Пакистана крайне остро после отказа Объединенных Арабских Эмиратов продавать более современные «Мираж-2000-9».

55.89MB | MySQL:108 | 0,605sec